Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность понятия «компетенция» с точки зрения профессиональной компетентности

Поиск

 

Рассмотрим понятие «компетенция» с различных точек зрения:

1. С точки зрения учебного процесса.

1.1.В учебном процессе компетенция – это, прежде всего, результат обучения: в ходе изучения модуля обучающийся освоил конкретную компетенцию – конкретные знания, умения; приобрёл опыт (профессиональные качества) и продемонстрировал при этом настойчивость, самостоятельность, ответственность (личностные качества).

1.2. Кроме этого в учебном процессе компетенция является интегрированным результатом обучения (интеграция теории и практики, интеграция методов обучения и технологий, интеграция учебных дисциплин, интеграция работодателя и учебного заведения и т.д.).

2. С точки зрения профессиональной деятельности.

2.1. Работодателю необходимы специалисты, обладающие способностью решать конкретную производственную проблему, и что будет использовать специалист при этом (знания, умения, опыт и т.д.) для работодателя неважно, т.к. его интересует не процесс решения проблемы, а конкретный результат. Но с точки зрения достижения конкретного результата важна не способность применения знаний, умений и опыта, а степень (уровень) готовности к выполнению должностных обязанностей(основных функций). Степень готовности определяет именно система знаний, умений, опыта, ответственности, самостоятельности, настойчивости, т.е. совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста.

2.2. Понятие «компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня специалиста.

Поэтому предлагается следующее определение компетенции:

Компетенция – это

1. Комплексный интегрированный показатель, характеризующий профессиональный уровень специалиста.

2. Совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста, необходимых ему для осуществления эффективной трудовой деятельности.

Компетенция – характеристика специалиста. Для компетенции характерно наличие знаний, умений, опыта, ответственности и т.д.

Компетенция – это не способность применять знания, умения, использовать опыт, но сами знания, умения, опыт, ответственность и т.д. При этом нужно особо подчеркнуть комплексный взаимосвязанный характер профессиональных и личностных качеств, заключающийся во взаимном сочетании необходимых знаний, умений, опыта, ответственности и т.д.

Чем же отличаются компетенция и компетентность?

Для компетенции характерно наличие знаний и умений.

Компетенция – знаю, как надо делать!

Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения. Компетентность – знаю, что надо делать. Т.е. компетентность – результат применения компетенций в профессиональной деятельности.

Например, для техника-технолога профессиональная компетенция «Проектировать технологические операции механообработки» предполагает наличие:

1. Знаний – виды деталей и их поверхностей; классификация баз; виды заготовок и схемы их базирования; правила выбора технологических баз; виды обработки резанием; виды режущих инструментов; элементы технологической операции; технологические возможности металлорежущих станков; назначение станочных приспособлений; назначение и виды технологических документов и др.

2. Умений – читать чертежи; анализировать конструкторско-технологические признаки детали, исходя из её служебного назначения; анализировать и выбирать схемы базирования; выбирать технологическое оборудование и оснастку; рассчитывать режимы резания и др.

Обладая данной профессиональной компетенцией, техник-технолог знает, как нужно проектировать соответствующую технологическую операцию. Используя эту профессиональную компетенцию, техник-технолог будет компетентен в области разработки техпроцессов, т.е. он будет на высоком профессиональном уровне разрабатывать эффективные технологические процессы.

Другими словами компетенция – характеристика специалиста. Компетентность – характеристика деятельности специалиста.

«Компетентность – самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретённых обучающимся учебном и жизненном опыте» [А.М. Новиков].

«Профессиональная компетентность – это способность специалиста решать различного рода профессиональные проблемы, задачи на основе имеющегося опыта, знаний и ценностей (компетенций)» [М.А. Чошанов].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.108 (0.006 с.)