Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания?



Билет №1.

Билет №2.

В чем суть полемики по проблеме исторического генезиса философии?

ГЕНЕЗИС (греч. – genesis) – происхождение, становление и развитие, результатом которого является определенное состояние изучаемого объекта

Полемика заключается в том, что форма мировоззрения – мифология, наука, религия – исторически и генетически предшествовала философии. Мифологическое мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, основанное не на теоретических доводах, а на художественном переживании мира или на общественных иллюзиях классов, наций людей. Это самая архаичная форма мировоззрения. Научное мировоззрение основано на теоретических доводах, в отличие от мифологии, не объясняет все, у науки есть непознанное и неизвестное. Религиозное мировоззрение возникло из недифференцированного еще общественного сознания и основывалось на фантазии и чувствах, но в отличие от мифологии религия не смешивала земное и сакральное, а ставила Бога как всемогущую силу над природой и вне природы. Мифология, с одной стороны, включает фантазии и верования, а с другой стороны, эмпирические знания, здравый смысл. В результате, из мифологии, как из первого представления о мире, выделились две системы знаний – религия (основа теологии), обращенная к проблемам постижения мира через веру; и философия, которая рассматривала проблему первоосновы мира, его устройство и взаимосвязи с человеком. Философия тут выступает как способ решения мировоззренческих проблем с помощью интеллекта. Однако, генетическая связь мифологии, религии и философии продолжается в функциональной связи: все они как способы освоения мира в целостности рассматривают наиболее общие проблемы происхождения мира. Религиозное сознание было первым взглядом человека в вечность, сознанием единства человеческого рода. Переход от религиозно-мифологического представления о мире к его философскому пониманию ознаменовался заменой фантастического логически обоснованным знанием, опирающимся на человеческий разум. Так, становление философского знания охватило несколько веков раннегреческой истории (IV – VI в.в. до н.э.). Научно-философское знание, таким образом, возникло как переход от чувственного к отвлеченному понятиям разума. И становление философии, таким образом, означало становление рационального постижения мира.

Билет №3.

Билет №4.

1. Как решалась проблема самоопределения философии в ее истории?

Вопрос предполагает выяснение отношений философии и частных наук в историческом аспекте и оценку концепции «распочкования предмета философии», «предметного самоопределения философии». Согласно второй концепции, частные науки и сама философия выделились, обретя свой предмет (для философии это всеобщее в системе мир-человек) из совокупного преднаучного знания-«протознания». Согласно первой, предмет философии «распочковывался», предметы естественных наук им порождались. Более целесообразна вторая трактовка, поскольку генезис философии, как науки, не отличался в принципе от пути развития частных наук. Философия не имеет приоритета перед другими науками, если учитывать не термин, а ее реальное содержание. Философия – форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанной с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. Зарождение философии, как специфической формы духовной деятельности относится к началу I тысячелетия до н.э. Теоретическое обоснование программы действий человека, провозглашение мировоззренческих идеалов и ценностей – вот основные задачи философии; по меткому определению Гегеля, философия – это «эпоха, схваченная в мысли». Философия выступает не как конституция существующего мира, а как выявление возможностей и обязанностей человека в мире, дать ответы на Кантовские «Что я могу знать? Что я должен делать? Что такое человек, в чем смысл его бытия? На что я могу надеяться?».

1)Монтень видел цель философии в добродетели.

2)Гуссерль формулирует бесконечную задачу философии как «функцию свободной и универсальной теоретической рефлексии». Соловьев видит назначение философии в стремлении к духовной ценности человеческого существования.

3)Бердяев считал, что философия – творческие тропы, ведущие к смыслу бытия». Предмет философии – это поиск удела человека, обеспечение человеческого бытия в мире.

4) Философия – это порыв, интуиция, философия начинается там, где начинается достоверность (Бергсон).

5) Философия – это часть жизни и опыт жизненного духа (Бердяев).

6) Философия – это то, посредством чего человек делается самим собой (Ясперс).

7) Философия – держательница разума, иное измерение мышления (Хайдеггер).

8) Философия есть движение руками, чтобы плыть по морю сомнений (Х.Ортего-и-Гассет).

9) Философия, как искусство и поэзия предполагает в своей основе призвание (Марсель).

10)Это вид игры, теологии, мировоззрения (Аристотель).

11)Культура духа есть философия (Цицерон).

12) Философия есть функция жизни (Бердяев).

13) Философия тождество мысли, образа, действия (П.Лавров).

Билет №5.

Билет №6.

Билет №7.

Билет №8.

Билет №9.

Билет №10.

Билет № 11

Билет № 12

Билет № 13

Билет № 14

Билет № 15

Билет № 16

1. Вопрос о смысле человеческого существования до сего времени является предметом обсуждения. Какие основные ответы на этот вопрос существуют в философии?

Смысл жизни – регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которая описывает, оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные ценности и нормы, показывает во имя чего необходима предписываемая им деятельность.

Большинство философов исходят из существования некой абстрактной и неизменной человеческой природы, конструируя на этой основе идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой жизни. Так гуманистический идеал Ренессанса видели возможность преобразовать мир чисто духовными средствами. Конфуцианство выделяло ряд добродетелей, достичь которых было смыслом человеческого существования.

Жизнь человека является абсолютной ценностью. Смысл жизни в истории человечества трактовался по разному: от борьбы за существование (Дарвин) и способа существования белковых тел (Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (Бергсон). Но аспект осмысления предназначения человека в жизни заключается не столько в выяснении её сути, сколько в поиске ответа на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?»

Жизнь является всеобщим, необходимым условием осуществления всех человеческих целей, мечтаний. В отличии от животных, человек осознает свою смертность, поэтому он стремится продлить свою жизнь, оставить о себе память, но это удается лишь тогда, когда жизнь была наполнена смыслом. Выяснение и поиск этого смысла, т.о., выступают предварительными условиями человеческого бессмертия.

Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь имеет различную цену. Смысл человеческого бытия – это те ценности, которые реализуют люди в своих поступках. Это то, что является самым значимым в жизни человека и выражает его специфику. Смысл жизни есть у каждого человека, но не всякий смысл жизни заслуживает одобрения. В аксиологическом аспекте осмысления человеческой жизни (учение о ценностях) совокупность ценностей человека, его моральность, рассматриваются такие проблемы как добра, свободы, вероисповедания и религиозных ценностей, этика ненасилия.

В соответствии с этическими тенденциями общества ценности изобретают сами люди. Сторонники религиозной системы считают, что все познается божественным откровением, все ценности неизменны и даются раз и навсегда.

1. Вопрос добра – смысл жизни человека в доброте. Творения добра – следование этике ответственности.

2. Совесть это наивысшая форма моральности.

3. Вопрос ненасилия подразумевает взаимодействие субъектов не по праву силы, а на основе согласования ценностей (впервые тезис о ненасилии сформировался в индийской философии, в произведениях Толстого).

4. Этика ответственности – необходимая философская основа построения правового государства. В современном обществе актуализируется обсуждение таких метаценностей как истина, добро, красота.

Поиск смысла жизни для человека является естественным процессом, естественной потребностью познать себя, самоощущения значимости жизни. Смысл жизни не может быть определен окончательно, т.к. он не задан наперед, а формируется человеком на каждом этапе его бытия. И даже не может быть исчерпан самым полным перечнем из всех ценностей.

Наиболее абстрактное определение (потому и малоценное) смысла жизни это сама жизнь, в том что бы быть человеком во всех обстоятельствах и вопреки им. Проблема смерти порождает вопрос о смысле жизни, субъективная сторона смысла жизни решается каждым человеком по своему, в соответствии с мировоззренческими установками. Человек никогда не удовлетворяется ситуацией, что содержит в себе причины творческой деятельности. Поэтому призвание каждого человека – всесторонне развить свои способности, внести свой личный вклад в историю. Жизнь человека продолжается в его детях, внуках.

Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и обеспечивает тем самым свое более длительное существование. И было бы опрометчиво утверждать, что вопрос о смысле жизни не имеет ответа, что он некорректен. О смысле человеческого бытия говорят с незапамятных времен и будут говорить.

Билет №1.

Почему и зачем человек философствует? Какова природа философского знания?

Философия, как любовь к мудрости, есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Так, по И.Канту, это вопросы:

1)Что я могу знать?;

2)Что я должен делать?;

3)На что я смею надеяться?;

4)Что такое человек?.

Философия выявляет смыслы человеческих поступков, формирует стратегические цели. Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался откуда он пришел в этот мир и куда уйдет после смерти, задумывался о любви, смысле жизни, т.е. философствовал. Именно философия говорит нам о самом главном – как быть человеком. Народник П. Лавров считал философию «отождествлением мысли, образа и действия». Будучи сознательным существом, человек философствует, он не может поступить иначе, так как это самый универсальный способ его существования на всем протяжении которого он развивал философию. Философия вплетена в человеческую деятельность. Природа философского знания, таким образом, состоит в стремлении человека найти для себя ответы на вечные вопросы, определить свой удел, обеспечить возможно лучшее бытие в мире. Философское знание зовет каждого человека к истине, благородству, добру, красоте. Философия есть рефлексия. Человек, однажды осознав роль и значение философии, всегда будет обращаться к арсеналу ее идей, стремясь выявить смысл собственного бытия.

2. Каковы «болевые точки» современной цивилизации? Что следует отнести к глобальным проблемам современности? Каков критерий (основание) «глобальности» проблем ?

Ускорение процессов развития человечества сопровождается снижением уровня его стабильности. Творя историю, человек «награждает» себя новыми проблемами. Так как человечество в облике ноосферы (сферы разума) приобрело всепланетарный статус, то все возникающие проблемы часто имеют глобальный характер в силу их первостепенной значимости для будущего человечества, как планетарного явления. Глобальные проблемы характерны для экономической, социальной, политической, эстетической и этической жизни человека. Сегодня речь идет о:

1) Предотвращении катастрофического загрязнения человечеством окружающей среды;

2) Обеспечении общества вещественными, энергетическими и продовольственными ресурсами;

3) Выходе из состояния экологического кризиса;

4) Регулировании роста населения;

5) Обеспечении мира и недопущении использования оружия массового поражения;

6) Преодолении забвения достижений культуры, нравственности, образования.

Определены основные глобальные проблемы человечества:

1) Угроза термоядерного пожара и последующей ядерной зимы, расползание по земле ядерной технологии, рост ядерных арсеналов стран мира;

2) Близость экологической катастрофы за счет давления антропогенных факторов на биосферу: а) Исчерпаемость природных ресурсов; б)Разрыв естественных биологических циклов; в) Рост народонаселения земли;

г) Нехватка с/х земель;

д) Загрязнение окружающей среды.

3) Быстрое развитие генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности: расшатывания генофонда Земли, СПИД, распространение алкоголизма и наркомании.

4) Кризис человеческой духовности, отсутствие вдохновляющих символов и призывных целей, надежных и доказательных, философских концепций, падения нравов, забвение вечных ценностей, культуры и искусства.

Нобелевский лауреат, франц.философ Альбер Камю писал об абсурде и ужасе нашего бытия, о том, что мы подобны невольникам на корабле, что наша галера пропахла селедкой, на ней слишком много надсмотрщиков и, возможно, мы гребем не в ту сторону. И все же не стоит бросать весла. Слишком многие путают трагическое с безнадежным. Основные способы блокировки глобальных угроз:

1) Биотехнологическая и информационная (компьютерная) революция (интеграция и гуманизация человечества);

2) Утверждение доминирующего типа народного хозяйствования – смешанная рыночная экономика как наиболее подходящее решение для преодоления нищеты и голодания;

3) Установление принципа ненасилия;

4) Объединение процессов духовной жизни в религиозном и светском вариантах;

5) Межкультурная интеграция при сохранении уникальности этносов и культур.

Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их решения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения.

 

Билет №2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 3337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.211 (0.032 с.)