Простые методы врачебно-педагогических наблюдений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простые методы врачебно-педагогических наблюдений



1. Анамнез.

Анамнез (опрос) спортсмена о его жалобах. Для этого пе­ред тренировкой, во время тренировки и после тренировки необ­ходимо расспросить спортсмена о его самочувствии, желании тренироваться, ощущении усталости, об оценке достаточности времени, отводимого на отдых, о трудности выполнения отдель­ных упражнений и т. д.

Наличие у спортсмена во время и после тренировки каких-либо жалоб практически всегда говорит о несоответствии нагруз­ки уровню подготовленности данного спортсмена или о наруше­ниях в состоянии его здоровья.

В то же время отсутствие жалоб и неприятных ощущений не всегда свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок. Так, например, при первой стадии дистрофии миокарда спорт­смен не предъявляет жалоб и диагноз ставится только после про­ведения инструментального метода исследования - электрокар­диографии.

2. Самоконтроль спортсмена.

Самоконтроль - это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, а является лишь дополне­нием к нему.

Спортсмены должны систематически следить за своим са­мочувствием и состоянием здоровья. Наилучшая форма самокон­троля - это ведение специального дневника. Основные показате­ли самоконтроля спортсмена условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные.

К субъективным показателям самоконтроля следует отнести: самочувствие, настроение, сон, аппетит, умственную и физическую работоспособность, положительные и отрицательные эмоции.

Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение - хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и переутомления. Как правило, при систематических занятиях физической культу­рой сон - хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувст­вием после сна. Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим.

В дневнике также следует отмечать случаи нарушения ре­жима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспо­собности.

К объективным показателям самоконтроля следует отнести: массу тела, ЧСС, АД, ЧД, ЖЕЛ, силу мышц кисти, показатели функциональных проб, контрольные испытания физической под­готовленности, спортивные результаты.

Постоянное ведение дневника дает возможность опреде­лить эффективность занятий, оптимально планировать величину и интенсивность физической нагрузки и периоды отдыха в от­дельной тренировке. Сопоставляя данные дневника самоконтроля спортсмена с результатами разнообразных проб, проводящихся при текущем контроле ВПН, можно объективно оценить эффек­тивность построения тренировочного микроцикла, своевременно выявить донозологические изменения состояния здоровья спорт­смена.

3. Наблюдение за внешними признаками утомления спортсменов.

О степени утомления во время тренировочного занятия можно судить по внешним признакам утомления (окраска кожи, выражение лица, потливость, характер дыхания, координация движений, речь, внимание).

Небольшая степень утомления характеризуется:

· нормальной окраской кожи или ее небольшим покрас­нением;

· обычным выражением лица;

· незначительной потливостью;

· несколько учащенным дыханием;

· отсутствием нарушения координации движений;

· отчетливой речью;

· сосредоточенным вниманием.

Средняя степень утомления характеризуется:

· значительным покраснением кожи лица;

· напряженным выражением лица;

· большой потливостью;

· глубоким и значительно учащенным дыханием;

· нарушением координации движений при выполнении упражнений;

· затруднением речи;

· ухудшением внимания.

Большая степень утомления сопровождается:

· резким покраснением, побледнением или даже синюш-ностью лица, выражением страдания на лице;

· очень большой потливостью с выступанием соли;

· резким учащенным поверхностным дыханием с отдельны­ми глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием;

· значительным нарушением координации движений (резкое покачивание, резкие нарушения техники, дрожание, вы­нужденные позы с опорой, падения);

· крайним затруднением речи или даже невозможностью ее;

· отсутствием внимания.

При оценке потливости необходимо учитывать, что на нее, кроме интенсивности нагрузки и состояния здоровья спортсме­нов, влияют температура окружающего воздуха, наличие или от­сутствие ветра, количество выпитой жидкости, нерациональная одежда и т. д. Обильная потливость во время и после тренировоч­ной нагрузки, сопровождающаяся плохим самочувствием, одыш­кой, как правило, связана с заболеванием или с переутомлением.

Таким образом, на основании наблюдений за внешними признаками утомления спортсмена можно определить степень утомления и сделать вывод о переносимости физической нагруз­ки на учебно-тренировочном занятии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 208; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.005 с.)