Софисты и Сократ. Метод Сократа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Софисты и Сократ. Метод Сократа.



СОФИСТЫ (от греч. ʼʼсофосʼʼ — мудрый) — представители интеллектуального течения в общественной и культурной жизни Древней Греции сер.
5-1-й пол. 4 вв. до н.э., платные преподаватели красноречия и различных знаний, считавшихся необходимыми для деятельного и успешного участия в гражданской жизни. Новая ориентация софистического движения по сравнению с досократиками состояла в исключительном интересе к человеку и обществу и почти полному игнорированию натурфилософской проблематики. Основные сочинения софистов до нас не дошли, об их взглядах можно судить главным образом по сочинениям их оппонентов — Платона и Аристотеля. Софисты˸ в корне меняют предмет исследования˸ они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор˸ главные положения их теории˸ Человек есть мера всех вещей, которые существуют т.к. они существуют, и которые не существуют, т.к. их нет. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека. Протагор˸ утверждал, что всё возникает из-за чего-то или в связи с чем-то. Вещи он представлял как материю, которая меняется, но и человек тоже является изменяющейся материей. Человек есть мера всех вещей. Материя изменчива и текуча, мысли тоже. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина. Протагор говорит, что наше познание зависит и от самого предмета͵ а также и от сознания ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ формируется у человека. Главная цель - не истина, а умение убедить, следовательно на первом месте – риторика. СОКРАТ из Афин (469-399 до н.э.) — знаменитый античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и после-Сократовскую (ʼʼДосократикиʼʼ), отражающее интерес ранних философов VI-V вв. к натурфилософии, а последующего поколения софистов V в. — к этико-политическим темам, ключевая из которых - воспитание добродетельного человека и гражданина. Сократу был близок софистическому движению. Учение Сократа было устным; всœе свободное время он проводил в беседах с приезжими софистами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми на темы, ставшими традиционными для софистической практики˸ что есть добро и что — зло, что прекрасно, а что безобразно, что добродетель и что порок, можно ли научиться быть хорошим и как приобретается знание. Об этих беседах мы знаем в основном благодаря ученикам Сократа — Ксенофонту и Платону. Кроме их сочинений, имеются также фрагменты и свидетельства о содержании ʼʼсократических диалоговʼʼ других сократиков, пародийное изображение Сократа в комедии Аристофана Облака и ряд замечаний о Сократе у Аристотеля. Проблема достоверности изображения личности Сократа в сохранившихся произведениях - ключевой вопрос всех исследований о нем. Сократ˸ критиковал натурфилософию ˸ если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Ирония Сократа˸ с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ стремился привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Сократ утверждал что только добродетельный человек должна быть счастливым. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. Человек, в случае если он не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это. "Познай самого себя", ʼʼЯ знаю, что я ничего не знаюʼʼ. Метод – диалектика (вопрошание). Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которой - установить истину. Истина – объективное, не зависящее от мнения людеи̌ знание, полученное в процессе диалога, беседы. Сократ первый указал, что знание носит понятийный характер.
Широко использовал метод индукции. По отношению к материальному миру считал, что ᴇᴦο познать невозможно (агностицизм), но душа доступна для познания - в данном суть. Познать самого себя - означает найти общие для всех людеи̌ нравственные качества. Счастье = добродетель, зло = незнание добра. Метод – разрушить привычные представления о мире для ᴇᴦο лучшего понимания. Самопознание! МАЙЕВТИКА (греч. maieutike - повивальное искусство) - метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому. Согласно Сократу, душа не в состоянии постичь истину, в случае если только она ею "не беременна". М. базируется на отождествлении философа с носителем чистого сознания, функция которого - лишь вопрошать. Это фиксируется в принципе "знаю, что не знаю ничего". Вместе с тем полагается, что знание можно найти только через самопознание другого, но для этого необходимы процедуры очищения и уточнения.

Философия Платона

Платон (427—347 гг. до н. э.) был верным учеником Сократа и как таковой почти полностью слил идеи Сократа со своими. Платон выдвигает на первый план демиургическую сотворенность мира «Эйдос», «идея» — это образец каждой вещи, но в первую очередь — это «облик», «умный лик» той вещи, с которой мы встречаемся, но подлинную сущность которой не всегда распознаем. Этот облик, подлинный лик вещей запечатлен в нашей душе, и душа несет в себе это подлинное знание, поскольку она бессмертна и созерцала истинную картину мира (диалоги «Федр» и «Федон»). Поэтому Платон вслед за Пифагором обосновывает необходимость припоминания виденного душой. И путь к воссозданию забытого и самого ценного для человека — это путь созерцания, любования и любви — Эроса (диалог «Пир»).

Главная часть души — возница или разум — управляющее начало тела и в то же время нечто, отличное от чувственной сферы. Вопрос о душе у Платона переносится в сферу знаний. Как соединяется психическое и физическое, как жизнь входит в тело? Эти вопросы рассматривались и до Платона, но Платон, вслед за пифагорейцами, ставит вопрос о метемпсихозе — переселении душ и сближает этот вопрос с теорией анамнезиса (припоминания). Проблема познания у Платона — это проблема Эроса Эрос задает жизнь природе, влечет все противоположности друг к другу. Эрос заставляет человека чувствовать неудовлетворенность. Эрос заставляет человека охватывать весь мир. Идеи — это и есть те сущности, кот. душа созерцает сама по себе.

Идеи — это результат диалога души с самой собой. Это результат длительного восхождения души от чувственных предметов к занебесным сущностям. Чувственный мир только подталкивает душу к пробуждению подлинного знания — знанию идей. Проблема состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить подлинное знание, идеи, что возможно только на пути Эроса. Человек должен развивать высшие свойства души и способствовать их пробуждению.

Платон – основоположник идеалистического направления философии

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

► материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

► окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

► реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

► чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

► любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

► весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.006 с.)