Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анкета как инструмент социологического исследованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Важным моментом подготовки исследования и сбора информации является разработка инструментария: анкет, бланков-интервью, учетных карточек, дневниковых наблюдений и т.п. Поскольку анкетирование является наиболее распространенным методом сбора социологической информации, остановимся на нем подробнее. Что представляет собой анкета и каковы требования к ней? Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при соблюдении определенных требований при ее составлении возможно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования. Все вопросы в анкете следует четко формулировать, чтобы они были понятны респондентам, включая и используемые термины. Вопросы не должны: - превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых; - вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов; - навязывать мнение социолога; - быть перегружены вариантами ответов. Если анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько групп вопросов. 1. Вопросы по содержанию: а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); в) о личности респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента). 2. Вопросы, различающие по форме: а) вопросы закрытые (к ним дается перечень вариантов ответов); б) открытые (варианты ответов не прилагаются, респондент сам должен сформулировать ответ и вписать его); в) полуоткрытые (в данном случае сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов. Закрытые вопросы могут быть также альтернативными и неальтернативными. Альтернативные закрытые вопросы предполагают возможность выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую. Неальтернативные закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: "Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?" Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим. Косвенные вопросы - в которых преодолевается необходимость критического отношения к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: "Что мешает Вам хорошо учиться?" Пример косвенного вопроса: "Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что..." Вопросы различаются такие по своим функциям: это - основные и неосновные вопросы. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы. Вопросы-фильтрыиспользуются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные вопросы используются для проверки искренности ответов. При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты. В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость. В конце анкеты, как правило, имеется "паспортичка" и благодарность респонденту за его труд по заполнению анкеты. Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д. В социологическом исследовании используются понятия: индикатор и шкала измерения. Индикаторами называются все факты (показатели), которые используются для социологического измерения. Эти показатели могут быть объективными (например, уровень образования) и субъективными (степень удовлетворенности работой и т.д.) Последовательность расположения их образует шкалу измерения. Шкалы могут быть номинальные (в качестве показателей выступают объективные признаки и характеристики: пол, возраст, образование и т.д.) и ранговые, где показатели перечисляются в порядке значимости. После завершения социологического опроса проводится прежде всего проверка анкет и бланков-интервью на точность и полноту заполнения. Если они заполнены неправильно или не заполнены на 30 %, то такие анкеты (бланки) выбраковываются и не подлежат обработке. Небольшое количество анкет (до 300 экземпляров) можно обрабатывать вручную, большое - на персональных компьютерах. В последнем случае проводятся такие дополнительные операции, как кодировка информации, подбор программы обсчета и др. После получения результатов математического обсчета исследователь может приступить к анализу социологических данных и их интерпретации. Глубина анализа, научность, объективность и полнота интерпретации зависят от компетентности исследователя, уровня его специальной подготовки, умения применять знания к анализу социальной реальности. На заключительном этапе исследования его результаты оформляются документально: в виде отчета, приложения к нему и аналитической справки. Отчет должен включать обоснование актуальности исследования и его характеристику (цели, задачи, выборочную совокупность и т.д.); анализ эмпирического материала; теоретические выводы и практические рекомендации. Приложение к отчету включает методические и вспомогательные документы.
Выводы 1.Процесс социологического исследования в общем виде есть не что иное, как применение субъектом определенных средств для получения нового знания об объекте и практического овладения им. 2.Разработка хорошей программы требует не менее половины интеллектуальных затрат всего исследования. 3.По мере составления программы решаются проблемы выбора объекта, разрабатываются конкретные методики сбора, обработки и анализа данных, проблема надежности эмпирической информации, проблема научной интерпретации данных. 4.Плохо обоснованное, плохо подготовленное социологическое исследование приводит к ничтожным теоретическим выводам, к малоэффективным практическим рекомендациям и нередко совершенно не оправдывает тех, часто значительных материальных ресурсов, которые были затрачены на проведение данного исследования. 5. Социологическое исследование является лишь одним из инструментов познания социальных процессов и явлений, его результаты при всей значимости нельзя абсолютизировать. И вместе с тем это важное и в определенном плане незаменимое средство получения объективной информации, которое наряду с другими методами расширяет наши возможности познания общества, повышает эффективность практической деятельность. Контрольные вопросы 1. Что понимается под социологическим исследованием? 2. Чем вызвана необходимость составления программы в научном исследовании? Почему так важно составление программы в начале исследовательской работы? 3. Есть ли особенности разработки программы прикладного социологического исследования в сравнении с исследованиями в других отраслях науки? Если да, то в чем они состоят? 4. Какие функции выполняет программа в социологическом исследовании? Какие нормативные требования предъявляются в ходе разработки программы? 5. Какие существуют способы и логические схемы доказательства гипотез? Как осуществляется проверка каждого вида гипотез в прикладном социологическом исследовании? 6. Попытайтесь дать развернутую характеристику каждого вида социологического исследования: его назначение, характер решаемых задач, особенности организации. 7. Каковы методологические принципы применения метода опроса в прикладном социологическом исследовании? 8. Чем отличается использование метода наблюдения в естественных и общественных науках? 9. Каковы отличия экспериментов, проводимых в социологии, психологии, в педагогике, в экономических и правовых науках? 10. Что измеряется с помощью социометрического метода? Назовите единицу измерения. Обоснуйте научную достоверность его данных.
Список литература 1.Астафьева Е.Н., Кошелева О.Е., Мещеркина Е.Ю., Нуркова В.В.Биографическое интервью: Учеб.-метод. пособие / Е.Н. Астафьева [и др.] (Под ред. В.Г.Безрогова). – М.: Изд-во УРАО, 2001. 2.Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований./ Г.С. Батыгин.- М.: Аспект Пресс, 1995. 3.Белановский С.А. Метод фокус-групп. / С.А. БЕлановский.. - М.: Магистр, 1996. 4.Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. – М.: Высш. шк., 1989. 5.Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. / И.А. Бутенко.- М.: Тривола, 1998. 6.Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. / Е. Дмитриева.- М.: Центр, 1998. 7.Загоруйко Н.Г.Прикладные методы анализа данных и знаний./ Н.Г. Загоруйко.- Новосибирск: Изд-во Ин-та математики, 1999. 8.Лукина М.Технология интервью: Учебное пособие. / М. Лукина.– М.: Аспект Пресс, 2003. 9.Морено Я.Л.Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе /Пер. с англ.Я.Л. Морено.- М.: Академический проект, 2001. 10.Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. / Э. НОэль. - М.: АВА-Экстра, 1993. 11.Степанов А.С. Метод контент-анализа. / А.С. Степанов.- М.: МГУ, 1994. 12.Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение)./ Г.Г. Татарова.- М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. 13.Толстова Ю.Н. Измерения в социологии: Курс лекций. / Ю.Н. Толстова.- М.: ИНФРА-М, 1998. 14.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы./ В.А. Ядов.- Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995. 15.Ядов В.А.Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание, социальной реальности./ В.А. Ядов. - М.: Академкнига, Добросвет, 2003.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.126.33 (0.009 с.) |