Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Атомизм в античной философии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Пифагореец Экфант из Сиракуз учил, что начало всего — «неделимые тела и пустота». Атом (дословно: неделимый) — логическое продолжение пространственно-телесной монады (дословно: один, единица, единое — как синонимы), но, в отличие от одинаковых монад, неделимые Экфанта отличаются друг от друга величиной, формой и силой; состоящий из атомов и пустоты мир един и шарообразен, он движется умом и управляется промыслом. Однако традиционно возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкиппа (V в. до н. э.) и Демокрита (460— 371 гг. до н. э.), воззрения которых на природу и строение Макрокосма одинаковы. Демокрит исследовал и природу Микрокосма, уподобляя его Макрокосму. И хотя Демокрит не намного старше Сократа, а круг его интересов несколько шире традиционной досократической проблематики (попытки объяснить сновидения, теория цвета и зрения, не имеющая аналогов в ранней греческой философии), но Демокрита все-таки относят к досократикам. Концепцию древнегреческого атомизма часто квалифицируют как «примирение» взглядов Гераклита и Парменида: существуют атомы (прообраз — парменидовское бытие) и пустота (прообраз — небытие Парменида), в которой атомы движутся и, «сцепляясь» друг с другом, образуют вещи. То есть мир текуч и изменчив, бытие вещей множественно, но сами атомы — неизменны. «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости»,— учили атомисты и демонстрировали тем самым философский фатализм. Отождествив причинность и необходимость (в действительности причинность лежит в основе необходимости, но не сводится к ней; у случайных явлений также есть причины), атомисты делают вывод: одно единичное с необходимостью вызывает другое единичное, и то, что кажется случайным, перестает казаться им, как только раскроем его причину. Фатализм не оставляет места случайности. Человека Демокрит определял как «животное, от природы способное ко всяческому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость». Человеческая душа — это совокупность атомов; необходимое условие жизни — дыхание, которое атомизм понимал как обмен атомов души со средой. Поэтому душа смертна. Покинув тело, атомы души рассеиваются в воздухе и никакого «загробного» существования души нет и быть не может. Демокрит различает два вида существования: то, что существует «в действительности», и то, что существует «в общем мнении». К существованию действительности Демокрит относит только атомы и пустоту, которые не имеют чувственных качеств. Чувственные же качества есть то, что существует «в общем мнении»,— цветовые, вкусовые и т. п. качества. Однако, подчеркивая, что чувственная качественность возникает не просто во мнении, но в общем мнении, Демокрит считает такую качественность не индивидуально-субъективной, а общечеловеческой, и объективность чувственных качеств имеет свою основу в формах, в величинах, в порядках и в положении атомов. Тем самым утверждается, что чувственная картина мира не произвольна: одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств всегда порождают одни и те же ощущения. Вместе с тем Демокрит осознавал сложность и трудность процесса достижения истины: «Действительность — в пучине». Поэтому субъектом познания может быть лишь мудрец. «Мудрец — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он — мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума — мера умопостигаемых вещей». Философское творчество Демокрита фактически завершает эпоху досократиков. У древних греков существовала легенда, согласно которой Демокрит приобщил старшего софиста Протагора к образованию, а затем и к философии; самый знаменитый тезис Протагора звучит так: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют», это положение созвучно с мыслью Демокрита. Философская концепция Демокрита может быть отнесена к относительно зрелым (развитым) формам философствования, уже освободившимся от превалирующего влияния социоантропоморфизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.107.57 (0.009 с.) |