Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура России: традиции и современностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Россия, являясь мостом между Европой и Азией, Востоком и Западом, не могла не впитать и культурные ценности этих миров. Вместе с тем, пройдя суровый исторический путь, создала свою неповторимую культуру. А.М.Горький подчеркивал, что в области искусства, в творчестве сердца русский народ обнаружил изумительную силу, создав при наличии ужасных условий прекрасную литературу, удивительную живопись и оригинальную музыку, которой восхищается весь мир. Замкнуты были уста народа, связаны крылья души. Но сердце его родило десятки художников слова, звуков, красок[46]. В русской культуре господствуют свои традиционные ценности. Среди них – соборность. Термин введен еще А.C.Хомяковым для обозначения самобытности русской общественной организации, в основе которой лежит православие. Соборность – это гармоничная целостность человека, мира, церкви. Это способ решения проблем всем миром в противоположность западноевропейской культуре, основанной на индивидуалистических ценностях. Для русской культуры характерен приоритет духовности, когда главным побудительным мотивом деятельности выступает великая мобилизующая идея, будь то идея собирания государства, православных единоверцев или построение коммунизма - самого справедливого общества на Земле. На Руси всегда в почете среди большинства членов общества был принцип нестяжательства, разумной достаточности, отрицательного отношения к накопительству, ростовщичеству. Это видно из народных афористичных суждений: «на хлеб есть, и довольно»; «не в деньгах счастье»; «бедность – не порок». В русской субкультуре сочувствием пользовалось правдоискательство, в центре которого находится обостренное чувство социальной справедливости, равенства, милости к падшим, артельного братства. Близко к нему стоит палладизм – качество, обозначающее жертвенность, установку личности на действия не ради себя, а ради других. Подобные взгляды могут родиться лишь в рамках общинного существования, при господстве духа коллективизма. Особенностью русской культуры является также духовная пластичность людей, состоящая в терпимости к чужим нравам и обычаям, в желании дружить с побежденными, в умении прощать обиды и не помнить зла. Видимо, отсюда проистекает мессианское начало в русском менталитете. Вместе с тем для русской культуры свойственен необоснованный социальный романтизм членов общества, более того, известные политические наивность и простодушие. Об этом свидетельствуют непрерывные попытки моментальных преобразований и нововведений, убежденность в легкой и быстрой работе по преодолению искривлений социальной жизни (реформы Петра I, освободительное движение декабристов, народничество, большевизм, либеральный демократизм конца XX в.) В русской нации обращает на себя внимание и установка на «авось». По мысли известного отечественного философа Г.П. Федорова, русский работает из-под палки, встряхиваясь в последний час, когда не щадя себя наверстывает упущенное за месяцы безделья, как правило, неся при этом огромные потери и жертвы. Накопленный исторический опыт, выработанные стереотипы культуры русского народа позволяют высказать предположение, что ему противопоказаны механические заимствования из инородных культур, например, «вестернизация». У значительной части общества наблюдается реакция ее отторжения, хотя в разумной мере усвоение «чужой» культуры полезно, и оно происходит. На современном этапе наблюдаются следующие тенденции в российском социокультурном процессе: 1. Обособление национальных культур вследствие развала СССР и изменения содержания и направления социокультурного процесса. 2. Ослабление влияния русского языка как фактора культуры и орудия межнационального общения, в том числе как языка ООН. 3. Коммерциализация и приватизация объектов культуры, сползание культурной деятельности к рыночному и гедонистически-игровому полюсам. 4. Снижение интереса к работе классических учреждений культуры (музеи, библиотеки, академические театры) и возрастание интереса части общества (прежде всего, молодежи) к зрелищным формам новой волны (рок-культура), вместе с тем повышение уровня культурно-коммуникативной усталости, апатии. 5. Смена системы ценностей культуры. Минимизация духовных потребностей населения. Ослабление этических и эстетических навыков поведения людей. 6. Пассивная, неэффективная государственная политика в области культуры, ее противоречивость: с одной стороны, некоторое расширение возможностей для свободного творчества. с другой стороны, утрата должного контроля за качеством культурной продукции, сужение доступа к культуре для простых граждан. Насущные задачи социокультурной деятельности в России: - разработка и реализация высокой созидательной цели, национально государственной идеи для осознания своей страны как одного из мировых центров культуры; - возрождение патриотических чувств, пропаганда исторических заслуг русского народа и других народов Российской Федерации перед мировым сообществом; - введение коммерческих, рыночных отношений в сфере культуры в определенные границы; повышение научного и нравственного контроля со стороны государства и институтов гражданского общества за системой массовой коммуникации; - создание режима наибольшего благоприятствования для бесплатного народного образования, выпуска по сниженным ценам учебной, детской, научной и иной просветительской литературы; - мобилизация общественного мнения на защиту русского литературного языка, на нейтрализацию средствами культуры бездуховности части населения, радикалистского менталитета, правового нигилизма, анархического романтизма и других социальных отклонений. Выводы 1.Культура – это система материальных и духовных ценностей, совокупность приемов и способов человеческой деятельности по их созданию, хранению и распространению. 2.Культура выступает как показатель и мера общественного прогресса, как единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, как производство самого человека во всем богатстве общественных связей и отношений, как степень воплощения гуманистических целей. 3.В процессе общественного развития возникает особый вид непосредственных отношений между культурами – взаимодействие культур. Важнейшими его показателями являются изменение ценностей, качеств, состояний, порождение новых духовных ориентиров, форм культурной активности. 4.В современных условиях в культуре произошли существенные сдвиги: получили колоссальное развитие средства массовой коммуникации, возник индустриально-коммерческий тип производства культурной продукции, господствующие позиции заняла массовая культура, наметились признаки кризиса культуры. 5.На этом фоне в России вместе с социальной дифференциацией произошли существенные перемены и в сфере культуры: усилились эгоистические мотивы поведения людей, возрос потребительский индивидуализм, снизились моральные факторы, оказались размытыми нравственные устои, ослабели чувства гражданственности, сопричастности к делам страны. 6.Назрела задача преодоления кризисного развития культуры, выведения данной сферы на приоритетную позицию, обеспечивающую национальную безопасность.
Контрольные вопросы 1. Что называется культурой в широком смысле слова? В узком? 2. Из каких базисных элементов состоит культура? 3. Какие функции выполняет культура? 4. По каким основаниям можно классифицировать культуру? 5. Определите общие и отличительные черты цивилизации и культуры? 6. Что подразумевается под культурными универсалиями? 7. Как происходит взаимодействие культур и какие принципы лежат в его основе? 8. В чем состоит специфика социологического подхода к культуре? 9. Какие тенденции развития культуры характерны для современного периода? 10. Каковы особенности российской культуры на фоне мировой культуры?
Список литературы 1.Мамонтов С.П. Антология культурологической мысли./С.П. Мамонтов, А.С. Мамонтов. – М.- 1996. 2.Боголюбова Е.В. Культура и общество. Вопросы истории и теории./ Е.В. Боголюбова. - М.- 1978. 3.Гриценко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. / Г.В. Гриценко. – М.- 1999. 4.Давидович В.Е. Сущность культуры. / В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов. – Ростов н/Д. - 1979. 5.Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов вузов.- М.,1998. 6.Егоров В.К.Философия культуры России: контуры и проблемы./ В.К. Егоров. - М.:Изд-во РАГС. – 2002. 7.Коган Л.Н. Теория культуры. / Л.Н. Коган. – Екатеринбург. – 1994. 8.Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. / Н.В. Кондаков. – М.- 1994. 9.Кононенко Б.И. Сущность культуры: закономерности возникновении и развития./ Б.И. Кононенко. – М.- 1995. 10.Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. Под. ред. Л.Харрисона, С. Хантингтона. Пер. с англ.- М.- МШПИ. – 2002. 11.Культурная политика России: история и современность. Отв.ред. К.Э.Разлогов, И.А. Бутенко.- М.- 1996. 12.Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебн. пособие / В.Т. Лисовский.– СПб. – 2000. 13.Левикова С.И. Молодежная субкультура: учебн. пособие / С.И. Левикова. – М.: ФАИР-ПРЕСС. - 2004. 14.Михайлова Л.И. Социология культуры: учебн. пособие / Л.И. Михайлова. – М.- 1999. 15.Оганов А.А. Теория культуры: учебн. пособие для вузов./ А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. - М.: ФАИР-ПРЕСС. - 2001. 16.Пелипенко А.А. Культура как система. / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. – М. – 1998. 17.Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. / В. Руднев. – М.: Аграф. - 2001. 18.Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии./ В.Н. Романов. - М. - 1991. 19.Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. / В.Л. Семенов. – СПб. – 1991. 20.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество./ П.А. Сорокин – М. – 1992. 21.Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры./ Э.В. Соколов. – Л. – 1989. 22.Султанов К.В. Проблемы культуры в системе социологии./ К.В. Султанов. - Л. - 1989. 23.Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. / Н.А. Хренов. – М. – 2002. 24.Шендрик А.И. Теория культуры: учебн. пособие для вузов./ А.И. Шендрик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002. 25.Радугин А.А. Энциклопедический словарь по культурологии. / А.А. Радугина – М. - 1997.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.60.175 (0.008 с.) |