Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
Многочисленные эмпирические исследования, проведенные на зарубежном материале, убедительно показывают, что в таких сложных системах, как общество, управление составляет самое существо почти всех процессов и явлений, оказывая при этом влияние на интересы всех людей, а значит — на все социетальные и частные сферы человеческой деятельности. Управление, понимаемое как политика, находит свое выражение в сотрудничестве, переговорах и борьбе вокруг использования, производства и распределения ресурсов она является измерением производства и воспроизводства общества, а также занимается "преобразовательными возможностями социальных агентов и институтов ". Иными словами, государственное регулирование социальных отношений, будучи одной из политических основ правопорядка и справедливости, - непременно должно выступать либо в качестве прямого экономического регулятора, либо в качестве гаранта некоторых форм регулирования. Даже при максимально ограниченном в своих возможностях и объеме полномочий, по представлениям крайних либералов, в капиталистическом государстве (вроде идеальной модели британского государства XIX в.) в его полном ведении остаются обеспечение воспроизводства стабильных отношений собственности и денежной системы (публичного порядка), а также воспроизводство общих материальных условий рыночного хозяйствования (инфраструктуры и т.д.). В свою очередь, на "внешнее государство" возлагается становящаяся все более важной функция управления условиями общения, прежде всего экономического, нации с внешним миром, то есть с другими суверенными национальными сообществами. Таким образом, одной из главных компетенций государства является оптимизация "правил игры", в соответствии с которыми в каждый данный период времени строятся экономические и социальные отношения, связующие общество в единое пространство - нацию-государство. Современные правила игры в мире высоких жизненных стандартов и изощренных технологий в условиях глобализации многих социально-экономических процессов возлагают на государство (как на "внутреннее", так и на "внешнее") ответственность за контроль над экономической конъюнктурой, во многом зависящей от качества совокупного работника и трудовых отношений в целом.
Политический анализ процессов регулирования государством социальных отношений входит в проблемный комплекс такого раздела науки, как государственное управление (government). Категория "государственное управление" обозначает целенаправленное воздействие одной относительно самостоятельной системы — государства — на другие с целью вызвать требуемые изменения. Сложные, конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств. Право собственности субъектов производства на их долю совокупного богатства и само существование денежной и финансово-кредитной систем, объединяющих политику и отделяющих ее от других, предполагают компромиссы, институационализированные в сфере политики. Точно также внутри самих производств борьба за лучшие условия и оплату труда является микросоциальной формой политики. Политика, и прежде всего политика государства, преобразуясь соответственно велениям времени, обновляющимся общественным требованиям, вырабатывает (после накопления и аналитической обработки информации) необходимые подходы, в частности, к оценке разных политико-экономических стратегий и выбирает ту из них, которая самым оптимальным образом сбалансировала бы противоречивые интересы всех социальных классов и групп, подчинив их общему интересу нации. А верховным интегратором этого последнего выступает государство. Не для каждого типа общества вопрос об отношениях "государство — общество" (или "государство — экономика") ставится одинаково. Сфера экономического должна быть "автономизирована" в гражданском обществе, в определенном смысле выделена в нем рамками властных отношений, которые определяются как специфически политические: оформление законов и норм, монопольное право на легитимное принуждение, единообразная юрисдикция и т.д. Модель каждого государства может быть рассмотрена под углом зрения принятого в нем способа регулирования — сочетания механизмов, обеспечивающих совместимость противоречивого, конфликтного поведения индивидов с коллективными принципами организации данного сообщества, а в экономическом плане — с логикой режима накопления. Способом регулирования в таком контексте можно назвать всю совокупность ясно определенных и структурированных норм, институтов, компенсаторных (выравнивающих) механизмов, которые на постоянной основе выверяют, то есть регулируют, индивидуальное и/или групповое поведение (политическое, экономическое, социальное), выстраивая его соответственно принципам и логике устройства данной политико-экономической системы, предотвращая нежелательные для нее девиации (отклонения) такого поведения. Институциональными формами регулирования являются правила рыночной конкуренции, социальное законодательство, нормы функционирования денежной и финансово-кредитной систем и т. д. Эти институциональные формы могут быть как чисто государственными (законы, постановления, госбюджет и связанные с их осуществлением институты), так и частными или полуобщественными, но в четко определенной мере нормируемыми и/или финансируемыми государством (система коллективных договоров, арбитражные, посреднические и управленческие институты различного назначения с двойными или более источниками финансирования).
В условиях либерально-демократической системы регулирование со стороны государства социальных подсистем или субъектов лучше описывать с помощью политологического концепта "влияние" — способности одного политического субъекта желательным для него образом воздействовать на поведение других, нежели употреблять "власть", "принуждение", "давление" и пр. Так что в данном контексте "регулирование" понимается как упорядочение, регламентация, подчинение определенным правилам, влияние на работу социально-экономического механизма с тем, чтобы добиться нужного протекания каких-либо процессов. Регулирование социальных, в том числе трудовых, отношений в либеральной политико-экономической системе — это, по сути дела, постоянно действующий механизм гармонизации социальных интересов, где этатистское участие обусловливается объективным различием потребностей включенных субъектов (авторов), каждый из которых стремится реализовать свою партикулярную политическую практику, и необходимостью их уравновешивания для поддержания оптимального общественного порядка. Таким образом, стабильность денежной системы или политики перераспределения доходов между трудом и капиталом в пользу социально уязвимых категорий населения в условиях рыночной экономики достигается регулированием со стороны государства (в первом случае — через государственную опеку над эмиссией денег, банковское законодательство; во втором — через коллективные договоры, институты "государства всеобщего благоденствия", социальное законодательство и пр.). Бюджетная политика — также мощнейший инструмент госрегулирования, едва ли не более эффективный, чем планирование (вряд ли кто сейчас возьмется отрицать его наличие в либеральных демократиях с рыночной экономикой). Кроме того, существуют и активно используются такие регуляторы, как индустриальная и аграрная политика, протекционизм и тому подобные. Собственно говоря, один из вариантов предельно либерального подхода к регулированию государством, например, условий труда — это обозначение им обязательных минимумов (зарплаты, техники безопасности и т.д.), которые, как правило, проявляют тенденцию к повышению в пользу работника, и только в отношении продолжительности рабочего времени — обязательного максимума.
Во второй половине ХХ века некоторые идеи в области управления были оформлены в доктрину менеджеризма. На ней вряд ли стоит подробно останавливаться, тем более, что многие ее положения в последние десятилетия были подвергнуты убедительной критике, однако ряд выделенных менеджеризмом закономерностей управления организационными системами (корпорациями, госслужбами, даже более крупными системами различного назначения) продолжает оставаться существенным для государственного регулирования, в частности: нормы управляемости, оптимизация информационных потоков, построение гибких управленческих структур и т.д. Последнее, кстати, и вызвало к жизни идеи обновления посредничающих институтов управления, с помощью которых проводятся нормы, стандарты и обустраивается "игровое поле", легитимизированные гражданским обществом. Современные методы политического управления требуют (в том числе и для снижения нагрузки на государство, активизации "партнерского ", а не диктаторского стиля его отношений с обществом) распределить политическое влияние и ответственность в обществе между традиционными и сравнительно новыми, образца XX - XXI вв., системными субъектами, набравшими достаточную силу для того, чтобы решать вопросы выбора целей массового действия, — предпринимательством как особой корпорацией, гражданскими службами (профсоюзами, другими ассоциациями), с одной стороны, и самим правительством — с другой. Последнее в индустриально развитом обществе в настоящее время все более превращается из исполнителя в распорядителя, по "субподряду" передающего отдельные виды общественно необходимой деятельности посредническим институтам, частным и полуобщественным службам, сохраняя за собой регулирующие полномочия в постоянно уточняющемся объеме. В этом — специфика современного государственного управления. Современное государство делегирует в социальные подсистемы (наемный труд, предпринимательство и др.) ответственность за их внутреннее регулирование, продолжая, однако, оказывать содействие и осуществлять контроль (согласно своему императиву, в данном случае либеральному, — защиты прав граждан) либо непосредственно, но чаще всего — через специализированные посреднические институты управления (медиаторы). Эти институты являются также своеобразными рецепторами, фиксирующими и передающими информацию, например, о состоянии трудовых отношений. Политический анализ и обобщение показателей конкретной практики таких медиаторов дают возможность оценки альтернатив, распознания тенденций и изучения типичных конфликтогенных ситуаций в поведении субъектов, попавших под регулирование, в сферах перераспределения ресурсов и самих индустриальных отношениях. Это нужно для выработки наиболее эффективной социальной политики, включая планирование — программирование — финансирование, если потребуется, правительственной доли в проектах, что собственно и составляет существо политического управления. Государственная политика реализуется опять же путем институционального регулирования и детерминирована возможностью национальной экономики обеспечить необходимые для нее ресурсы.
Из вышесказанного следует, что многие политико-управленческие решения адресованы посредничающим институтам, с помощью которых и осуществляются определенные перманентные и ситуационные цели государства. Взятое в целом, государственное управление являет собой сложный процесс макросоциальной регуляции, в котором функция (роль) государства по преимуществу состоит в определении способов удовлетворения потребностей и реализации интересов разных социальных субъектов при соблюдении главного требования — гарантии поддержания консенсусной базовой структуры отношений в данной политической системе, на что, собственно, общество и уполномочивает "нанимаемое" им государство, легитимизируя его право вмешиваться в экономическую и социальную жизнь.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.006 с.) |