Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Триада» Платона – «единое», «ум», «душа».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: «единого»; «Единое»: является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.); есть ничто; выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего – всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). «Ум»: ► происходит от «единого»; ► разделен с «единым»; ► противоположен «единому»; ► является сущностью всех вещей; ► есть обобщение всего живого на земле. «Душа»: ► подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое – ничто» и «ум – все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления; ► также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; ► душа человека (вещи) есть часть мировой души; ► душа бессмертна; ► при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; ► постоянство души смена телесных форм – естественный закон Космоса. Гносеология (учение о познании) Платона Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: ► поскольку материальный мир является всего лишь отображением «мира идей», то предметом познания должны стать прежде всего «чистые идеи»; ► «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение – «докса»); ► высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать «чистые идеи». Проблема государства в философии Платона Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников – «досократиков» Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: ► монархия – справедливая власть одного человека; ► тирания – несправедливая власть одного человека; ► аристократия – справедливая власть меньшинства; ► олигархия – несправедливая власть меньшинства; ► демократия – справедливая власть большинства; ► тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия – власть большинства – редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Платоновский проект государства Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану: ► все население государства (полиса) делится на три сословия – философы, воины, работники; ► работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; ► воины занимаются физическими упражнениями, тренираются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях; ► философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством; ► философы и воины не должны иметь частной собственности; ► жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; ► не существует брака, все жены и дети общие; ► допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен. В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены. Значение философии Платона Историческое значение философии Платона в том, что ► впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; ► положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической «линии Демократа»); ► впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы и т.д.; ► были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие – становление, вечное – временное, покоящееся – движущееся, неделимое – делимое и др.); ► была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.). 8. Метафизика Аристотеля Аристотель создал самую обширную в Древности философскую систему, получившую обобщенное название аристотелизм. Эта система опиралась на солидную научную базу, не только философских наук, но и естественных, социальных и гуманитарных наук. В общей сложности это более сотни 6 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. разнообразных трудов. Конечно Аристотель не был их единственным автором, скорее перед нами коллективные труды знаменитой философской школы у истоков которой стоял мыслитель - знаменитого Ликея (по-русски «Лицей»). Слово «метафизика», которое на долгое время стало синонимом слова «философия» получило высокий понятийный статус благодаря научному коллективу Ликея. Под названием «метафизика» были собраны воедино онтологических труды Аристотеля и комментарии его учеников. Метафизика с IV века до н.э. стала пониматься как наука об основах мира, его потусторонних истоках и корнях, наука о сверхъестественном ("мета"с греческого - сверх, "физика" - природа). Аристотель – объективный идеалист, как и Платон. Тем не менее, его идеализм имеет некоторое отличие, оппонируя учителю (вспомним его фразу «Платон мне друг, но истита дороже»). Аристотель подвергает сомнению самостоятельное бытие идеи, то есть смысл вещи, по его мнению, заключен в бытие сомой вещи. Аристотель, в отличие от Платона, уделяет много внимания индивидуальному бытию вещи, считая ее результатом сочетания причин онтологического характера. Для объяснения того, как этот мир существует, Аристотель выделяет четыре вида причин: 1. формальная причина - сущность бытия, в силу которой вещи определенного рода таковы, каковы они есть. Эти родовые по сущности причины суть «формы»; 2. материальная причина - субстрат, т.е. то, из чего что-либо состоит, его материал; 3. движущая причина - источник, начало движения; 4. целевая причина (или конечная - «кауза финалис») - то, ради чего что-либо осуществляется. Мир по Аристотелю есть искусственный объект, построенный разумными существами с определенной целью. Аналогом строения мира по Аристотелю может стать строение вообще, к примеру - строение дома. Так, у дома есть форма, то есть его план (замысел), где материя – земля и камни, начало движения - строитель, цель - сооружение этого дома. Хоть Аристотель и называет материю одной из причин, он видит в ней лишь пассивное начало, лишь возможность стать чем-либо, подобно тому, как мрамор - лишь возможность различных статуй. Всю активность он приписывал остальным трем причинам, которые, по сути, совпадают; формы есть и сущности бытия, и движущие силы, и цели, к которым стремятся вещи как соединения форм и материи. Конечный источник всякого движения - «форма всех форм», или божество. Таким образом, форма выступает у позднего Аристотеля своеобразным аналогом платоновской идеи.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.50 (0.011 с.) |