Философские школы эпохи эллинизма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские школы эпохи эллинизма.



Древнегреческая философия заканчивается эпохой эллинизма, перейдя собственно границы греческих государств, вслед за армиями Александра Македонского. Далее, при завоевании греческих иностранных провинций римлянами – происходит слияние греческой и римской философской мысли, которое впрочем никогда не было полным, что проявилось и в специфике распада Римской империи. Основными философскими течениями этой эпохи были эпикуреизм, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм. Философия от общих онтологических проблем первоисточника мира больше склоняется к этической и социально-политической проблематике и обосновывает индивидуальные «правила жизни» личности. Примером может стать атомистика Демокрита в том ее варианте, который предложил Эпикур (341-270 до н.э.). В своём учении Эпикур, натурфилософски интерпретируя мир, стремился дать практическое руководство для жизни человека. По мнению Эпикура, есть бесконечное число разнообразных миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов в пустоте. В пространстве между этими мирами, бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов. И все это знание дает опору для безмятежной жизни человека, которому следует брать пример с безмятежной и отстраненной жизни богов. В основе его этического учения - эпикурейства - лежит понятие рафинированного «удовольствия» и методы его получения для душевного равновесия. Авторитетной была античная школа скептиков. Скептики выступали против догматизма. По их мнению уверенность человека в абсолютном знании упирается в материальное несовершенство его смертной природы. Отсюда они8 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. утверждали относительность как принцип познания истины, указывали на зависимость познания от духовного развития природы человека, от целого спектра причин. Среди которых количество чувств, уровень образования, воспитания, в том числе – нравственного, наконец – правильности религии. Как результат такого подхода - этические рекомендации скептиков. Так, скептик Пиррон (360-280 до н.э.) полагал, что человек, достигший максимальных показателей в своем духовном развитии, должен быть спокойным, невозмутимым. И это идеальное состояние духа приводит к высшей ступени блаженства. Стоицизм или Стоя (от названия портика) – своеобразная философская школа, возникшая в Афинах около 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Стоики, впрочем как и другие их коллеги по философскому цеху, вспомним того же Аристотеля, представляют мир искусственным объектом, в пределе - живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом. Корни этих общих для Древности философских воззрений уходят в гилозоизм еще архаичного сознания, очеловечивавшего мир. Таким образом, Стоя реабилитировало архаику, но при этом в таком виде, что это шло в разрез с развитыми идеалистическими построениями классической античности. Человеческая судьба у стоиков является проекцией этого логоса, посему стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытания. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой - это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец. Согласно стоицизму, всё существующее — телесно, оно различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, — Бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса. Важно отметить этико- политические взгляды стоиков. По их мнению, все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин Из самых знаменитых мыслителей этого направления можно назвать Зенона из Китиона (490-430 до н.э.), римского императора Марка Аврелия (121- 180 н.э.). Они полагали, что счастье человека в слиянии с природой и получении минимальных благ жизни. В добродетели они выделяли благоразу- мие, умеренность, мужество и справедливость. Также они учили человека спокойно сносить все удары судьбы, в том числе и смерть. Неоплатонизм - последняя великая философская система греко-римской Античности, оказавшая влияние в последующем на философию европейских средних веков и Нового времени. В центре философии неоплатонизма – развитая идеалистическая онтология. Над всем миром существует идеальное 9 Кузьменко Г.Н., Евреева О.А. сверхсущее божество - Единое (Благо). Оно нисходит в божественный Ум, а Ум нисходит в Душу. Далее, по нисходящей, образуется чувственный Космос. Задача человека – повторить этот путь, но уже снизу вверх. Преодолеть страсти, вожделения, пороки и путем добродетелей, аскетизма, творчества стремиться к слиянию с Единым. В числе ведущих неоплатоников отмечают Плотина (204 - 269), Порфирия (233 - 305), императора Юлиана (ум. 363). Концепции эпикурейцев, скептиков, стоиков и неоплатоников составили основу для возникновения и развития философии Средневековья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.006 с.)