Генезис философского знания. Философия и мифология. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Генезис философского знания. Философия и мифология.



Досократические философские школы в Древней Греции.

Первые философские школы Древней Греции (досократические). Наиболее известные ранние философские школы Древней Греции. Милетская школа; Школа пифогарийцев; Школа Гераклита Эфесского; Элейская школа; Атомисты. Досократические философские школы Древней Греции возникли в YII-Y вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. Особенности: - ярко выраженный космоцентризм; - повышенное внимание к объяснению явлений окружающей природы; - поиск первоначала, породившего все сущее; - одушевление неживой природы; -доктринерский недискуссионный характер учений).

Философия Платона

Платон (427—347 гг. до н. э.) был верным учеником Сократа и как таковой почти полностью слил идеи Сократа со своими. Платон выдвигает на первый план демиургическую сотворенность мира «Эйдос», «идея» — это образец каждой вещи, но в первую очередь — это «облик», «умный лик» той вещи, с которой мы встречаемся, но подлинную сущность которой не всегда распознаем. Этот облик, подлинный лик вещей запечатлен в нашей душе, и душа несет в себе это подлинное знание, поскольку она бессмертна и созерцала истинную картину мира (диалоги «Федр» и «Федон»). Поэтому Платон вслед за Пифагором обосновывает необходимость припоминания виденного душой. И путь к воссозданию забытого и самого ценного для человека — это путь созерцания, любования и любви — Эроса (диалог «Пир»).

Главная часть души — возница или разум — управляющее начало тела и в то же время нечто, отличное от чувственной сферы. Вопрос о душе у Платона переносится в сферу знаний. Как соединяется психическое и физическое, как жизнь входит в тело? Эти вопросы рассматривались и до Платона, но Платон, вслед за пифагорейцами, ставит вопрос о метемпсихозе — переселении душ и сближает этот вопрос с теорией анамнезиса (припоминания). Проблема познания у Платона — это проблема Эроса Эрос задает жизнь природе, влечет все противоположности друг к другу. Эрос заставляет человека чувствовать неудовлетворенность. Эрос заставляет человека охватывать весь мир. Идеи — это и есть те сущности, кот. душа созерцает сама по себе.

Идеи — это результат диалога души с самой собой. Это результат длительного восхождения души от чувственных предметов к занебесным сущностям. Чувственный мир только подталкивает душу к пробуждению подлинного знания — знанию идей. Проблема состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить подлинное знание, идеи, что возможно только на пути Эроса. Человек должен развивать высшие свойства души и способствовать их пробуждению.

Платон – основоположник идеалистического направления философии

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

► материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

► окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

► реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

► чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

► любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.);

► весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Психоанализ З. Фрейда.

Основателем психоаналитического направления в антропологии стал Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач-невропатолог, который предложил новый метод лечения больных неврозом. Основой этого метода стало учение о бессознательном в структуре человеческой психики, которое, как утверждал Фрейд, является источником неврозов. С труктура человеческой психики видится Фрейду как сложное построение, составными элементами которого являются три начала: 1. "Я" - синоним сознания, которое подчиняется принципу реальности,

2. "сверх-Я" - здесь Фрейд усматривал присутствие культуры. моральных норм общества, религии, родительского авторитета, общественного мнения и т.д.,

3. "Оно" - подсознательное или бессознательное - глубинный слой психики, скрытый от сознания, но неизменно присутствующий как бы внутри его.

Бессознательное, является источником и носителем энергии либидо, т.е. энергии сексуального влечения. Либидо имеет характер природного инстинкта, т.е. проявляется вне зависимости от сознания.

Бессознательное влечение сталкивается с жесткими требованиями культуры и религии. В результате этого возникает агрессия, в ряде случаев она приводит к неврозу.

Противоборство двух начал в бессознательном (символы Эроса и Танатоса).Эрос являтся инстинктом жизни, оно конструктивно и созидательно, Танатос - инстинктом смерти, разрушения, разложения. Борьба Эроса с Танатосом определяет жизненную линию поведения человека. Эти начала, по Фрейду, присутствуют в каждом человеке от рождения и сопровождают его в течение всей его жизни. Например, инстинкт самосохранения имеет эротическую природу, но он нуждается в известной агрессии для реализации своей цели.

Эдипов комплекс - проявление энергии либидо, присущ мальчику с раннего детства, и далее он определяет жизнедеятельность взрослого мужчины - речь идет о влечении мальчика к матери и возникающей на этой основе враждебности к отцу как "конкуренту".

комплекс Электры - выражается враждебность чувств дочери к матери как к своей сопернице в ее отношении к отцу.

Становление человека как сексуальной личности: 1)Вытесненная сексуальность – психика человека развивается за счёт надстройки, балансировки энергии. (0 – 15 лет); 2) Подавленная сексуальность – психика создана (15 – до смерти).

Однако у Фрейда говорится о трансформации энергии либидо в определенные формы высшей деятельности человеческого духа. Это явление получило название сублимации. (тут блабла про то, что люди становятся мегатворческими и многа кароче делают благодаря сублимации)

Фрейд как бы вернул природу в лице ее инстинктов на ее законное место.

Кроме того Фрейд полагал, что природные корни войны и агрессии могут быть "обузданы", если все люди придут к идентификации своих интересов через усиление жизнелюбивой тендениции подсознательного, хотя, как он отмечал, практически добиться этого будет трудно.

и потом еще можно блаблабла про то, что Фрейда многие критикуют, как любого мыслителя такого масштаба, но блаблабла он крут.

Неофрейдизм — направление в психологии, возникшее в 20–30–е гг., в котором ключевые понятия психоанализа З. Фрейда были переработаны, на основе постулата о социальной детерминированности психики человека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Наиболее влиятельными представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни, Г.С. Салливен и Э. Фромм.

Конкретность истины

Конкретность истины или же отрицание существования абстрактности И. означает, что истина связана определенными условиями, в которых находиться объект, отражает строго определенные стороны объекта и т.д.

Законы

1. Закон единства и борьбы противоположностей

-противоречие(= взаимодействие противоположностей- источник связи и развития)

-равновесие А и не А, происходит увеличение какого-то из них, дальше их противостояние, что приводит к какому-то др. равновесию В и не В

2. Закон взаимного перехода колич. и качеств. Изменений

- все предметы имеют колич и качеств хар-ку, т.е. развит происход с измен колич и качеств измен

-Колич. – отнош сходства и подобия (Пифагор-все есть число)колич измен непрерывны

- Качеств- внутр. определенность вещи(то, что делает ее самой собой)

-Укажд кач-ва своя мера измен колич-ва

-изменение скачкообразно из количеств в качеств

3. Закон отрицания отрицания

-закон о поступательной направленности развития

-схема спирали(развитие с нов этапом впит лучшее с предыдущего, т. е.отрицание старого с сохр лучшего из него

Сущность и явление - категории, отражающее всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность -- это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление -- то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории Сущности и явления выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству -- к по-нятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки. Содержание и форма - категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Необходимость и случайность - категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления. При определенных условиях необходимость - вещь, явление в их всеобщей закономерной связи внутренних, устойчивых, повторяющихся, всеобщих отношений действительности, основных направлений ее развития; выражение такой ступени движения познания в глубь объекта, когда вскрываются его сущность, закон; способ превращения возможности в действительность, при котором в определенном объекте имеется только одна возможность, превращающаяся в действительность. Случайность - отражение в основном внешних, несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности; выражение начального пункта познания объекта. Причина и следствие - под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Возможность и действительность - категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении. Возможность - есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность. Действительность - есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений. Единичное, особенное и всеобщее -единичное - определенное, ограниченное в пространстве и времени тело, вещь, система вещей данного качества, рассматриваемые в их отношении, как к самим себе, так и к миру в целом по их качественной определенности; предел количественного деления данного качества.

МЕТАФИЗИКА.

-отвергает противоположности

- метафика(то, что следует после физики)- умозрительная теория, не имеющая отношения к опыту

- С Гегеля- метод познания-антидиалектический

Принципы

1. Принцип одностороннего изолированного анализа явлений

-нет связи с др. явлениями (т. е. односторонний анализ)

Законы

1. Или А, или не А.

2. Или качественное, или количественное(или скачки, или постепенное)

3. Развитие по кругу или по прямой

34. Детерминизм и индетерминизм. Проблема свободы воли:

Детерминизм – учение о закономерной, необходимой связи всех событий и явлений и их причинной обусловленности. Детерминизму идеалисты противопоставляют индетерминизм, т.е. учение, утверждающее, что естественный ход вещей в мире не подчинен закономерности, причинности, что люди обладают свободой воли, их действия ни о чего не зависят. Идеалисты в целях защиты индетерминизма используют философскую слабость части физиков, которые дают неверные, идеалистические выводы об отсутствии причинной обусловленности в мире мельчайших материальных частиц. Так, например, некоторые физики утверждают, что электрон обладает «свободой воли» в своем движении.

Философское течение – экзистенциализм – основано на отрицании причинности в общественной жизни. Представители этого течения заявляют, что детерминизма нет, человек свободен.

Диалектический материализм, признавая причинную обусловленность всех явлений природы и общества, в тоже время отрицает механистический, метафизический детерминизм, отождествляющий причинность и необходимость, утверждающий, что признание необходимости исключает всякие случайности в природе и обществе и делает ненужной активную деятельность человека. Доведенный до своего логического завершения, такой детерминизм превращается в фатализм – веру в судьбу (рок) и в квиетизм – проповедь полной бездеятельности человека, отрицание революционной борьбы.

Свобода воли = Свобода выбора (греч. το αύτεξούσιον или το εφ ' ημίν, лат. liberum arbitrium) — от времён Сократа и доселе спорный в философии и богословии вопрос о том обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками.У Сократа:разумная свобода есть истнное знание.Лейбниц:все определено волей Божьей. Кант:причинность есть одна из форм представления, по которым наш ум строит мир явлений.

Истоки понятия причинности уходит далеко вглубь веков человеческой истории. В философских системах Древнего Востока осуществлены первые попытки выразить причинные связи реальной действительности в философских категориях. Представители даосизма развивали мысль, что развитие природы и людей определяется не волей неба, а законом дао, который вносит порядок в хаос вещей. В древнегреческой философии впервые высказал мысль о всеобщности причинности в определённой форме Левкипп. В своих работах он писал: «Ни одна вещь не возникает беспричинно, но всё возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». Обобщение и дальнейшее развитие взглядов древних греков на причинность было сделано Аристотелем, который показал значение причинности для теории познания, обратил внимание на неоднозначность термина «причина». Аристотель указал, что познать вещь - значит познать её причину. Аристотель различал четыре вида причин: материальную, формальную, действующую и конечную, и выражал свою мысль о причинах следующим образом: «о причинах говорится в четырёх значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи; другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей – то откуда начало движения;

четвёртой, причину противолежащую последней, а именно «то, ради чего или благо…». Аристотелевское понятие действующей причины соответствует тому, что сейчас обычно подразумевается под словами «причина». Действующая причина, по Аристотелю - это всё, что делает, изменяет, порождает другое явление. Существенный шаг вперёд в понимании категории причинности сделал Б.Спиноза (1632-1677гг.). Он развил учение об «общем естественном порядке». Естественный порядок, как полагал Спиноза, есть совокупность материальных тел, связанных между собой необходимой цепью причин и следствий. Всё, что совершается природой вещей, вызвано действующими причинами; не действующих причин в природе нет. Спиноза подчеркивает необходимый характер связи причины и следствия. Причина необходимо вызывает действие, и, наоборот, всякое действие есть необходимый результат причины. Это подтверждает следующая цитата Спинозы: «Из данной определённой причины необходимо вытекает действие и наоборот - если нет никакой определённой причины, невозможно, чтобы последовало действие». Спиноза поставил проблему соотношения внешних и внутренних причин. Признание существования одних лишь внешних причин приводит к необходимости считать причиной изменение движения, какого - либо тела другое тело, а причиной этого третье тело и т.д. до бесконечности. Такое объяснение явлений на основе внешней причинности, по мнению Спинозы, не может признано удовлетворительным и побуждает вести понятие первой причины, ею может быть объект, являющийся причиной самого себя. Такой первопричиной является природа в целом или субстанция. Учение о естественной причинности положено в основу классической механики Ньютона. В построении механики И.Ньютон (1643-1727 гг.) исходил из утверждения, что всякое изменение движения тел обусловлено естественными причинами. Ньютон считал, что такими причинами являются силы. Причина производит изменение скорости и движения тел, она всегда действующая причина. Позднее Лаплас (1749-1827 гг.) вводит понятие причинности, как необходимой связи состояний предмета. Поэтому поводу Лаплас в своей работе «Опыт философии теории вероятности» написал следующие строчки: «Мы должны рассматривать настоящие состояние вселенной как следствие её предыдущего состояния и как причину последующего». Состояние вселенной в настоящее время Лаплас рассматривает как причину, её состояния в будущем - как следствие. Такое понимание причинности называется метафизическим. Оно господствовало со времён Ньютона вплоть до конца ХIХ века. Трактовку причинности с позиции объективного идеализма дал Гегель. С его точки зрения причинность объективна, независима от человеческого сознания. Но она объективна не потому, что отражает действительные связи реальных вещей, а потому, что является ступенью развития некого мирового духа, существующего независимо от познания субъекта и представляющего собой рационализированную идею божества христианской религии. Заслуга Гегеля состоит в том, что он восстановил представление о причине как активном производящем начале. Для Гегеля категория причинности есть выражение активности не природы, а развивающегося абсолютного духа. Детерминизм и индетерминизм (от лат. определять) - противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Детерминизмом называют учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный детерминизм утверждает объективный характер причинности. Для индетерминизма характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме - отрицание причинности вообще).

35. Философская антропология: биологическое, социальное, духовное.

Вся система знаний о человеке называется антропологией (antropos - человек, logos - учение). Возникнув в лоне философии, антропологические знания сегодня представляют собой множество научных дисциплин - от эмбриологии до футурологии. Но только философия в состоянии дать ответ на четвертый вопрос И. Канта "Что такое человек?", только она располагает средствами, позволяющими обобщить все аспекты антропологических учений в единую систему человекознания. Философская антропология как человекознание (философская наука о человек и его сущности) берет начало в древности. Вопросы мировоззренческого уровня, такие, как "Что собой представляет человек?", "Чем свой отличается от чужого?", "Зачем человек живет?", возникают вместе с появлением человеческой культуры. Но на высоком теоретическом уровне эти проблемы начинают осмысливаться лишь в новое время. Проблема человека в современной философии имеет несколько решений. 1. Общей чертой биологизаторских концепций философской антропологии является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Так, социал-дарвинисты полагают, что развитие человека обусловлено борьбой за существование между конкретными людьми. Немецкий философ Э. Кассирер утверждал, что отсутствие инстинктов у предчеловека создавало угрозу уничтожения вида, но природа оставила ему возможность компенсировать этот недостаток. Будущий человек неосознанно стал подражать, в результате вместо инстинктивной возникла символическая система организации жизнедеятельности. Символы стали заменителем инстинктов, а человек - символическим животным. 2. Социологизаторские концепции основываются на тезисе о том, что человек в своей сущности представляет собой совокупность общественных отношений. Из этого тезиса делался вывод о том, что определяющими факторами в появлении человека выступают социальные условия, социальная среда, общество, деятельность самого человека. Американский социолог Дж. Мид считал, что человек полностью формируется в процессе взаимодействия с социальной средой. Внешний социальный контроль воспринимается человеком и превращается в самоконтроль, который и обеспечивает его формирование. 3. Особое место в этом споре занимает духовная или культурно-философская антропология немецкого мыслителя Э. Ротхаккера. Главное, что отличает человека от других живых существ, считал Ротхаккер, это способность творить, формировать культуру и быть ее носителем. Как и Шелер, Ротхаккер признает открытость человека, но рассматривает ее не как адаптацию к среде, а как способность создавать искусственную среду, искусственное жизненное пространство. Это пространство ограничено с точки зрения доступности и значения различных аспектов действительности для человека. Необходимо отметить, что биологические, социальные и духовные аспекты действительности, значимые для человека, формируют определенный набор "жизненных стилей", совокупность которых и составляет культуру. У разных народов, у представителей разных профессий формируются свои жизненные стили, своя культура. Житель пустыни культивирует воду и ее источники, а житель островов - лодки, корабли; население тропиков ищет защиты от жары, а севера - от холода. Поэтому культурные ценности, нормы, обычаи, вкусы для всех разные, но именно они образуют для каждого народа, сословия, профессии некое замкнутое жизненное пространство, которое ограждает человека от всего незначимого для него и формирует самого человека.

36. Происхождение и сущность сознания.

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Сознание есть свойство социальное. Два основных уровня: чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный. К первому уровню относятся познавательные способности и знание-информация, полученное с их помощью. Эмоционально-ценностный уровень включает в себя собственно то, что называют чувствами: любовь, ненависть, радость, горе, тоску и пр., а также аффекты, страсти, эмоции. К ценностным компонентам этого уровня относятся мотивация, целеполагание, воля, интересы, духовные идеалы личности. Сознание представляет собой единство трех моментов: ощущения человеком своего существования, ощущение присутствия в данном месте и в данный момент и идентификации себя в мире. Отсутствие хотя бы одного из указанных моментов расценивается как разрушение сознания. Идеальный мир сознания отражает явления объективного мира, выражая их смысловое содержание в знаковых понятийных формах. Отражение мира в сознании может быть непосредственным и конкретным - это образы-восприятия мира, полученные с помощью органов чувств. Мир сознания, объективная реальность и язык неразрывно связаны друг с другом. Основными характеристиками сознания являются соотнесенность его с миром знания, идеальность, интерсубъективность, предметность и направленность; сознание раскрывается в его связи с логикой и действительностью, а также с бессознательным. Поскольку сознание связано с областью знаний человека, то возникает вопрос, каким образом идея может быть объективной. Идея может быть объективной, когда она понятна многим носителям сознания, т.е. в определенной степени независима от внутреннего индивидуального, субъективного фактора. Сознание связано с пониманием, их нельзя представить друг без друга. Идея, а вместе с ней и сознание направлены на определенный предмет. Мы мыслим идеи для того, чтобы говорить с их помощью о предметах мысли. Следовательно, сознание всегда направлено на определенный предмет, оно всегда предметно содержательно. Внутренний мир сознания - это связанные друг с другом элементы, реальные акты человеческой деятельности, направленные на объект сознательной установки. Идея всегда связана с содержательной стороной мыслительной деятельности. С этой точки зрения ее можно рассматривать как совокупность признаков предмета мысли, что составляет содержание понятия, или смысл высказывания об определенной ситуации, или сущность конкретной концепции, теории, гипотезы. Содержание сознания относится к субъективной реальности. Мысленные образования могут быть названы концептами.

Бессознательное представляет собой функциональный компонент психики, "локализованный" вне сознания субъекта, оказывающий постоянное, иногда детерминирующее влияние на сознание и поведение субъекта, но тщательно и изощренно скрытый как от вторжения внешнего исследователя, так и от внутреннего аналитического взора самого субъекта. Все известные попытки объяснения бессознательного сводились к описанию каких-либо его функций или свойств. Попытка рационального объяснения нерациональных явлений в познании - сложная философская задача. Неосознаваемые моменты являются включенными в механизмы мыслительной деятельности людей. Действие этих механизмов обусловлено биологическими, психическими и социальными причинами.

Одно из интересных исследований, в котором рассматриваются состояния сознания, близкие к "движущим причинам" действий людей, - "Методология истории" А.С. Лаппо-Данилевского [3]. В нем анализируется понятие "консензус", содержанием которого служат сходные состояния сознания, возникшие у разных индивидов под действием одинаковых жизненных условий. Действиями "идеального человека" объясняют согласованность продуктов культуры: один господствующий национальный или культурный тип человека отражается во всех продуктах культуры.

Много внимания неосознаваемым факторам мыслительной деятельности уделяется в современной герменевтике и феноменологии. С точки зрения феноменологии реальные вещи выступают в сознании как явления, они составляют "абсолютное имманентное бытие" - предмет феноменологии. Для понимания объективного смысла предназначены феноменолого-герменевтические методы со свойственными им логическими приемами, а для "симпатического сопереживания" - психологические научные методики, логические основания которых, в свою очередь, имеют собственную специфику.

37. Проблема познаваемости мира в философии.

 

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания, тогда как агностики отрицают познаваемость мира. Основная проблема, которая подводит к агностицизму, заключается в следующем: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм — абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. В разумной мере скептицизм полезен и даже необходим. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это — шаг к истине. Сомнение — червь, подтачивающий и разрушающий устаревшие догмы, необходимый компонент развивающейся науки. Сначала уточним, что понимается под верой. По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае. Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще. Истинность религиозного знания имеет онтологическое основание в самом существовании человека. Прагматическая вера помогает человеку получать знания, без веры в свои силы, способности не возможно чего-либо добиться. Доктринальная вера дает базовые представления о мире, создает основы мировоззрения, отталкиваясь и перерабатывая доктринальные знания человек создает новую информацию. Житейское знание характеризуется знаниями, приобретаемыми во время жизнедеятельности. Человек, приобретая жизненный опыт, не задается в основном критическими вопросами, а воспринимает происходящее “абсолютно”. Научные знания предполагают и объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом. Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Предсказательная сила — один из главных критериев для оценки научной теории. К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. В науке главное — устранить все единичное, индивидуальное, неповторимое и удержать общее в форме понятий. Наука и искусство лежат в разных плоскостях. Эти виды познания мира черпают свой метод в природе своего специфического содержания.

Исторические типы рациональности:

1). Классический (17 век – последняя треть 19 века):

- период появления науки как таковой;

- идеал абсолютной истины (нет относительной);

- объективация знания (только объективность);

- наука всегда теория;

- научное познание – автономная деятельность, «чистое познание» (познание ради познания);

- стабильная механическая картина мира (неподвижная) с абсолютными пространством и временем.

2). Неклассический:

- теория относительности Эйнштейна и Бора;

- геометрия Лобачевского;

- всё относительно;

- научное познание становится более субъективным (роль субъекта (ученого) в познании);

- мир как развивающаяся система, он изменяется;

- идеал относительной истины.

3). Постнеклассический (50 – 70 года 20 века):

- формируется новая парадигма рациональности;

- оценочность как норма научного познания;

- синергетическая картина мира (мир как самоорганизующаяся, открыта система);

- плюрализм научных подходов (наука, истина и миф объединяются).

38. Формы и уровни познания

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Как своеобразная форма познания, специфический тип духовного производства и социальный институт наука возникла в новое время в XVII веке. Особенности н познания являются:

1-основная задача н познания – обнаружение объективных законов действительности и законов самого познания и мышления; 2-цель и высшая ценность н познания – объективная истина; 3-ориентация на практику; 4-н познание – есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих развивающуюся систему понятий, теорий и законов; 5-использование научного оборудования; 6-строгая доказательность н знания;

Структура научного познания включает в себя: 1-факты, 2-понятия и абстракции, как результаты теоретического обобщения фактов, 3-проблемы и гипотезы, 4-законы, принципы и теории, 5-философские установки, 6-социокультурные основания, 7- методы, идеалы и нормы научного знания, как совокупность определённых ценностных или методологических установок, свойственных науке, 8-стиль мышления.

Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т. образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. (Одной из форм вненаучного знания является обыденное знание).

В процессе повседневной практической деятельности у людей формировались какие-то знания о свойствах вещей и явлений окружающего мира. Это были обыденно-практические знания (вненаучные). Но при этом существует определенная общность между научными и обыденными знаниями: и те, и другие ориентируют человека в мире, являются основной практической деятельности.

Большую часть в обыденном сознании играет так называемый «здравый смысл». Особ-ти: обыденное знание носит фрагментальный, не систематизированный характер.

Для обыкновенного знания нет надежных способов их проверки и обоснования.

-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.074 с.)