Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технофилософская концепция Ф. Бона

Поиск

Третий философ – основоположник философии техники – последователь Канта Фред Бон.

Фред Бон в 1898 году издал свое концептуально-аналитическое исследование «О долге и добре», где целая глава была посвящена философии техники. В предисловии он выдвигает в качестве главной задачи философии анализ и точную формулировку понятий, которые употребляются в обыденном языке. Ф.Бон различает два понятия долга или долженствования: одно – этническое, а другое – техническое.

В этическом плане долг – нравственный долг, составляет, по его мнению, основное понятие «философии нормики», которая является предметом исследования первой главы его сочинения. К познанию этического понятия долга ведет вопрос: «Что я должен делать?». Задающий вопрос интересуется общим направлением своей деятельности и поведения. Ответом на вопрос будет некоторое приказание, завет, а смысл такого завета раскрывается следующими предложениями: «Ты должен делать то, что тебе приказывают», или: «Ты должен делать то, что служит к удовлетворению интереса того, кто приказывает».

Техническое понимание долга ориентировано на то, что должен делать человек, чтобы решить стоящие перед ним практические и/или теоретические задачи. Речь идет уже не об общей нормировке поступка, а об указании средства или пути к достижению цели. Ответом в этом случае будет уже не приказ, а совет, который может быть (не) выполнен по желанию задающего вопрос. Именно утилитарно-прагматическое понимание долга оказывается существенным в философии техники, разработке которой Ф.Бон посвящает вторую главу своего сочинения.

Разработку своей концепции философии техники Ф.Бон начинает с проведения границы между техникой и наукой. Он не сомневается в исключительной важности науки для существования и развития техники. Однако рассмотрение науки в качестве источника существования техники и ее развития не дает основания для их отождествления. Техника и наука – это различные, хотя и взаимодействующие между собой формы человеческой деятельности. Невозможно на основе высказываний какой-либо одной науки построить техническое высказывание. Для этого необходимо собрать отдельные высказывания многих наук и связать их друг с другом.

Наука имеет дело с причинами и следствиями. Ее задача – раскрыть причинно-следственную связь между явлениями. Поэтому ее основная функция заключается в предсказании, а основной ее закон – это закон достаточного основания: «если есть «б», то непременно должно существовать «а» в качестве его основания». Техника же имеет дело с целесообразностью и поэтому ее основной закон – это закон целесообразного действия: «чтобы получить «б», необходимо вызвать «а», или «что должен предпринимать человек, чтобы достичь поставленной перед ним цели». Ф.Бон подчеркивает сложность технических задач, сущность которых заключается в выборе средств (телеологическом рассмотрении).

Исходя из этого, техника должна, по мнению Ф.Бона, выполнять тройную функцию: поиск средства для достижения заданной цели, установление связи между средством и целью и поиск цели для заданного средства, достижение которой само оказывается побочным следствием некоторого другого ряда целей, и выбрать соответствующий ей ряд целей. Этот ряд целей представляет собой цепь следующих друг за другом событий. То есть основная функция техники – не познание, а делание [1, c. 40].

Ф.Бон пытается также разграничить понятия «техника» и «практика». Рассматривая данный вопрос, он отвергает полное отождествление и полный разрыв друг от друга указанных понятий. Техника тесно связана с практикой, но она, с его точки зрения, есть не сама практика, а лишь руководство к ней. Практика – фактическая профессия, а техника – совокупность правил или наставлений к правильному видению профессии. Поэтому каждая профессия и любая человеческая деятельность имеет свою особую технику. Ф.бон относит технику (как и науку) к теории, тем самым отделяя ее от практики. В связи с этим он выдвигает и обосновывает свою идею, согласно которой дело подготовки различных профессий (не только технических) следует доверять только техническим школам, тогда как за университетом закрепляется только функция подготовки одних лишь исследователей.

Ф.Бон считает необходимым различать два понятия техники – узкое и широкое. В узком смысле техника имеет своим основанием только неорганические процессы и поэтому он ее называет «неорганической». В отличие от нее техника в широком смысле не сводима в своих основаниях к физико-химическим закономерностям, поскольку она базируется на органических и социальных процессах. Следовательно, техника в целом охватывает собой «неорганическую технику», «технику органическую» (медицину, животноводство, сельское хозяйство) и «технику психическую» (экономику, педагогику, политику).

Важнейшей характеристикой любой техники остается выполнение функции по реализации взаимосвязи между средством и целью. В своем учении о существе техники как реализации взаимодействия цели и средства Ф.Бон подчеркивает перманентный характер данного процесса. Граница между целью и средством оказывается условной, относительной, подвижной. Следовательно, то, что является целью в одном отношении, оно же выступает средством в другом, и наоборот. То есть удовлетворенная цель сама становится средством к достижению другой цели. Однако данная последовательность непременно находит свое завершение в достижении человеческого счастья. Человеческое счастье как конечная потребность человека представляет собой точку пересечения всех человеческих целей. Следовательно, вопрос «Что я должен делать?» можно перефразировать «Что я должен делать, чтобы быть счастливым?».

Таким образом, можно сделать вывод, что Ф.Бон считает главным предназначением техники стремление к человеческому счастью. Техника и этика как формы человеческого бытия пересекаются между собой, тесно взаимодействуя друг с другом. По убеждению Ф.Бона, «тот, кто рассматривает счастье как общую и высшую цель стремлений, должен также провести исследование ведущих к этой цели средств, как высших и главнейших во всех технических задачах», т.е. встать на путь технический.

Философия действия эспинаса

Французский социолог Альфред Эспинас (1844-1922), в отличие от Э.Каппа, посвятил свою книгу «Происхождение технологии» (1890) проблемам технологии и ее истории. В ней он предпринимает «попытку создать историю общей технологии и праксеологии», то есть задается целью написать историю «философии действия», так как полагал, что «философия знания имела своих историков», между тем как «история философии действия» еще не написана.

А.Эспинас подчеркивает, что ни одно изобретение не может родиться в пустоте; человек может усовершенствовать свой способ действия, только видоизменяя средства, которыми он уже предварительно обладал.

Общая технология – это наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определенных ступенях развития цивилизации.

По мнению А.Эспинаса, технология охватывает три рода проблем, в зависимости от трех точек зрения, с которых можно рассматривать технику:

- можно производить аналитическое описание ремесел в том виде, в каком они существуют в данный момент и в данном обществе, определяя их разнообразные виды, и затем сводить их с помощью систематической классификации к немногим типам. Это соответствует статической точке зрения на технику, в результате чего сформировалась морфология технологии;

- можно исследовать, при каких условиях и в силу каких законов устанавливается каждая группа правил, каким причинам они обязаны своей практической деятельностью. Это динамическая точка зрения на технику, результатом которой является физиология технологии;

- комбинация динамической и статической точек зрения дает возможность изучать зарождение, апогей и упадок каждого из этих органов в данном обществе или даже эволюцию всей техники человечества, начиная от самых простых форм и кончая самыми сложными, в чередовании традиций и изобретений, которое составляет ритм этой эволюции.

По мнению А.Эспинаса, технология в области действия занимает место логики в области знания, так как последняя классифицирует различные науки, устанавливает их законы и воспроизводит их развитие и историю, а сами науки суть такие же социальные явления, как и искусства.

Таким образом, А.Эспинас, решая проблему создания философии действия, утверждает, что философия действия вместе с философией знания образует некую целостность, внутри которой они активно взаимодействуют между собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.118.36 (0.007 с.)