Метод повторных специфических нагрузок, методика проведения и оценка при проведении ВПН 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод повторных специфических нагрузок, методика проведения и оценка при проведении ВПН



Метод повторных специфических нагрузок используется при врачебно-педагогических наблюдениях для оценки уровня специальной подготовленности спортсменов.

Определение уровня специальной подготовленности - со­вместная работа врача и тренера.

Для оценки уровня специальной подготовленности при ВПН используют тесты, которые позволяют сравнить результа­тивность в специфической работе и приспособляемость к ней различных систем организма.

Наиболее распространенным тестом для определения спе­циальной подготовленности спортсмена является метод повтор­ных специфических нагрузок.

Нагрузки при этом должны отвечать следующим требованиям:

· быть специфичными для основной соревновательной деятельности спортсмена;

· выполнятся с максимально возможной для данного спортсмена интенсивностью;

· повторяться с возможно небольшими интервалами отдыха. Повторные специфические нагрузки для оценки уровня подготовленности могут применяться не только в циклических видах спорта, но и в ациклических.

Оценка специальной подготовленности проводится следую­щим образом: перед тренировкой врач собирает анамнез, определяет ЧСС по 10-секундным интервалам, измеряет АД, подсчитывает ЧД. Эти показатели исследуются также перед началом выполнения по­вторных нагрузок. После окончания каждой нагрузки у спортсмена определяется ЧСС за 10 секунд, затем измеряется АД и подсчитывается ЧД. Данные исследования проводятся в течение 3-х минут по­сле каждой повторной нагрузки. Одновременно с этим тренер оце­нивает результативность выполнения спортсменом заданной специ­фической нагрузки при каждом повторении.

Оценка пробы с повторными специфическими нагрузками проводится совместно врачом и тренером на основании сопоставле­ния приспособляемости к нагрузке и спортивной результативности.

При сопоставлении данных результативности выполнения повторных нагрузок и приспособляемости организма к ним выде­ляют 3 варианта реакций на повторные специфические нагрузки:

· 1й вариант характеризуется высокими и устойчивыми по­казателями результативности при выполнении всех повторений. Показатели приспособляемости к нагрузкам адекватны и сущест­венно не изменяются. Наблюдаются очень близкие стабильные показатели увеличения ЧСС, АД, ЧД, эти показатели несколько снижаются по мере повторения нагрузок, что свидетельствует о быстрой врабатываемости и устойчивой функциональной спо­собности кардиореспираторной системы. Отмечается быстрое восстановление - к концу 2-3 минуты. Этот вариант свидетельст­вует о высокой специальной подготовленности спортсмена.

· 2й вариант характеризуется неустойчивой результативно­стью двигательной деятельности, результативность то повышает­ся, то понижается. Аналогичным образом изменяются и показа­тели кардиореспираторной системы. Таким образом, имеются признаки неподготовленности организма спортсмена к поддер­жанию достаточно высокого функционального уровня организма в течение необходимого времени. Восстановление показателей замедляется. Все это свидетельствует о среднем уровне специ­альной подготовленности спортсмена.

· 3й вариант характеризуется значительным ухудшением показателей результативности по мере повторения нагрузок. Од­новременно с этим наблюдается значительное ухудшение при­способляемости к нагрузкам. К концу интервалов между повтор­ными нагрузками определяется лишь слабая тенденция к восста­новлению, и последующие нагрузки выполняются при отсутст­вии восстановления. Появляются атипичные типы реакций на физическую нагрузку - дистонический, гипертонический, сту­пенчатый. Это свидетельствует о низком уровне специальной подготовленности спортсмена.

Кроме этих вариантов, могут быть и другие, например:

а) сохранение результативности двигательной деятельности при явном ухудшении приспособляемости, что указывает на то, что высокие результаты получены ценой чрезмерных усилий спортсмена и, соответственно, не могут быть стабильными;

б) хорошая приспособляемость при низкой результативности, что является показателем того, что функциональные возможности организма спортсмена еще не реализованы, следовательно, нагрузка должна быть увеличена или изменена.

Определение специальной подготовленности рекомендует­ся проводить во время этапных обследований, т. е. 1 раз в 3 меся­ца. Данное тестирование дает возможность не только определить специальную подготовленность и адаптационные возможности спортсмена, но и оценить правильность построения тренировоч­ного процесса, внести в него необходимые коррективы.

В заключение необходимо отметить, что данные, получен­ные при врачебно-педагогических наблюдениях, являются цен­ной информацией, которую необходимо использовать для управ­ления и индивидуализации учебно-тренировочного процесса с целью достижения наивысших спортивных результатов и сохра­нения здоровья спортсменов.

Уровень физического здоровья, или степень жизнеспособно­сти человека в наибольшей мере определяется развитием качества выносливости. Общая выносливость - это выносливость по отноше­нию к продолжительной (не менее 5 минут) работе циклического характера (бег, плавание, бег на коньках, лыжах, езда на велосипеде, гребля и т.п.) умеренной мощности (пульс 130-160 ударов в минуту).

Высокий уровень этого качества обусловливается устойчи­востью нервных процессов, резистентностью защитных сил орга­низма, широким резервом кардиореспираторной системы, психо­логической устойчивостью к влиянию разнообразных стрессов. Он достигается детским растущим организмом значительно поз­же, чем максимальный уровень быстроты, ловкости, гибкости.

Физиологической основой общей выносливости являются аэробные возможности человека, отражающие способности орга­низма доставлять и использовать кислород для энергопродукции при физической работе. В основном аэробные возможности обес­печиваются деятельностью кардиореспираторной системы.

Об уровне развития общей выносливости или аэробных воз­можностей организма можно судить по величине максимального потребления кислорода (МПК), т.е., определив величину МПК, можно количественно выразить состояние физического здоровья. МПК является информативным показателем физического здоровья, учитывая его значение, можно подбирать оптимальные лечебно-профилактические программы, объективно оценивать их эффектив­ность и своевременно вносить в содержание оздоровительных и тренировочных средств необходимые коррективы.

Для экспресс-оценки физического здоровья школьников необходимы простые, доступные и информативные показатели, не требующие сложной диагностической аппаратуры.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.006 с.)