Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как играть в «что. Где. Когда. »

Поиск

Рогачев А.М.

 

Как играть в «Что? Где? Когда?»

Пособие для тренировки школьной команды по «Что? Где? Когда?»

 


 

Оглавление

Общие положения. Принципы игры. Команда. 3

Обзор литературы и источников. 5

Немного о мотивации и самомотивации. 6

Типология и типологика вопросов. 10

Вопрос простой. 10

Вопрос многоходовый. 11

Вопрос двусторонний. 12

Вопрос с заменой. 13

Вопрос с двумя заменами. 13

Вопрос с раздаткой первого типа (картинка). 15

Вопрос с раздаткой второго типа (текст). 15

Вопрос с пропусками. 17

Вопрос рамочный. 19

Вопрос комплексный. 19

Блицы и дуплеты.. 20

Бинго ЧГК. 21

Методика ответа на вопросы «Что? Где? Когда?». 26

Формирование и тренировки школьной команды. 47

Тренировки игровые. 47

Тренировки на командообразование и взаимопонимание. 50

Тренировки на развитие словарного запаса. 54

Тренировки на развитие эрудиции и кругозора. 56

Тренировки на развитие ассоциативного мышления. 63

Тренировки по принципу «Своей игры». 64

Медиаигры / Письменные конкурсы.. 65

Как организовать и провести турнир по «Что? Где? Когда»?. 72

Приложение. 73

 

 


 

Общие положения. Принципы игры. Команда.

 

Что? Где? Когда? (далее мы будем использовать сокращение ЧГК) – это игра в ответы на вопросы. За редким исключением, это командная игра в ответы на вопросы. Поэтому ей свойственны такие функции как: коммуникативная, социализирующая, интеллектуально-развивающая, командно-образующая и так далее.

Масштаб распространения движения ЧГК в Российской Федерации очень велик. В крупных школьных турнирах принимает участие до 1000 команд одновременно. Безусловно, это движение популярно и поэтому необходимо представлять как можно играть с большей эффективностью.

Для начала опишем основные принципы стандартной игры.

Спортивный вариант игры отличается от того, который мы видим по телевизору. В одно время в одном помещении играют несколько команд. Ведущий зачитывает вопрос одновременно для всех. Через 50 секунд звучит команда – «десять секунд». Она сигнализирует командам, что осталось 10 секунд до конца обсуждения. В это время капитан команды должен начинать отбирать ту версию, которую потом даст команда. После команды «время» ведущий дает 5-8 секунд для того, чтобы команды дописали ответ на ответных карточках. Секунданты собирают ответы у команд. После этого звучит правильный ответ. При необходимости зачитываются комментарии автора и озвучивается источник по которому написан вопрос. После этого начинается чтение нового вопроса. Вопросы обычно сгруппированы в блоки (туры) по 12 штук в каждом. В турнире таких туров может быть от двух (стандартный школьный турнир) до 48 (очный школьный турнир) или более, по желанию организаторов. После каждого тура рекомендуется объявлять перерыв не менее чем на 10 минут.

Международная ассоциация клубов разработала «Кодекс игры», в котором полностью прописаны все возможные случаи, возникающие во время игры. Мы рекомендуем им пользоваться на постоянной основе.

Одновременно в команде могут принимать участие не более шести игроков. Один из них выполняет роль капитана.

Распределение ролей в команде – вещь сугубо индивидуальная и субъективная. Как правило, рекомендуется выделять двух игроков (в том числе капитана), которые «держат форму» вопроса. «Держать форму» означает записать ЧТО именно у вас спрашивают – год, фамилию или два слова на одну букву. Кроме того, хорошо, когда несколько человек в команде максимально подробно записывают текст вопроса во время его чтения. Данная функция помогает во время обсуждения не упустить ключевых слов вопроса.

Исходя из психологических особенностей людей, в команде могут быть аудиалы, визуалы или универсальные игроки, могут быть интуиты, технари, гуманитарии или естественники. В любом случае, в успешной команде игроки умеют совмещать эти роли. Это достигается в ходе тренировок.

Команда – это живой механизм. Одинаково плохо и когда участники команды друг друга терпеть не могут и когда они лучшие друзья, которые собрались играть «за кампанию». В школе идеальным составом может являться сборная из представителей соседних параллельных классов (10 и 11, 9 и 10 и так далее). Не стоит забывать, что для школьной команды характерна постоянная текучка состава, а сыгрываться можно очень долго.

Данное пособие является частично компилятивным. Автор попытался собрать в одном месте все известные ему методики и принципы игры, которые опубликованы в разных изданиях и на сайтах.

Большую помощь оказали материалы Пермского интеллектуального клуба, материалы Якова Зайдельмана, Алексея Богословского, Александра Тобенгауза, Александра Печеного, Юрия Вашкулата.


Вопрос простой

Мальчик часто ездил с отцом на ярмарки в Петропавловск. На одной из них он впервые увидел верблюжонка. По легенде, этот поход на ярмарку произвел на него столь сильное впечатление, что через много лет появилось... Что же?

Ответ: [Сказка] "Конек-горбунок".

Вопрос простой – это вопрос без дополнительный технических наворотов. Рассказывается история, из которой вытекает то, что спрашивается. В данном случае, надо применить (методы взятия пойдут дальше) сокращение до очевидного – мальчик впервые увидел верблюда и потом это как-то проявилось. Задать дополнительный вопрос – что мы знаем о верблюдах. Очевидно, что они животные горбатые. У верблюда – два горба, потому что жизнь – борьба. И найти похожий образ в другой плоскости, например литературе. Технически вопрос решается в два хода и не требует дополнительных умений.

Нобелевский комитет намеревался присудить премию по литературе 1958 года Борису Пастернаку за его запрещенный на родине роман "Доктор Живаго", однако некая коллизия препятствовала этому. Что сделало ЦРУ, чтобы устранить эту коллизию?

Ответ: ЦРУ впервые издало роман на русском.

Зачёт: По словам "издать на русском [языке]".

Комментарий: Коллизия заключалась в том, что до этого роман издавался только на других языках, и получалось, что премия выдается за перевод романа, который, непонятно, есть или нет, за "фантом".

Хотели дать премию, но что-то мешало. Переформулируем вопрос – какие условия должны быть соблюдены для награждения премией? Очевидно, роман должен быть опубликован на языке оригинала, так сказать, в авторской редакции. А он запрещен. Значит надо издать. Бинго. Мне кажется, этот «вопрос простой» технически вообще решается за один ход. Важно только правильно «дать пас», то есть уточнить, а что вообще нам надо ответить?

Вопрос многоходовый

В древности на территории этого города существовала римская колония Ювавум. С 11-12 веков здесь проводились крупные разработки соли, что и породило его современное название. Назовите самого известного уроженца этого города

Ответ: Моцарт (а город – Зальцбург)

Встретившись с ней в 1862 году, Авраам Линкольн удивился: "И такая маленькая женщина своей книгой начала такую большую войну?". А как звали её дядю?

Ответ: Том

Комментарий: «Хижина дядюшки Тома» Гарриет Бичер-Стоу оказала огромное влияние на общественное мнение

Очевидно, что в этом случае легкий первый факт (по мнению автора вопроса) дополняется некой производной, которая и является окончательным вопросом. Что-то вроде блица в одном вопросе. Сначала придумываем ответ «Властелин Колец», потом вспоминаем, что его автор Толкин, затем уточняем, что он профессор.

Классическим олдскульным приемом в этом случае является клише «мы не спрашиваем, как зовут этого персонажа, назовите имя его отца, матери, и далее по списку». Или «Догадавшись, что мы имеем ввиду, напишите в каком году гуси Рим спасли».

В свое время команда автора «Новая Дегенерация» за полминуты вычислила, что речь в вопросе идет о художнике, который писал портреты при помощи овощей, а затем мучительно вспоминала как его зовут. После чего, на всякий случай, заучила его фамилию наизусть. Да, это Арчимбольдо.

Вопрос двусторонний

Канадец Ги Лефлёр, несмотря на обвинения в непатриотичности, предпочитал финскую ЕЕ. Современные ОНИ включают в себя кевлар, получивший известность как материал для бронежилетов. Назовите ЕЕ.

Ответ: [Хоккейная] клюшка.

Комментарий: Канада и Финляндия — хоккейные страны. Кевлар увеличивает долговечность клюшки.

В чем особенность двустороннего вопроса. В нем дается два факта-захода, которые в идеале должны быть разноплановыми и помочь людям с не одинаковыми знаниями придумать ответ. С одной стороны Канада и Финляндия, с другой стороны – кевлар и прочность. Ну и знать кто такой Ги Лефлёр тоже было бы не плохо. Часто в этих же вопроса присутствуют замены, но это и не удивительно.

В целом, матрица вопроса выглядит как: По мнению имярек ИКС это лучшее время для человека, в 18 веке ИКС был привезен в Гватемалу. Назовите ИКС. Ну и классичность этого типа вопроса настолько неоспорима, что даже не обсуждается.

Тренировать умение находить подобные ответы можно при помощи игры «Что общего у картофеля и Марка Твена». Чем более идиотские пары вы придумаете для тренировки, тем круче.

Вопрос с заменой

Сократ советовал избегать блюд, есть которые хочется без меры, не чувствуя голода. Философ шутил, что ОНА, вероятно, для достижения результата воспользовалась именно такими блюдами. Напишите ЕЕ имя.

Ответ: Цирцея.

Зачёт: Кирка.

Комментарий: В русском языке тоже есть выражение "жрать, как свинья". Согласно шутке Сократа, спутников Одиссея в гостях у Цирцеи в свиней превратило обжорство.

Да. «Она» – это замена. Такими заменами обычно бывают местоимения (он, она, оно), волшебное слово ЭТО (когда надо скрыть род предмета), а также всевозможные иксы, игреки, альфы, беты и проч.

Заметим, что общепринятым правилом хорошего тона является соблюдение рода. Икс – мужской род. Альфа – женский. Понятия одного ряда принято называть тоже понятиями одного ряда – икс и игрек, альфа и омега и так далее. Следствие хорошего пакета – если в вопросе есть АЛЬФА и ИКС, то это понятия разных порядков.

Кроме того, заменами могут быть обычные слова. Это когда для красоты звучания убирается вся эта алгебра и говорится про некие «лавсановые перчатки» или «тайны одинокого замка». Однако существует понятие «логика замены». По факту слово «Идиот» может быть заменено на «Игрок» (ибо Достоевский) или на «Дебил» (потому что синоним в некотором роде), или на «Гений» (антонимы никто не отменял).

Может быть и так, что замена в вопросе повторяется с завидной регулярностью. Автор несколько лет назад написал вопрос, где была конструкция АЛЬФА АЛЬФ, которая была «Песня песней». За что автору стыдно до сих пор.

Вопрос с двумя заменами

Нижегородский рок-музыкант Артур Парфёнов одно время пользовался большой популярностью в родном городе, но вскоре был забыт. Его коллеги с иронией говорили, что длинноволосый Парфёнов не был АЛЬФОЙ — он, скорее, напоминал БЕТУ. Назовите АЛЬФУ и БЕТУ.

Ответ: Звезда, комета.

Комментарий: Волосы Парфёнова, совсем недолго продержавшегося на небосклоне рок-музыки, сравнивались с хвостом кометы. Замена звезды на альфу могла служить подсказкой.

Это типичный вопрос с двумя заменами, которые связаны друг с другом. Если внимательный игрок вспомнит, что популярный человек это «звезда», а она может быть и падающей, то проблем у этого игрока не возникнет. Надо будет только вычленить слово «длинноволосый» и привинтить его к «звезде». Есть, правда более печальные случаи.

Первое упоминание о ПЕРВОМ датируется 825 годом до н.э. Общеизвестно отрицательное мнение о ПЕРВОМ одного из двух ВТОРЫХ. Из начальных букв ПЕРВОГО, ВТОРОГО и ТРЕТЬЕГО получается сокращение, которым обозначают ТРЕТЬЕГО. Назовите ТРЕТЬЕГО, если и ПЕРВЫЙ, и ВТОРОЙ, и ТРЕТИЙ оканчиваются на одну и ту же букву.

Ответ: Ку-Клукс-Клан.

Комментарий: ПЕРВЫЙ — Карфаген, первое упоминание о котором датируется 825 г. до н.э. у финикийцев; ВТОРОЙ — Катон-старший ("Карфаген должен быть разрушен"); ТРЕТИЙ — Ку-Клукс-Клан; Первые буквы ПЕРВОГО, ВТОРОГО и ТРЕТЬЕГО дают нам "ККК".

Как мы видим это что-то типа ПЕРВЫЙ ВТОРОГО и ВТОРОЕ ПЕРВОГО. В данном случае еще и ТРЕТИЙ возник. Велико желание автора играть словами, но мало в этом смысла. Русский язык велик, могуч и сочетаний типа КРОКОДИЛ ГЕНА и ГЕНЫ КРОКОДИЛА (каламбур-с) в нем навалом.

Встречаются и такие монстры как нижеследующий. Бог простит.

Альфа Беты — название советского фильма, снятого в 1984 году по повести Алексея Толстого. Альфа -Икс (иначе иногда называют — Гамма Альфа) — в том числе, телезрелище. Гамма Бета — название другого советского фильма по повести Ивана Тургенева, или то, что у многих бывает еще в детстве. Чему равен Х?

Ответ: Х = 1.

Комментарий: Альфа — Формула, Бета — Любовь, Гамма — Первая; Формула-1.

Вопрос с раздаткой первого типа (картинка)


Перед вами фотография ЕГО. Возможно, ОН читает «Письмо». Назовите ЕГО.

Ответ: [Сергей] Есенин.

Комментарий: На снимке поэт читает своей матери стихи. Возможно, стихотворение «Письмо матери».

Прикол в том, что на слух слово «письмо» становится тривиальным и не намекает на одноименное произведение.

В вопросе с раздаткой необходимо в первую очередь понять для чего вам ее дали. Если речь идет о картинке, то надо проговорить содержание картинки. Оно может быть не такое и тривиальное.

В данном случае, очевидно, что человек читает что-то пожилой женщине. И, конечно, Есенина надо узнавать сразу. Без подсказок. Даром, что вопрос со школьного турнира (ОКХ-2015).

Вопрос с пропусками

Эпиграф:

Московский сексуальный вопрос 1 типа — вопрос, в котором требуется вставить пропущенное слово (автор термина — Александр Друзь, термин используется мало кем кроме его создателя).

Московский сексуальный вопрос 2 типа — вопрос, в котором требуется закончить цитату (автор термина — Александр Друзь, термин используется мало кем кроме его создателя).

Знает только Он мою

Мертвую печаль,

Ту, что я от всех таю...

Холод, блеск, пропуск.

Закончите стихотворение Бунина, написанное им в последние годы жизни, одним словом.

Ответ: Мистраль.

Комментарий: Стихотворение Бунина "Ночь" было написано в 1952 году — за год до смерти поэта во Франции. Бунин довольно много времени прожил на Лазурном берегу и не понаслышке знал, что такое мистраль — холодный горный ветер в Провансе.

В случае, когда от вас просят закончить стихотворение, вам остается только смотреть на рифму, считать размер и вспоминать крылатые выражение и актуальную информацию на момент проведения турнира. Мистрали в 2014 году были вполне себе актуальны.

Автор помнит, как на ШЧР-2013 он перед игрой давал своей команде «ТриО» установку и спрогнозировал вопрос про челябинский метеорит и Папу Римского. Что из этого следует? Смотрите новости и будьте в тренде.

Вставьте пропущенное слово в следующую цитату: "Автор этой книжки не лингвист и отнюдь не теоретик. Но когда десятки лет работаешь там, где главный материал и инструмент — ПРОПУСК, накапливается кое-какой опыт".

Ответ: Слово.

Комментарий: "Автор этой книжки не лингвист и отнюдь не теоретик. Но когда десятки лет работаешь там, где главный материал и инструмент — СЛОВО, накапливается кое-какой опыт". Мы попросили вставить пропущенное "слово".:-)

Оцените тонкий замысел автора. Он в буквальном смысле попросил вставить пропущенное СЛОВО. И так тоже бывает.

Дополнительным пуантом в вопросах такого типа часто бывают формулировки: двумя (тремя, …) словами, которые начинаются на одну букву. Опытный ЧГКшник с ходу может назвать несколько десятков таких бинго-вариантов: олимпийский огонь, статуя свободы, Бриджит Бардо, Мерлин Монро, анонимный алкоголик и так далее. Встречались на практике и экзотичные варианты: мимические морщины Марселя Марсо, например.

Что, по некоторому источнику, происходило "в четверг, четвертого числа, в четыре с четвертью часа"?

Ответ: Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж

А теперь внимание. В вопросе могут быть пропущены не только слова, но и отдельные буквы. Следствие этого замечание – простое. Внимательно записывайте текст вопроса. Пригодится.

По одной из версий, нос ИКСА был потерян не благодаря эрозии или непогоде, а по причине тренировок османских артиллеристов в XIX веке. Какие три буквы мы пропустили в тексте вопроса.

Ответ: СФН

Комментарий: Нос сфинкса.

Вопрос рамочный

Такой вопрос стоит первым (Поехали), последним (в добрый путь), в середине (экватор), завершает отдельные туры и пр. и пр. Практика рамочных вопросов отходит в небытие, но если вы его встретите и поймете его суть, то фактически ответить на него не составит проблемы.

Вопрос 1: Сперва нулевой, разминочный вопрос.

Недавно на Украине произошла смена системы набора телефонных номеров, произведенная для соответствия международным нормам. То, что теперь придется делать украинцам, можно описать устойчивым словосочетанием из трех слов. Каким?

Ответ: Начинать с нуля.

Комментарий: Теперь все междугородние и международные номера следует, как и на Западе, начинать с нуля. Мы тоже начинаем турнир с нуля.

Вопрос комплексный

 

На первой картинке изображена АЛЬФА БЕТЫ, на второй — БЕТА АЛЬФЫ. Назовите АЛЬФУ.

Ответ: Мойка.

Комментарий: На первой картинке мы видим, как по набережной едет поливальная машина, то есть происходит МОЙКА НАБЕРЕЖНОЙ. На второй картинке — набережная [реки] Мойки.

Очевидно, что вопрос комплексный это вопрос с раздатками + многоходовый + с заменами + с пропусками. Такие звери редко встречаются на школьных турнирах.

Блицы и дуплеты

Это редкий зверь на школьных пакетах. Но не экзотический.

Вопрос дуплет

Вопрос 1. На фестивале КВН в Сочи выступала команда, представлявшая исправительную колонию. Напишите ее название, которое одной буквой отличается от названия русской сказки.

Вопрос 2. Автор вопроса нашел в интернете песню, где есть такие строчки: Реальный чувак Дед в своем роде, хозяин и бог он в своем огороде. Напишите название этой песни, которое одной буквой отличается от названия русской сказки.

Ответ: 1. Тюремок. 2. Рэпка.

Как правило, ответы блицев и дуплетов каким-то образом или связаны, или перекликаются. Таким образом, если вы нащупаете суть проблемы, все вопросы станут не такими и сложными. Автор встречал блицы, где ответы складывались в известные «тройки» типа: 1.Трус 2.Балбес 3.Бывалый, а также пары: 1.Рожденный ползать 2.Летать не может.

Автор помнит эпичный блиц с ответами: 1.Полет пчелы 2.Вокруг граната 3.За секунду до пробуждения. Но это, конечно, не школьный уровень.

 

Бинго ЧГК

В ЧГК некоторые реалии вопрошались несчетное число раз. Опытный игрок должен знать следующий малый джентльменский набор.

Аргентина манит негра, Рука бога, Статуя Христа-искупителя, Бык как опора моста, Бразилиа, которая как самолет, мост Золотые ворота, Адам, Ева, Мафусаил, Ной, Бразильский флаг, который как яичница с луком, Авиньон (если театр и город, и папы), Венеция, Герника (если Испания, война, пацифизм), Ковентри, Магдебург, Лимерик, Семь мостов Кенигсберга, Свояк (родственник и Своя игра, ага), Апофеоз войны, Мона Лиза (она же Джоконда), Черный квадрат, Крик Мунка, Белка и Стрелка, День Сурка (привет, Фил), Собака Павлова, Фугу, Они убили Кенни, Предложение от которого невозможно отказаться, Последнее танго в Париже, Бенджамин Баттон (на одну букву), Вильгельм Телль, Годо, Дон Кихот, Моби Дик, Подпоручик Киже, Робин Гуд, Чайка по имени Джонатан Ливингстон, Алиса в стране чудес, 42,451 по Фаренгейту, Бендер, Десять негритят, Одиночество в сети, У попа была собака, Двенадцать стульев, ПНВС, Гаммельнский крысолов, Герострат, 4.33, Обратная сторона луны, Сумбур вместо музыки, Бетховен, Кот Шредингера, Лента Мебиуса, Принцип Дирихле, Принцип неопределенности Гейзенберга, Принцип Паули, Розетский камень, Тест Роршаха, Стивен Хокинг, Арчимбольдо, Числа Фибоначчи, Эффект бабочки, Эффект Доплера, Эйнштейн, Крещение корабля, Аб ово, Поехали, Печенье с предсказаниями, Точка над i, ПУШКИН, Хокку и танка, Нил Армстронг, Ирландская арфа, Список кораблей, Камехамеха, Уицилопочтли, Распределение Гаусса, Аргентина – Ямайка 5:0, Майк Тайсон и ухо, Туринская плащаница, 15 минут славы, Пусть едят пирожные, Я хватаюсь за пистолет, Что у меня в кармане, Если гора не идет к Магомеду, Число пи, 666, 1984, Три мудрые обезьяны, Трудно быть Богом, Три закона робототехники и прочее, прочее, прочее…

 

А вот вам пример бинго-творчества:

Генри Мортон, путешествовавший по Англии в конце 1920-х, пишет, что история была милостива по отношению к этому городу: в его центре в небе над головой вы не увидите ни фабричных труб, ни линий электропередач. Кафедральный собор этого города был освящен 25 мая 1962 года. Назовите этот город.

Ответ: Ковентри.

Комментарий: Мортон поражался, что город сохранил свой средневековый облик и почти не пострадал от пожаров. В 1940 году налет люфтваффе, известный как "Coventry Blitz", практически уничтожил центр города, в том числе и старый собор св. Михаила. После войны был построен новый собор, поблизости от старого.

 

Своим названием этот европейский город обязан человеку по имени Кофа, посадившему дерево, чтобы обозначить границу поселения. В середине прошлого века на гербе этого города появилось изображение мифического существа. Назовите этот город.

Ответ: Ковентри.

Комментарий: Ковентри в годы Второй мировой войны был стерт с лица земли, мифическое существо — феникс.

 

Раздаётся текст:

coventrieren

Вы видите глагол, который означает "стереть с лица земли". Этот глагол появился в немецком языке после события, о котором многие помнят до сих пор. Назовите это событие.

Ответ: Бомбардировка Ковентри.

Комментарий: 14 ноября 1940 года немецкие бомбардировщики фактически сровняли с землей центральную часть города Ковентри в Великобритании.

 

В самом начале 40-х гг. прошлого века в немецком языке появился глагол, означающий "стереть с лица земли". От названия какого города был образован этот глагол?

Ответ: Ковентри.

Комментарий: Глагол "coventrieven" появился после варварской бомбардировки гитлеровской авиацией британского города Ковентри.

 

Виктор Клемперер пишет, что немецкий глагол, образованный от этого английского слова, похоронен в руинах немецких городов. Назовите это английское слово.

Ответ: Ковентри.

Комментарий: В результате немецкого налета на Ковентри город был разрушен до основания, и родился глагол koventrieren с соответствующим значением. Однако затем бомбардировки немецких городов заставили о нем забыть.

 

Борис Полевой пишет, что немецкий фельдмаршал Мильх мечтал конвертировать все непокорные города Европы и СССР. Какое слово мы заменили в предыдущем предложении?

Ответ: Ковентрировать.

Комментарий: Фельдмаршал Гергард Мильх — один из тех, кто посылал гитлеровскую авиацию на мирные города, автор весьма ходкого в немецких штабных кругах словечка "ковентрировать", то есть разом, за один налет превратить город в кучу руин, как это было сделано им в отношении английского города Ковентри. Замена представляет собой анаграмму.

 

Осип Мандельштам, описывая ЕЕ, упоминает распущенную рыжую гриву. Назовите европейский город, в котором проходит ежегодный конкурс на лучшую ЕЕ.

Ответ: Ковентри.

Комментарий: Фестиваль проходит в Ковентри, поскольку именно по улицам Ковентри в XI веке леди Годива проскакала на коне обнаженной ради того, чтобы ее муж, граф Леофрик, снизил налоги. У Мандельштама: Не потому ль, что я видел на детской картинке Леди Годиву с распущенной рыжею гривой, Я повторяю еще про себя, под сурдинку: "Леди Годива, прощай! Я не помню, Годива...".

 

Участницы ежегодного конкурса, состязающиеся за звание ЕЕ, должны, по правилам, обладать длинными золотистыми волосами. Осип Мандельштам, упоминая ЕЕ, пишет про "распущенную рыжую гриву". Назовите ЕЕ.

Ответ: [Леди] Годива.

Комментарий: В 1678 году жители Ковентри учредили ежегодный фестиваль в честь леди Годивы, который сопровождается маскарадом и конкурсами, в частности конкурсом среди дам на лучшую леди Годиву. Дамы, впрочем, соревнуются не в костюме Годивы, а одеты в платья одиннадцатого века.

 

По одной из версий, первые ОНИ появились еще в 836 году, когда мощи святого Либория были перевезены из французского Ле-Мана в немецкий город Падерборн. А официальное ИХ появление связано с телеграммой, направленной в 1942 году из Ковентри в Сталинград. Назовите ИХ.

Ответ: Города-побратимы.

Зачёт: Породненные города.

Комментарий: В 1942 году жители Ковентри в телеграмме выразили свое восхищение жителям Сталинграда и предложили дружбу.

 

Этот город, известный своим музеем авиации, в 1959 году стал побратимом Дрездена. Назовите этот город.

Ответ: Ковентри.

Комментарий: Тоже жертва бомбежки.

 

Оценили масштаб трагедии? Раз оценили – срочно осваивайте этот бинго пласт и придумайте еще по пять вопросов с ответами «Рука бога» и «Венеция».


 

Методика ответа на вопросы «Что? Где? Когда?»

В данном разделе мы будем ссылаться на подбор методов и приемов Юрия Вашкулата. А он человек умный. Даром, что редактор.

Стандартные ходы и приемы

Декомпозиция

Как ясно из названия, суть этой очевидной идеи состоит в том, что вопрос разбивается на несколько частей, справиться с которыми (последовательно или параллельно) относительно несложно.

Редукция до очевидного

Рассмотрим следующий пример (который, вообще, сложно назвать примером хорошего вопроса, но он иллюстрирует описываемый ход)

Согласно данным опроса, проведенного в Германии, каждый пятый немец не знает, где в его городе находится это учреждение, а треть из тех, кто знает, никогда в нем не были. Кстати, для проведения подобного опроса в России прекрасно подошла бы фраза из известного фильма. Воспроизведите эту фразу!

Укоротим вопрос, выкинув из него все то что, по-видимому, напрямую не помогает на него ответить.

Это учреждение есть в городах. Довольно много немцев не знает, где оно находится, из остальных часть в нем не была. В России для опроса, где это, подходит фраза из известного фильма. Назвать фразу.

В вопросе все еще много слов, не несущих полезной информации. Вычеркиваем лишнее еще раз, и вопрос сводится к: Найти фразу из фильма в виде вопроса «Где находится какое-то учреждение?» или «Как попасть в какое-то учреждение?»

Ну, теперь наверняка догадались даже самые недогадливые.

Ответ: «Как пройти в библиотеку?».

При редукции из вопроса вычеркиваются всё, что существенно не помогает на него ответить. Выкидывая цветистые обороты и дополнительную информацию, оставляем только квинтэссенцию вопроса - как правило, вопросную форму (что надо назвать) + некоторое ограничение (по сути, факт вопроса). Обычно вопрос при этом сводится к совершенно банальному или к разрешаемому полным перебором (см.).

Предпосылки: много ничего не говорящих фактов, особенно это касается данных статистики, которые обычно сводятся к «много/мало»; много слов явно для украшения.

Например, стоит оперативно прикинуть: какая информация в вопросе явно излишня; что можно безнаказанно выкинуть; имеет ли значение, принадлежит ли, например, цитата в вопросе именно Грибоедову, или речь просто о том, что сказал покойник.

Недостатки метода: можно с легкостью выплеснуть ребенка вместе с водой: выкинутое слово может оказаться ключевым, а упрощение и синонимия – исказить смысл; после редукции от вопроса может не остаться ничего.

Итого, проводить ли редукцию, и в какой момент остановиться - вопрос в основном опыта капитана команды. Общее правило таково – чем больше в вопросе слов, тем меньше вероятность, что выкинутое окажется критичным.

Просто добавь воды.

Этот прием в некотором роде противоположен предыдущему. Что это? Действуем следующим образом: нам попадает вопрос, в котором чего-то «не хватает». Добавим это – и он сразу станет очевидным.

Предпосылки: короткий вопрос без явных ключевых слов; ощущение нехватки ключевого слова; возможность синонимии.

Недостатки метода: вы рискуете уподобиться игроку в компьютерные квесты, который пытается сложить вместе любые два предмета, которые находит. В отличие от него, вы сильно ограничены во времени; после добавления вы можете получить вопрос, который не имеет ничего общего с первоначальным.

Полный перебор.

Полный перебор может быть проведен по реалиям вопроса или по вопросной форме.

Полный перебор можно применить в том случае, если у вопроса есть «узкое место», то есть вопросная форма или одна из реалий вопроса предполагает весьма ограниченное количество возможных вариантов. Например, речь идет о цвете, дне недели, букве алфавита, шахматной фигуре и т. д. В этом случае вместо того, чтоб додуматься до ответа на основе остальных наводок вопроса, бывает целесообразно перебрать все подходящие варианты ответа и проверить, удовлетворяют ли они остальной информации вопроса. Основополагающей является оценка - действительно ли можно перебрать варианты и проверить их в течение шестидесяти секунд?

Можно говорить об ограниченном множестве вариантов вообще, а можно – о множестве вариантов, которые вы знаете. С одной стороны, неизвестные варианты не переберешь. С другой стороны, можно запросто оказаться в глупом положении, если правильный ответ можно дать из общих соображений, даже не имея представления о значении реалии «узкого места» («узкое место» может играть роль «метки»). Однако если проводится перебор непосредственно по ответу, целесообразно ограничиться именно множеством знакомых вариантов.

В переборе по форме вопроса область поиска задана. Требуется назвать месяц года - переберем все, проверим, который подходит. Перебор по реалии вопроса часто применяется после редукции вопроса (см.).

Наконец, при полном переборе ответ можно просто-напросто угадать.

Предпосылки: вопросная форма предусматривает ответ из весьма ограниченного множества (известных команде) вариантов; одна или несколько наводок вопроса указывают на реалию из весьма ограниченного множества.

Например, после того, как прозвучал вопрос, у вас может возникнуть такие соображения: А каких нобелевских лауреатов по химии мы знаем? Какая крылатая фраза может приписываться Декарту? Вспоминайте украинские названия месяцев! и т.д.

Поиск сингулярности.

Попробуем дать некоторое интуитивное определение того, что мы предлагаем назвать термином (возможно, и не очень удачным) «сингулярность». Назовем сингулярностью некоторое слово или часть вопроса, которые кажутся «немного выпадающими из общей канвы», неестественными, намеренно акцентированными, можно сказать, лишними в контексте вопроса. Обнаружение сингулярности обычно сопровождается фразами вроде «Не очень понимаю, при чем тут ***», «А зачем в вопросе сказано ***», «Эта фраза явно лишняя…» и т.д. Слова-сингулярности, как правило, являются ключевыми. Однако мы считаем, что к сингулярностям могут относиться не только ключевые слова, но и даты, фразеологические обороты (в т.ч. вопросная форма), и др. В тоже время, ключевые слова, не рвущиеся наружу из текста вопроса, сингулярностями не являются (обычно в таких случаях автор предваряет вопрос словами «Указание чтецу. Выделить голосом слово…»).

Аббревиатура.

Как несложно догадаться, речь идет о вопросах, для ответа на которые вам надо будет взять первые буквы ключевых слов и сложить из них что-то осмысленное. Или, иногда, неосмысленное. Или, иногда, не из первых. Частным случаем аббревиатуры является акростих. Вообще, если вам диктуют поэтические строчки, то посмотреть на их первые и последние буквы вы обязаны по умолчанию.

Перевод.

К счастью, популярные в самом начале становления массового (если только такой эпитет применим в данном случае) знатоцкого движения вопросы, описываемые в общем случае формулой «Уважаемые знатоки! Скажите по-…» в настоящее время практически не встречаются (и слава богу). Когда клубы только начинали свое существование, они зачастую никак не были связаны друг с другом, не обменивались вопросами и, очень часто, поддерживались усилиями одного человека. В этом случае часто большое число вопросов быстро можно было получить, перелистав русско-какой-нибудь словарь. Однако в составе команды из шести человек с большой долей вероятности найдутся знатоки английского, немецкого и французского, и вместе, с грехом пополам, латыни. Вопрос, сводящийся к переводу слова с русского на какой-либо язык или с этого языка на русский, будет взят на палец. Да и интересные слова, грубо говоря, успели закончиться. Однако перевод слова или выражения из вопроса на другой язык (с другого языка) продолжает часто встречаться в вопросах в качестве одного из ходов.

Некоторые методы.

Логика.

Логика является самым очевидным и самым разлюбезным методом отвечать на вопросы. Как хорошо, если бы она была применима всегда... Отталкиваясь от фактов, выстраиваешь от них к другим наводкам вопроса логическую цепочку. Получаешь правильный Ответ: Пишешь на карточке, сдаешь ее, зарабатываешь игровое очко, доволен собой, командой, редактором и авторами вопросов.

Вот что пишет известный харьковский знаток Олег Пелипейченко (оставим в стороне упоминающиеся в цитате другие приёмы):

«В случае вопроса логика - существование последовательности взаимосвязанных объективных рассуждений, помогающих взять вопрос. Например: а) со стилистической точки зрения это слово явно лишнее, вот оно, скорее всего, и подсказка; б) это слово является определяющим в известном афоризме, которое у многих всплывает в памяти по ассоциации с этим словом и сформулировано героем этой книги; в) автор этой книги умер в один день с другим литератором, который и является ответом на данный вопрос. Такая последовательность не зависит от интуиции человека, по ней может пройтись любой, не прошелся – сам себе злобный дятел».

Недостатки метода: Логика автора/редактора может существенно отличаться от вашей. В тяжелых случаях - от общегуманоидной. В очень тяжелых случаях от общегуманоидной отличается не их, а ваша логика. В вопросе может не быть логики вообще (большой привет).

Антилогика.

Задача: найти нелогичное, неправильное, глупое, если хотите, с точки зрения здравого смысла решение поставленной проблемы и написать его в ответе. Вспомните, что говорил Нильс Бор про безумную гипотезу…

Недостатки метода: Вопрос может оказаться куда проще (и, зачастую, тупее), чем предполагается. Антилогика, как и логика, разная бывает. Не всегда совпадающая с авторской.

Ключевое слово.

В данной главе собраны примеры вопросов, в которых слово, несколько слов или выражений намекают на правильный Ответ. Если этот намек пропустить или не обратить на него внимания, ответить на вопрос будет сложно.

Ключевые слова могут представлять собой «сингулярности» (см. выше «поиск сингулярности»). Впрочем, не все ключевые слова являются сингулярностями, а не все сингулярности – ключевыми словами. Иногда редакторы пакетов оставляют ведущим директивы типа «Указание чтецу: слова, написанные капитализированными буквами, выделять голос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.147 (0.018 с.)