ТОП 10:

Выбор отдельно стоящей версии.



Данный прием, в общем-то, не является конструктивным, но знать о нем безусловно надо.

Выбор отдельно стоящей версии подразумевает, что при ответе на вопрос, породивший большое количество однородных трудноразличимых версий, в качестве ответа следует принимать ту, которая максимально отличается от остальных. Проиллюстрируем это корявое определение примером. Если при ответе на вопрос, требующий назвать вид спорта, возникли версии «конькобежный спорт», «марафон», «бег на лыжах», «бег», «стрельб из лука», последняя версия имеет преимущество на том основании, что автор вопроса не предоставил средств для разграничения остальных версий.

«Копаем с двух сторон».

Данный прием состоит в том, что члены команды начинают раскручивать вопрос «с разных концов», то есть, отталкиваясь от разных реалий вопроса. Если по ходу обсуждения ветки раскрутки встретятся, полученная ситуация, скорее всего, приведет к правильному ответу (если ответ, конечно, удовлетворяет всем отсечкам).

Аббревиатура.

Как несложно догадаться, речь идет о вопросах, для ответа на которые вам надо будет взять первые буквы ключевых слов и сложить из них что-то осмысленное. Или, иногда, неосмысленное. Или, иногда, не из первых. Частным случаем аббревиатуры является акростих. Вообще, если вам диктуют поэтические строчки, то посмотреть на их первые и последние буквы вы обязаны по умолчанию.

Перевод.

К счастью, популярные в самом начале становления массового (если только такой эпитет применим в данном случае) знатоцкого движения вопросы, описываемые в общем случае формулой «Уважаемые знатоки! Скажите по-…» в настоящее время практически не встречаются (и слава богу). Когда клубы только начинали свое существование, они зачастую никак не были связаны друг с другом, не обменивались вопросами и, очень часто, поддерживались усилиями одного человека. В этом случае часто большое число вопросов быстро можно было получить, перелистав русско-какой-нибудь словарь. Однако в составе команды из шести человек с большой долей вероятности найдутся знатоки английского, немецкого и французского, и вместе, с грехом пополам, латыни. Вопрос, сводящийся к переводу слова с русского на какой-либо язык или с этого языка на русский, будет взят на палец. Да и интересные слова, грубо говоря, успели закончиться. Однако перевод слова или выражения из вопроса на другой язык (с другого языка) продолжает часто встречаться в вопросах в качестве одного из ходов.

Некоторые методы.

Логика.

Логика является самым очевидным и самым разлюбезным методом отвечать на вопросы. Как хорошо, если бы она была применима всегда... Отталкиваясь от фактов, выстраиваешь от них к другим наводкам вопроса логическую цепочку. Получаешь правильный Ответ: Пишешь на карточке, сдаешь ее, зарабатываешь игровое очко, доволен собой, командой, редактором и авторами вопросов.

Вот что пишет известный харьковский знаток Олег Пелипейченко (оставим в стороне упоминающиеся в цитате другие приёмы):

«В случае вопроса логика - существование последовательности взаимосвязанных объективных рассуждений, помогающих взять вопрос. Например: а) со стилистической точки зрения это слово явно лишнее, вот оно, скорее всего, и подсказка; б) это слово является определяющим в известном афоризме, которое у многих всплывает в памяти по ассоциации с этим словом и сформулировано героем этой книги; в) автор этой книги умер в один день с другим литератором, который и является ответом на данный вопрос. Такая последовательность не зависит от интуиции человека, по ней может пройтись любой, не прошелся – сам себе злобный дятел».

Недостатки метода: Логика автора/редактора может существенно отличаться от вашей. В тяжелых случаях - от общегуманоидной. В очень тяжелых случаях от общегуманоидной отличается не их, а ваша логика. В вопросе может не быть логики вообще (большой привет).

Антилогика.

Задача: найти нелогичное, неправильное, глупое, если хотите, с точки зрения здравого смысла решение поставленной проблемы и написать его в ответе. Вспомните, что говорил Нильс Бор про безумную гипотезу…

Недостатки метода: Вопрос может оказаться куда проще (и, зачастую, тупее), чем предполагается. Антилогика, как и логика, разная бывает. Не всегда совпадающая с авторской.

Ключевое слово.

В данной главе собраны примеры вопросов, в которых слово, несколько слов или выражений намекают на правильный Ответ. Если этот намек пропустить или не обратить на него внимания, ответить на вопрос будет сложно.

Ключевые слова могут представлять собой «сингулярности» (см. выше «поиск сингулярности»). Впрочем, не все ключевые слова являются сингулярностями, а не все сингулярности – ключевыми словами. Иногда редакторы пакетов оставляют ведущим директивы типа «Указание чтецу: слова, написанные капитализированными буквами, выделять голосом». Однако «выделение голосом» является довольно субъективным.

Выход из плоскости.

Выход из плоскости - зачастую единственный способ, с помощью которого можно ответить на некоторую часть вопросов (если вам это не позволяет сделать фактическое знание). В этих вопросах, как правило, автор постарался выстроить информацию так, чтоб рождающаяся ассоциативная связь или логический ряд уводил в сторону от достаточно банального ответа. Например, добился того, чтоб литературный герой был принят за человека, человек - за неодушевленный предмет, удачно использовал омофонию, синонимию, подсказал неправильную связь слов в предложении. Соответственно, отказавшись от напрашивающегося вывода и приняв другую отправную точку, часто видишь, что требуется ответить, кто был убит на дуэли Дантесом.

Предпосылки: длинный вопрос с монотонным списком похожих объектов; какой-нибудь может оказаться неуместным. Короткий вопрос; информации мало, первая приходящая на ум ассоциация может оказаться уводящей от правильного ответа. наличие у ключевых слов омонимов, омофонов. Использование вместо ключевых слов их синонимов, имеющих и другие значения.

подозрительное использование имен собственных.

Как это берется:

- Ребята, а если речь идет не о человеке?..

- А что, если речь идет о человеке с таким именем / фамилией / прозвищем / национальностью?..

- А если тут имеется в виду по созвучию?..

- А если слово * относиться к **, а не к ***?..

- А если имеется в виду значение *?..

Стандартная ассоциация.

Стандартная ассоциация – метод отвечать на вопросы, в качестве ходов используя первые приходящие на ум ассоциации с реалиями вопроса. В общем, чем банальнее – тем лучше: если река – Волга, если поэт – Пушкин и т.д. На вопрос «откуда» следует отвечать «от верблюда», «где» – «в Караганде» и тому подобное.

Другое дело, что ассоциации у всех разные, а ассоциации автора вопроса могут оказаться уж вовсе негуманоидными.

Аллюзия.

Аллюзия – нечто, органически сходное со стандартной ассоциацией. Вам необходимо почувствовать сходство описываемого в вопросе с некоторым известным произведением (кино, книгой, выдуманным миром).

Образное мышление.

Образное мышление, как известно, либо есть, либо его нет. В данном случае речь пойдет о вопросах, правильно ответить на которые можно в том случае, если образно представить себе то, о чем в них идет речь. Ваш успех во многом будет зависеть от живости вашего воображения.

Вопрос на школу.

Как правило, научить человека думать (в том числе, «думать» в достаточно узком смысле, а именно: правильно отвечать на вопросы «Что? Где? Когда?») довольно трудно. Зато довольно несложно «выдрессировать» его так, чтобы он по некоторому (вполне детерминированному) алгоритму давал правильный отклик (ответ) на поставленную специализированную задачу («вопрос на школу»). Это ненамного труднее, чем научить человека играть в какую-нибудь несложную карточную игру.

«Вопросами на школу» (их также называют «вопросами на технику») называется целый класс вопросов, построенных по нескольким основным принципам. Как правило, на эти вопросы довольно трудно ответить, если этих принципов не знать, и не составляет труда, если эти принципы знать. Некоторые из них апеллируют к достаточно очевидной логике («Наверняка автор не может требовать от нас чрезмерных знаний. Значит, вся необходимая для вопроса информация нам уже сообщена»), другие, наоборот, требуют знания зачастую весьма специфических реалий «знатоцкой тусовки».

«Вопросы на школу» отличаются тем, что правильный ответ на них зачастую зависит от «дрессировки» (или «самодрессировки») в большей степени, чем от логики, интуиции или знаний. Иными словами, в отличие от остальных вопросов, на эти достаточно эффективно можно «натаскать». Большая часть таких вопросов – нечто вроде пары «пароль-отзыв» на принадлежность к «знатоцкой тусовке».

Ниже рассматриваются основные принципы, на которых строятся «вопросы на школу» и ответы на них.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.006 с.)