Молодежь как социально-демографическая группа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Молодежь как социально-демографическая группа



Что представляет собой молодежь как социально-демографическая группа? Что касается возраста как важнейшей демографической характеристики, то до сих пор нет однозначного мнения по этому вопросу. Существуют разные точки зрения на возрастные границы молодежного возраста. Например, Пифагор предлагал относить к молодежи людей в возрасте от 20 до 40 лет, русский демограф Рославский - от 15 до 30 лет, а американский демограф Боус - возрастную группу от 9 до 17 лет. Однако большинство ученых склоняется к точке зрения, согласно которой молодежью надо считать тех, кому от 15 до 30 лет. Какую же часть населения составляет молодежь в РФ? По данным доклада «Положение молодежи в Российской Федерации в 2003 г.», подготовленного большим коллективом ученых для Правительства РФ, доля молодежи в структуре населения России насчитывает 20,5 %. Доля молодежи в составе населения Тульской области в 2004 г. – 16,6 % от всех жителей согласно докладу администрации «Положение тульской молодежи: состояние, тенденции и перспективы в 2002 г.». Неоднороден и социальный состав молодежи. В настоящее время насчитывается 12 категорий: учащиеся школ, лицеев, студенты вузов и колледжей, работающая молодежь, предприниматели, военнослужащие, безработная молодежь и т. д. Также достаточно существенные различия наблюдаются между городской и сельской молодежью.

Рассматривая молодежь как социально-демографическую группу, нужно учитывать, что она гетерогенна и само понятие «российская молодежь» очень абстрактно, если не указать признаки, по которым очерчиваются границы этой социально-демографической общности. В этом смысле необходимо обосновать понятие молодежи. В социологии существуют различные определения молодежи. Так, в 70-е гг. отечественные ученые представили достаточно широкий спектр определений молодежи, в которых выделяется ее специфика.

Поликанов А. А. пишет: «Однако есть нечто, позволяющее зафиксировать молодежь именно как социальное явление, характеризующееся целостностью. Это нечто становится определенным, если понимать молодежь как изначальный продукт воспроизводства социальной структуры, они органически связаны с системой классовых взаимоотношений с классовым воспроизводством себя через молодежь. Голофаст В. Б. указывает, что «молодым можно назвать такого человека, который характеризуется - процессом окончательного биологического созревания, достижением психической зрелости, освоением некоторого объема социального опыта, свойственного взрослому».

Добрынина В. И. отмечает, что «молодежь находится на стадии формирования организма и психики. Это физически и духовно не окрепшая возрастная группа вступает в жизнь, становится, но еще не стала материально независимой самостоятельной группой, не окончила процессы социальной адаптации, не сформировала систему ценностных ориентаций, которая в связи с этим выступает как наиболее динамичная часть общества».

Интерес представляет определение, предложенное И.М.Слепенковым. Он полагает, что молодежь – это «… социально- демографическая группа общества, которая характеризуется, во-первых, осуществлением деятельности, связанной с подготовкой и включением в самостоятельную жизнь при руководстве со стороны старших поколений (классов и их политических партий) и, во-вторых, социальной дифференциацией, соответствующей социально-классовому делению в обществе». В этом определении важно акцентирование внимания на стратификационном аспекте и включенности молодежи в социальную структуру общества.

В определении Неумойнова Г. К. молодежь рассматривается как социально-демографическая и психологическая часть общества, специфические черты которой определяются конкретно-историческим характером. Неумойнов Г. К отмечал: «Молодежь является мобильной социально-демографической группой и социально-психологической частью общества, ограниченной возрастными рамками, определяющими ее социализацию, и обладающей спонтанными чертами, свойствами, ценностными ориентациями, обусловленными характером конкретно- исторических общественных отношений».

А Боряз В.Н. дает другое определение молодежи. Он утверждает следующее: 1) молодежь - это объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа;

2) биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества;

3) процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития;

4) достижение молодежью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в качестве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и тем самым собственного отрицания себя как молодежи;

5) возрастные границы молодежи субъективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастные градации в рамках этих границ - длительностью отдельных стадий развития.

Иконникова С. Н. как представитель социально-психологического направления в исследовании молодежи предлагает определение молодежи в контексте сочетания социологического и психологического подходов к изучению молодежи. Молодежь является социально-демографической группой, внутренне в соответствии с классовыми и другими признаками, включением молодых людей от 16 до 30 лет, их положение и роль в обществе функции и виды деятельности, а также духовный облик мировоззрение, интересы, ценностные ориентации, социально-психологические свойства, обусловлены характером социально-экономической системы, общественными отношениями, этапом исторического развития, классовым положением.

Большое внимание уделялось пониманию и определениям молодежи и в 80-е гг. XX в. В этом отношении вызывает интерес оригинальный подход, представленный В. В. Павловским. Он отмечает: «Молодежь – это особая биосоциальная группа людей от 1 – 14 до 29 - 30 лет (женского и мужского пола), которая занимает переходное положение между общностями людей подросткового и взрослого, зрелого возраста, представляет собой возрастное образование, включающее в себя семь годовых подгрупп, объединенных в четыре стадиальные крупные подгруппы, которые характеризуются спецификой освоения и реализации молодежных возрастно-ориентационных программ, детерминируемых природной средой, конкретно-историческим общением с его общественной формацией и другими особенностями социального развития, являющимся результатом социализации в 5 основных сферах жизни общества, осуществляет переход от репродуктивной (подготовительной) к продуктивной деятельности, эволюционирует от общественной и гражданской несамостоятельности к статусу взрослых самодеятельных членов общества, полноправных граждан и сформировавшихся личностей. Это группа, которая отражает в себе классовую, этническую и иную актуально важную структуру того или иного общества. Это старшая по возрасту часть первого поколения общества, это генетически и исторически необходимое особое социальное звено в преемственности поколений как формы существования общества».

Что касается характеристики специфики молодежи, то новый подход к ее определению вырабатывался уже в XXI веке. Так, В. В. Павловский представил перспективный подход к дифференциации внутри группы. Обращая особое внимание на проблему социализации молодежи, он пишет: «Социализация молодежи - это процесс становления и развития всей данной группы вплоть до ее перехода в зрелую возрастную границу, процесс, обусловленный конкретно-историческим единством определенных общественных формаций, общего вклада цивилизации, отдельного общества, известных социальных общностей, наконец, особенностями развития отдельных личностей. Это позитивное включение молодежи в социум, осуществляющееся на основе деятельности и самодеятельности, реализации возрастно-ориентированных программ в процессе субъект-субъектного взаимодействия с другими возрастными группами, образующими данное общество».

Павловский В. В. также отмечает, что социализация молодежи, зафиксированная хроносно и содержательно, позволяет теоретически корректно описать процесс становления и развития молодежи, процесс преемственности поколений, процесс обеспечения развития общества. Это единичный, проявляющийся в общем процесс социализации. Он выделяет четыре возрастные группы внутри молодежи, рассматриваемые с точки зрения их биосной структуры.

1) Возрастная группа 13 – 14 лет до 16 – 17 лет (стадия старшего отрочества). На этой стадии возрастает акселерация и ретардация подростков. Главное биосное противоречие – формирование качественно нового состояния организма, переход от повой зрелости к половому созреванию.

2) Возрастная группа от 16 – 17 лет до 20 – 21 года (юность юношество, девичество, девичий возраст). Главное биосное противоречие – преодоление подростковости и достижение юности, формирование в основном и главном взрослого организма; глубинные преобразования связаны с началом половой зрелости.

3) Возрастная группа от 20 – 21 года до 25 - 26 лет – первая молодость, первый молодежный возраст взросления. Главное биосное противоречие молодежи – переход от расцвета биосных функций к их временной стабилизации или постепенному увяданию, достижение взрослого состояния организма, включение в собственную семью и половые отношения, в реализацию детопроизводственной функции.

4) Возрастная группа 25 – 26 лет до 29 – 30 лет – вторая молодость, второй молодежный зрелый возраст. Главное биосное противоречие - окончательный переход от биосной молодости к взрослости, временной относительной стабилизации функций к постепенному увяданию. В социальном плане выделяются те же четыре подгруппы, с теми же возрастными границами.

Кроме того, автор акцентирует внимание на позитивных и негативных противоречиях, свойственных каждому периоду. 1) Возрастная группа от 13 – 14 лет до 16 – 17 лет – старший школьный период, переход к гражданской зрелости. Главное позитивное противоречие - переход от полного иждивенчества к полному самостоятельному положению. Главное негативное противоречие - переход части молодых к иждивенчеству, нежелание учиться и работать. 2) Возрастная группа от 16 – 17 лет до 20 – 21 года – период гражданского становления. Главное позитивное противоречие разрыв пуповины с родительской семьей, переход к самостоятельности. Главное негативное противоречие – разрыв с родной семьей, переход к негативной деятельности. 3) Возрастная группа от 20 – 21 года до 25 - 26 лет - первый молодежный гражданский возраст. Главное позитивное противоречие - постепенное освобождение от статуса ранней молодости, гражданское становление, переход от положения очень молодых людей в действительное гражданское состояние. Главное негативное противоречие переход к негативной деятельности. 4) Возрастная группа 25 – 26 лет до 29 – 30 лет – второй молодой возраст. Главное позитивное противоречие - наступление зрелости. Главное негативное противоречие - переход к негативной деятельности.

Таким образом, Павловский В. В. вводит принципиально иное понятие юности как гражданского становления. Первые два периода (две возрастные градации) обозначены как биологический возраст, два последних (третья и четвертая возрастные стадии) как гражданский возраст. В этом заключается новизна подхода. Кроме того, само выделение в молодежи демографических и социальных подгрупп, анализ разных возрастных стадий в контексте сочетания биосного и социального аспектов тоже является новым. Биосный и социальный диапазоны тесно связаны между собой, что проявляется в следующем. Возрастная подгруппа старших школьников представляет старший подростковый и старший школьный возраст Возрастная подгруппа юных граждан включает носителей биосной юности и возраста гражданского становления. Младшее молодое гражданство – первая биосная молодость и первый молодой гражданский возраст. Возрастная подгруппа старших молодых граждан объединяет людей второй биосной молодости и второго молодого гражданского возраста.

В.Т. Лисовский, положивший в основу понимания молодежи профессиональную социализацию и включение в жизнь общества, предполагающее гражданскую зрелость, дает следующее определение молодежи: «Молодежь – это социально-возрастная группа, находящаяся в процессе профессионального и социального становления. В зависимости от профессиональных, социальных, региональных, национальных условий возрастные границы могут существенно варьироваться. Условно можно принять за нижнюю границу возраст 15 – 18 лет – срок окончания средней школы, а за верхнюю – 30 лет – период окончательного включения в социально-профессиональную структуру общества». Большой интерес представляет определение молодежи, данное А. И.Ковалевой и В.А.Луковым. Они пишут: «Молодежь - это социальная группа, которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, объективно связанные на определенном этапе своей жизни переходом от преимущественного свойства быть объектом социализации к преимущественному свойству быть субъектом социальной деятельности».

Очень важным в настоящее время является изучение особенностей процесса социальной адаптации молодежи, с одной стороны как одной из слабозащищенных категорий, а с другой, как стратегического ресурса развития общества. Российская молодежь – это неоднородная социальная группа в возрасте от 14 до 30 лет, отличающаяся многообразием социально-статусных, гендерных, поселенческих, национальных, деятельностных, идентификационных и адаптационных характеристик, формируемых в условиях бифуркационной среды. Представляется целесообразным в русле нашей концепции рассматривать молодежь с учетом особенностей социализационнах процессов и исследовать ее значительный адаптационный потенциал и инновационное поведение. На основании вышеизложенных соображений дадим определение понятия молодежи. Российская молодежь – гетерогенная социальная группа, выделяемая на основе комплекса демографических, статусных и деятельностных характеристик, активно включенная в процессы социализации и интеграции и обладающая значительными адаптационными ресурсами, предопределяющими ее инновационное поведение, оказывающее существенное влияние на развитие общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.008 с.)