Атомизм в античной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Атомизм в античной философии.



Пифагореец Экфант из Сиракуз учил, что начало всего — «неделимые тела и пустота».

Атом (дословно: неделимый) — логическое продолжение пространственно-телесной монады (дословно: один, единица, единое — как синонимы), но, в отличие от одинаковых монад, неделимые Экфанта отличаются друг от друга величиной, формой и силой; состоящий из атомов и пустоты мир един и шарообразен, он движется умом и управляется промыслом. Однако традиционно возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Левкиппа (V в. до н. э.) и Демокрита (460— 371 гг. до н. э.), воззрения которых на природу и строение Макрокосма одинаковы. Демокрит исследовал и природу Микрокосма, уподобляя его Макрокосму. И хотя Демокрит не намного старше Сократа, а круг его интересов несколько шире традиционной досократической проблематики (попытки объяснить сновидения, теория цвета и зрения, не имеющая аналогов в ранней греческой философии), но Демокрита все-таки относят к досократикам. Концепцию древнегреческого атомизма часто квалифицируют как «примирение» взглядов Гераклита и Парменида: существуют атомы (прообраз — парменидовское бытие) и пустота (прообраз — небытие Парменида), в которой атомы движутся и, «сцепляясь» друг с другом, образуют вещи. То есть мир текуч и изменчив, бытие вещей множественно, но сами атомы — неизменны. «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости»,— учили атомисты и демонстрировали тем самым философский фатализм. Отождествив причинность и необходимость (в действительности причинность лежит в основе необходимости, но не сводится к ней; у случайных явлений также есть причины), атомисты делают вывод: одно единичное с необходимостью вызывает другое единичное, и то, что кажется случайным, перестает казаться им, как только раскроем его причину. Фатализм не оставляет места случайности. Человека Демокрит определял как «животное, от природы способное ко всяческому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость». Человеческая душа — это совокупность атомов; необходимое условие жизни — дыхание, которое атомизм понимал как обмен атомов души со средой. Поэтому душа смертна. Покинув тело, атомы души рассеиваются в воздухе и никакого «загробного» существования души нет и быть не может.

Демокрит различает два вида существования: то, что существует «в действительности», и то, что существует «в общем мнении». К существованию действительности Демокрит относит только атомы и пустоту, которые не имеют чувственных качеств. Чувственные же качества есть то, что существует «в общем мнении»,— цветовые, вкусовые и т. п. качества. Однако, подчеркивая, что чувственная качественность возникает не просто во мнении, но в общем мнении, Демокрит считает такую качественность не индивидуально-субъективной, а общечеловеческой, и объективность чувственных качеств имеет свою основу в формах, в величинах, в порядках и в положении атомов. Тем самым утверждается, что чувственная картина мира не произвольна: одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств всегда порождают одни и те же ощущения. Вместе с тем Демокрит осознавал сложность и трудность процесса достижения истины: «Действительность — в пучине». Поэтому субъектом познания может быть лишь мудрец. «Мудрец — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он — мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума — мера умопостигаемых вещей». Философское творчество Демокрита фактически завершает эпоху досократиков. У древних греков существовала легенда, согласно которой Демокрит приобщил старшего софиста Протагора к образованию, а затем и к философии; самый знаменитый тезис Протагора звучит так: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют», это положение созвучно с мыслью Демокрита. Философская концепция Демокрита может быть отнесена к относительно зрелым (развитым) формам философствования, уже освободившимся от превалирующего влияния социоантропоморфизма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.004 с.)