Системный подход в научных исследованиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход в научных исследованиях



К общенаучной методологии следует отнести системный подход, применение которого требует каждый объект научного исследования и занимает среди исследований в области методологии научного познания важное место.

Он базируется на идеях общей теории систем и системного анализа. Можно вы делить несколько аспектов его исследования и использования: онтологический (есть систем ным мир, в котором мы живем?), Онтологически гносеологический (есть системным наше знание, насколько оно адекватно системности мира?), Гносеологический (есть системным процесс познания, существует предел процесса системного познания мира?), праксеологический (есть системной человеческая преобразовательная деятельность?).

Начало системным исследованиям положили труда биологов Л. фон Берталанфи и Р. Жерара, экономиста К. Боулдинга, философа и психолога А. Рапопорт. Именно они в 1954 создали «Общество исследований в области общей теории систем» и определил-ли такие его цели: 1) создание изоморфизмов понятий, законов, моделей в различных областях науки для переноса их с одной дисциплины к другой; 2) содействие построению адекват-ных теоретических моделей для таких отраслей науки, в которых они отсутствуют; 3) минимизация дублирования теоретических исследований в различных научных областях; 4) выявление единства науки путем установления связей между специалистами разных наук.

В широком смысле общая теория систем включает: 1) кибернетику, которая базируется на принципах обратной связи и круговых причинных цепей и ис-ет механизмы целенаправленного поведения и самоконтроля; 2) теорию информации, вводящей в научный оборот понятие количества информации и развивает принципы передаваемого ния информации; 3) теорию игр; 4) теорию решений; 5) топологию, которая содержит теорию игра-фов и теорию сетей; 6) факторный анализ; 7) теорию систем в узком смысле, которая пытается вывести из общего определения системы ее прикладные области (системой-тельной, исследования операций, инженерную психологию).

В СССР в 70-х годах для развития системных исследований много сделали В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. П. Кузьмин, В. М. Садовский, В. С. Швырев, Г. П. Щед-ровицький, Е. Г. Юдин, Б. Г. Юдин и др. Большинство из этих исследователей компартийно-государственной системой воспринимались как люди враждебно настроены к диалектического и исторического материализма. Им инкриминировалось попытка подменить методологию диалек ческого и исторического материализма системно-структурным подходом. Среди украин-ских исследователей общей теории систем прежде всего следует назвать В. Н. Костюк, А. А. Малиновского, А. А. Стогния, А. И. Уемов и др.

Разработки современных исследователей системной проблематики делятся на четыре следующие отрасли: философские проблемы системного подхода; проблемы логики и методологии системных исследований; проблемы создания специально-научных системных концеп-ций и теорий; проблемы построения общей теории систем.

Первая группа системной проблематики состоит из философских проблем си-потемнел подхода, «философии систем». Она исследуется в двух основных направлений десятках: онтологическом и гносеологическом. Онтология систем имеет своим предметом то, что формирует системную картину мира. Например, тектология А. А. Богданова является серьезной попыткой построения новой картины мира. Так же с точки зрения основателя теории инфо-мации В. Уивера можно определить три этапа онтологического осложнения предметов научного анализа: 1) организованную простисть (мир классической механики), 2) неупоряд-кованую сложность (мир классической статистической физики), 3) организованную сложность (современный мир социально-экономической жизни). К. Боулдинга называет такие принципиальные пути построения системной онтологии: построение 1) «системы систем» (то есть определен ния общих признаков и характеристик системных объектов различной физической природы и рез-ной степени сложности), 2) «иерархии систем» (соответственно с ростом их состав ности).

Еще одним важным аспектом в формировании системной картины мира является принцы-пи подхода к системным объектам. А. Рапопорт рассматривает среди них в первую очередь: 1) идеи целостности организма в биологии; 2) кибернетические принципы построения технических си-стем; 3) математические принципы выявления изоморфизмов в структурах, функционировании, поведении и развития различных типов системных объектов.

Гносеология системного подхода включает два круга вопросов: принципы построения системного исследования; специфический для него категориальный аппарат. Что стосуеть-ся первого круга вопросов, то для понимания объекта системного подхода как целого есть необходимость, во-первых, раскрыть его сущность, качественную специфику, системные, интеграционные вла-стивости; во-вторых, определить его состав, количественную и качественную характеристику комп-нентов, их координацию и субординацию, главный системовидтворювальний еле-мент, внутренние источники развития; в-третьих, выяснить его структуру, то есть внутрен-ню организацию и взаимосвязь компонентов, причины именно такой организации и обоюдного модействия; в-четвертых, выявить его функции (коммуникационную, интеграционную и другие), в-пятых, реконструировать его историю, то есть воссоздать прошлое состояние; в-шестых, ОМНД-вать его будущее состояние. Что касается второго круга вопросов, то следует, во-первых, определить систему как отграниченную взаимосвязанную множество совокупностей, само-развивается; во-вторых, найти ее две противоположности - элемент (составляющую системы) и хаос (отсутствие связей между элементами) в-третьих, построить определенную иерархию сис-тем, в который задана система состоит из подсистем и сама входит в надсистемы, более сложной и более крупной системы.

Построение логики и методологии системных исследований составляет вторую часть этих разработок. Она имеет следующие компоненты: 1) формализована логическое описание выход ных понятий системного подхода («система», «структура», «связь», «иерархия» и т.п.); 2) построение логических формализмов для исследования различных аспектов системной о-проблематики (систем связей, биологикы, логики целостности и т.п.); 3) использование аппа-то формальной логики для решения тех или иных системных проблем (например, многозначной логики, логики систем).

Третью часть системных исследований составляют специально-научные системные концепции и разработки. К ним относится большая часть современных системных исследований. Имеются в виду различные системные исследования в области биологии, информа-тики, науковедения, экономики, политологии, социологии, конфликтологии, антропологии, правоведения, административной науки и тому подобное.

Наконец, четвертая часть системной проблематики касается построения зага-ной теории системы. Очень много для этой части системных исследований сделал Л. фон Берталанфи. Его теория открытых систем является эмпирическим вариантом общей тео-рии систем. Альтернативные концепции общей теории системы пытались построить В. Росс Эшби, М.Месарович, А. Ланге, А. И. Уемов, В. М. Костюк, М. Тод, Е. Шоуфорд и др.

Системный метод научного познания и преобразования мира предполагает: во-первых, рассмотрение объекта теоретической и практической деятельности (например, государственной службы) как системы, то есть как обособленной множества взаимодействующих элементов; во-вторых, определения структуры и организации элементов и частей системы, нахо-ния существенных взаимодействий между ними; в-третьих, выявление внешних связей системы, отделение среди них главных; в-четвертых, определение функции системы и ее роли среди других систем; в-пятых, анализ структуры и функций системы; в-шестых, выявлен ния на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.

Системы подразделяются на:

цельные, в которых связи между составляющими элементами являются более прочными, чем связи этих элементов с окружающей средой, и итоговые, в которых связи между элементами такого же по-строке, и связи их элементов с окружающей средой;

органические (биологические организмы, живая природа) и механические (техника)

динамические, находящихся в постоянном движении и статические, что в отношении неподвижны;

открытые, которые обмениваются с другими системами, и закрытые, изолированные;

управляемые, управляемые и неуправляемые, которые не поддаются управлению;

те, самоорганизующихся, то есть изменения в них происходят самотеком, и те, которые не самоорганизуются, то есть неорганизованными.

Неорганизованные совокупности также системами, если они: во-первых, составляет ются из элементов; во-вторых, эти элементы определенным образом связаны между собой, в-третьих, эта связь объединяет элементы в совокупность определенной формы (куча, накопления, толпа и т.п.); в-четвертых, это соединение происходит пространственно-временными закономирнос-себя.

Системный подход - методологический направление в науке, задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования объектов, имеющих сложную орга-цию, - систем различных типов и классов.

Вместе с этим системный подход выступает и как метод научного исследования. При этом системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Скорее всего это своего рода совокупность познавательных правил, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования. Сущность системного подхода заключается в представлении объекта исследования как системы, то есть целостной совокупности взаимосвязанных элементов.

Основными принципами системного подхода являются:

- Принцип целостности - обязывает рассматривать систему как целостный объект, качества которого не сводятся к свойствам отдельных его элементов;

- Принцип всесторонности - требует учитывать все внутренние связи и отно-сына системы, все факторы, влияющие на ее функционирование;

- Принцип система образующих отношений - требует определения именно тех связей между частями (элементами) системы, которые обеспечивают ее целостность, иснуван ния и развитие;

- Принцип субординации - требует при исследовании строить иерархию еле-ментов и отношений по любым четко определенным критериям (мобильность, адекват-ность, управляемость и т.д.);

- Принцип динамичности - согласно этому принципу все характеристики сис-темы необходимо рассматривать не как постоянные, а как переменные до прямо противоположного зна-чение по сравнению с исходным;

- Принцип опережающего отражения - предполагает наличие постой-ной актуальной проблематики, то есть требует не констатации текущего состояния системы, а прогнозирование ее наиболее вероятного состояния в будущем.

В отличие от классического системный подход базируется на последовательном переходе от общего к частному, когда в основу рассмотрения положено конечную цель, ради которой и создается система.

 

Выбор методов исследования

Метод (от греческого methodos - путь к чему-либо) - в самом общем случае означает способ достижения цели, способ исследования явления, определяющий планомерный подход к их научного познания и установления истины. Научный метод - это способ познания явлений действительности в их взаимосвязи и развития, способ достижения поставленных целей и задач исследования и отвечает на вопрос: «Как познавать?».

Методика исследования - это система правил использования методов, приемов и способов для проведения любого исследования. Сознательное применение научно об-основанных методов следует рассматривать как существенную условие получения новых знаний. Исследователь, который хорошо знает методы исследования и возможности их применения, расходованием чает меньше усилий и работает успешно, чем тот, кто в своем исследовании опирается только на интуицию или действует по принципу «проб и ошибок». Конечно, точные и правиль-ные методы - не единственные компоненты, обеспечивающие успешность научного исследования. Методы не могут, например, заменить творческую мысль исследователя, его способность ана-лизировать, делать выводы и предсказания. Но применение правильных методов направляет ход мыслей исследователя, открывает перед ним кратчайший путь для достиг-ния цели и обеспечивает таким образом возможность рационально расходовать энергию и время ученого. Каждый метод научного познания следует рассматривать как систему регулятивных принципов практической и теоретической деятельности человека. Методов познания объективной действительности известно очень много.

Фундаментальным, обобщенным методом познания действительности является диалектический метод. Объективную основу его образуют наиболее обобщенные законы развития ма-материальных мира. Диалектический подход позволяет обосновать причинно-следственные связи, процессы дифференциации и интеграции, постоянную противоречие между сущностью и явлением, содержанием и формой, объективность в оценке действительности. Диалектика выступает как орудие познания во всех областях науки и на всех этапах научного исследования. Во-на определяет позиции исследователя, становится основой интерпретации объекта и субъекта познаний-ния, процесса познания и его результатов.

Исходя из того, что каждое научное исследование может происходить на двух уров-нях: эмпирическом (когда осуществляется процесс накопления фактов) и теоретическом (на котором осуществляется обобщение знаний), в соответствии с этих уровней общие методы пи-знания условно делят на три группы:

- Методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

- Методы теоретического исследования (идеализация, формализация, логические и исто-ческие методы);

- Методы, которые могут быть применены на эмпирическом и теоретическом уровнях (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование).

Правильный выбор методов исследования требует знания их классификации. наука имеет определенную совокупность методов проведения исследований при изучении собственного предме-та, которую можно классифицировать на следующие группы:

- Методы накопления фактов, имеющих отношение к объекту ис-ния (наблюдение, регистрация, измерения)

- Методы описания фактов или свойств идеализированного объекта к-вания и факторов, отражающих эти свойства, а также явлений (процессов), что до-слиджуються, развитие которых определяется этими факторами;

- Методы анализа фактов, свойств, факторов и явлений по разным по-показателями и критериями (оценка, сопоставление, сравнение, классификация, внедрение, систематизация)

- Методы обоснования научных выводов, среди которых должны быть следующие методы: построения (синтеза), доказывания, оценки достоверности;

- Методы выбора и обоснования научных рекомендаций, в т.ч. методы по-строения (синтеза), оценки и оптимизации;

- Методы интерпретации и экспериментальной проверки выводов и реко-мендаций;

- Методы технико-экономической оценки рекомендаций.

В процессе решения научной проблемы ученый, как правило, самостоятельно ищет методы и способы ее решения. Все принятые методические решения необходимо фиксировать в форме методик, которые периодически пересматриваются.

Выбранную методику нужно совершенствовать на основе критического анализа поп-щих работ и результатов их внедрения в практику. Поскольку метод не представляет собой нечто независимое от задач, объекта и условий исследования, методы дифференцируют и ин-дивидуализують.

 

Контрольные вопросы

1. Приведите понятие методологии и метода научного исследования.

2. Какие существуют методы научного исследования?

3. Раскройте сущность системного подхода в научных исследованиях.

4. Приведите классификацию методам исследования.

 

МОДУЛЬ 2

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

 

Тема 3. Выбор направления научного исследования и этапы ГДР

план

1. Понятие научной проблемы

2. Понятие темы исследования и ее формулировки

3. Определение предмета и объекта исследования

4. Цель и задачи исследования

5. Порядок осуществления научного исследования. этапы НИР

 

1. Понятие научной проблемы

Проблема заставляет общество учиться, развивать знания, экспериментировать и наблюдать. Наука начинается с проблем, а не из наблюдений, хотя наблюдения могут породить проблему.

Когда исследователь приступает к научному исследованию, он уже имеет некоторое представление, концепцию того, что он собирается изучать. Различные исследователи имеют возможность исходить из разных концепций, чьих либо своих личных. Ю.К. Бабанский по этому поводу пишет, что научное исследование начинается с анализа теории и практики решения той или иной проблемы, отраженных в научной литературе.

«Правильная формулировка задачи - это проблема не менее сложная, чем само решение задачи и не надо надеяться, что кто-то вполне сделает это за вас» это выражение принадлежит Н.С. Бахвалова.

Осознанной задачей, стоящей перед ученым всегда есть решение определенной проблемы с помощью построения теории, которая решает эту проблему путем, например, объяснение неожиданных или ранее необъяснимых наблюдений. Вместе с тем каждая интересная новая теория порождает новые проблемы-проблемы согласования ее с имеющимися теориями проблемы, связанные с проведением новых и ранее мыслимых проверок наблюдением. И ее плодотворность оценивается главным образом по тем новым проблемам, которые она порождает. Наиболее весомый вклад в рост научного знания, который может сделать теория, состоит из новых, порождаемых ею проблем. Именно поэтому мы понимаем науку и рост знания как то, что всегда начинается с проблем и всегда заканчивается проблемами - проблемами растущей глубины - и характеризуется растущей способностью к выдвижению новых проблем.

Проблема (греч.. Προβλήμα) - положение, условие, вопрос, объект, который создает неопределенность, затруднение, побуждает к действию и связан с избыточностью или недостатком процессора (специалиста), знаний, ресурсов, регламента (упорядоченности, алгоритма, программы) побуждает к действию или ограничивает его и соответственно непозволительная или нежелателен.

Проблема - это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и философскую трактовку понятия «проблема». «Проблема» - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес».

Суть проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки, формирования идеи, концепции для поиска ответа (решения проблемы) с проверкой и подтверждением опытом.

Проблемой преимущественно называется вопрос, не имеющий однозначного решения (степень неопределенности). Неопределенностью проблема отличается от задачи. Совокупность возможных вопросов взаимосвязанных объектом рассмотрения называется проблематикой.

Если проблема обозначена и сформулирована в виде идеи, концепции, то это значит, что можно приступать к постановке задачи по ее решению. При введении в культуру русского языка понятие проблема претерпело трансформацию. В западной культуре проблема - задача требует решения. В российской культуре проблема - стратегический этап решения задачи, на идейно-концептуальном уровне, когда неявно множество условий, перечень которых может быть формализован и учтен в постановке задачи (перечень условий, параметров, краевые условия (предел значений) которых включены в условия задачи).

Научная проблема - это осознание, формулирование концепции о незнании.

Чем сложнее объект рассмотрения (чем сложнее выбранная тема), тем больше неоднозначных, неопределенных вопросов (проблем) оно будет вмещать, и тем сложнее для формулирования задачи и для поиска решений будут проблемы, то есть проблематика научного произведения должна вмещать классификацию и расстановку приоритетов в направлении.

Постановка проблемы - начало любого исследования.

В неизменных условиях, к которым приспосабливается человек, мир для него беспроблемное. Проблемы порождаются изменчивостью мира и духовной активностью людей.

Проблема научного познания - теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения.

Научная проблема - вопрос, требующий научного решения; задачи для поиска неизвестного; совокупность новых диалектически сложных теоретических или практических вопросов, которые противоречат существующим знанием или прикладным методикам в конкретной науке и требуют решения с помощью научных исследований.

Проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в пределы прежних теоретических представлений, то есть когда ни одна из теорий не может объяснить только выявленные факты.

Решение проблемы не содержится в существующем знании и не может быть получено путем преобразования имеющейся научной информации.

Правильная постановка и четкая формулировка проблемы не менее важно, чем ее решения. Выбор проблемы в значительной мере определяет как стратегию исследования вообще, так и направление научного поиска частности. По сути, речь идет об умении отделить главное от второстепенного, об обнаружении того, что пока неизвестно науке по предмету исследования, об осознании того, что мы чего-то не знаем.

Источниками научных проблем является как практика, так и потребности собственно науки (необходимость совершенствования методов научного исследования, уточнение категорийные-понятийного аппарата и т.д.).

В зависимости от способа решения все проблемы можно разделить на три типа: информационные, аналоговые и гипотетические.

Информационная проблема характерна для проблемного изложения. Ключ к решению информационной проблемы ученый находит в литературных источниках.

Аналоговая проблема (аналогичные способы решения) характерна для группы практических проблем. Поставленная проблема данного вида не всегда требует нового способа решения (даже при условии существования новых фактов), а решается по аналогии.

Гипотетические проблемы решаются путем суждений и умозаключений в ходе выдвижения предположений, гипотез, их проверки и обоснования.

Любая научная работа начинается с формулировки проблемы, которую необходимо решить. Эта задача предполагает выполнение целого комплекса работ и реализуется в несколько этапов:

- Определение цели (на основе изучения планов научно-исследовательских работ, научно-исследовательской тематики, предусмотренной планами отраслевых министерств, ведомств, академий наук, тем-задач, заказов на проведение исследований; целевых, отраслевых и региональных научно-технических программ и т.п.);

- Постановка проблемы (на основе изучения литературных источников, ознакомление с теми вопросами, которые уже решены, ознакомление с научными работами, которые дают представление об отрасли исследования);

- Разработка структуры проблемы (ее конкретизация на основе уточнения цели исследования; уточнения содержания проблемы, выделение подпроблем, определение конкретных задач; выбора методов исследования);

- Определение актуальности проблемы.

В прикладном исследовании вместо формулировки проблемы можно составить список конкретных вопросов, на которые необходимо получить ответы.

В сформулированной проблеме уже содержится цель исследования, которая в процессе исследования может развиваться, обогащаться, но ее сущность остается той же, пока проблема не будет решена.

Одновременно с формулировкой проблемы определяется главное направление исследования, его основная идея. Основная идея важной категорией, определяющей, по которому направлением будет строиться исследования проблемы и как будет сформулирована гипотеза, то есть научное предположение, выдвигаемое для объяснения явлений действительности (процессов) или причин, которые обуславливают данное следствие, и нуждается в проверке опытом и теоретического обоснования.

Если гипотеза согласуется с научными фактами, то в науке ее называют теорией или законом.

2. Понятие темы исследования и ее формулировки

Поскольку научная проблема совокупности сложных теоретических или практических вопросов, то в процессе научного исследования проблему разделяют на компоненты - темы.

Тема - часть научной проблемы, которая охватывает один или несколько вопросов исследования.

Тема - это не просто название научной работы, а намеченный результат исследования, который направлен на решение конкретного вопроса. Это отражение научной проблемы в ее характерных чертах, поэтому формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел. Вместе с этим тема является основной планово-учетной единицей при организации научных исследований.

Выбор темы научного исследования является одним из ответственных этапов. Тема, которую выбирает для исследования студент, должна быть связана с основными направлениями развития отрасли (туристско-гостиничной индустрии, международного туризма) и научными исследованиями, которые проводятся в вузе.

Важным требованием к выбору темы исследования является ее перспективность или стабильность: исследователь должен осознавать тенденции развития явлений и процессов, которые он собирается исследовать. Требования перспективности определяют параметры для выбора объекта обследования, отбора соответствующих методов исследования, а также характеристики условий, для которых будет осуществляться внедрение результатов научной работы. Для оценки перспективности тем применяют два метода: математический и экспертных оценок.

По направлениям темы разделяют на теоретические, методологические и организационные.

Теоретические темы предусматривают исследования отдельных концепций теории соответствующей науки, касающихся ее научных законов.

Методологические темы касаются элементов методов конкретных наук, применяемых в процессе изучения их объектов.

Организационные темы включают организацию исследований по конкретным научным направлениям и применения полученных результатов в практической деятельности.

По причине возникновения различают три вида тем: темы, которые возникают в результате развития проблем, над которыми работает данный научный коллектив; инициативные темы; «Темы на заказ».

Процесс формирования темы исследования включает следующие этапы:

- Выбор темы;

- Обоснование, уточнение темы;

- Конкретизация темы;

- Формулировка названия темы;

- Утверждение темы.

Рассмотрим отдельные этапы формирования темы исследования.

При выборе темы научного исследования можно воспользоваться следующими приемами: исследовать состояние научных разработок; ознакомиться с новыми результатами исследований в смежных областях науки; оценить состояние разработки методов исследования; осуществить просмотр известных научных решений с помощью новых методов, новых теоретических позиций, под новым углом зрения, на более высоком уровне с учетом новых, существенных научных фактов.

Выбранная студентом тема должна соответствовать профилю обучения и арсенала методов, которые специалист после окончания вуза будет иметь возможность квалифицированно использовать в практической деятельности. Но это не значит, что в процессе исследования тема не может выходить за пределы основной специальной дисциплины. Наоборот, при выборе темы студент может поставить проведения исследований вопросов и по смежным дисциплинам. Соответствие выбранной темы по профилю обучения студента диктуется чаще всего необходимостью использования основных результатов исследования при написании курсовых и дипломных работ, отчета о практике, при выступлениях на семинарах, конференциях.

При выборе темы исследования необходимо также студент сможет выделить на разработку той или иной темы с учетом всего учебного процесса. Кроме этого, должны быть учтены все возможности разработки темы с точки зрения затрат материальных и учесть возможности ее разработки непосредственно в учебном заведении. Прежде всего имеется в виду то время, которое финансовых ресурсов. Опыт показывает, что большую роль при выборе темы студентом играет степень ее соответствия тематической направленности научно-исследовательской работы соответствующей кафедры. Например, тема разрабатывается студентом под руководством преподавателя, научного руководителя, следовательно он сможет получить квалифицированную помощь только тогда, когда этот преподаватель в течение какого-то времени выполнял исследования по этому направлению.

При обосновании (уточнении) и конкретизации темы необходимо учитывать следующие критерии: актуальность темы; эффективность разработки, ее новизна и перспективность; наличие теоретической базы; соответствие темы направленности научной работы соответствующего учреждения (учреждения) осуществимость разработки в условиях конкретного исследования.

Под актуальностью темы понимается ее значимость, то есть необходимость и неотложность его рассмотрения для потребностей развития экономики государства, отрасли, предприятия.

Главным критерием актуальности темы выступает возможность обеспечения наибольшего эффекта.

На стадии формирования темы научного исследования определяют ее название - содержательный заголовок. Название научной работы определяют с помощью такого правила: в названии темы научной работы должна быть отражена направленность (проблему) исследования (цель или укрупненное задачи), область применения, объект исследования, предмет исследования.

 

3. Определение предмета и объекта исследования

Если объект исследования - все то, что противостоит исследователю, является для него источником необходимой информации, предмет исследования - это только те компоненты, связи и отношения между ними, которые подлежат непосредственному изучению в конкретном исследовании, является для исследователя главными и определяющими, то есть предмет исследования уже, чем его объект. Правильное, научно обоснованное определение объекта и предмета исследования призвано сориентировать исследователя на выявление места и значения предмета исследования в более целостном и широком понятии и явление, которым является объект исследования, а также их адекватное описание с помощью доминирующих в исследовании знаковых систем и правил.

Предметом исследований могут быть цели деятельности в сфере права, ее виды, содержание, формы, методы организации и осуществления, пути совершенствования, система обеспечения, охраны, правового регулирования вообще и тому подобное. Например, для сравнительно-правовых исследований:

1) общими объектами являются:

• национальные правовые системы, отдельные их компоненты (отрасли права, его институты, нормы), типологизация этих компонентов, то есть объединение в правовые семьи;

• системы правовых норм международного сотрудничества или правопорядка;

• идеологические национальные правовые системы, включающие правовые теории, учения, концепции, методологию исследований, в том числе история, социология, философия права;

• межнациональная правовая идеология (теории права), которая охватывает общепризнанные принципы, взгляды, теории относительно понимания права как достояние человечества;

2) объектами нормативных (юридико-догматических) сравнительно-правовых исследований являются:

• нормативно-правовые акты: конституции, законы, другие акты высших органов; государственные договоры и соглашения; международные договоры; нормативно-правовые акты глав государств; при необходимости - правительственные и другие подзаконные нормативно-правовые акты (в зависимости от темы и информационно-технических возможностей)

• правовые институты, подотрасли, отрасли, межотраслевые комплексы;

• конкретные правовые нормы;

• применение правил законодательной техники, нормативно-правовая терминология, процедуры подготовки и принятия нормативно-правовых актов и тому подобное.

Анализ объектов осуществляется с учетом таких требований.

1. Анализу подлежат нормативно-правовые акты, принятые в государствах с одних и тех же вопросов.

2. Имеют учитываться положения, содержащиеся в соглашениях с межпарламентского сотрудничества в правовой сфере, о сближении законодательства по экономическим вопросам, а также других вопросов, представляющих взаимный интерес.

3. Кроме того, должны учитываться практика применения законодательства, обстоятельства и причины принятия указанных выше нормативно-правовых актов, отношение к ним практиков и граждан.

4. Необходимо учитывать степень возможности сопоставления объектов друг с другом, то есть связанность общими для них предметами регулирования.

5. Объем объектов сравнительного анализа должно быть исчерпывающим и включать все нормативно-правовые акты или их части, касающиеся этой сферы правового регулирования.

6. Изучению подлежат действующие или отменены нормативно-правовые акты, а также их проекты.

Источниками информации по объектам сравнительно-правового анализа являются:

• информационные фонды парламентов, правительств, министерств юстиции государств;

• фонды нормативных актов и фонды научных библиотек, научных институтов;

• материалы средств массовой информации;

• информационные фонды других органов и организаций (судов, прокуратур и т.д.);

• государственные архивы.

Определение темы, объекта, предмета, цели исследования и его методики составляют единый процесс, обусловленный не только особыми свойствами или природой предмета, его связями с другими компонентами объекта, но и целью - как ожидаемыми результатами, их возможным использованием и необходимости, реальными условиями проведения исследования, знаниями и умениями исследователя, эмпирической базой и методами (методике) исследования и тому подобное.

Если научная проблема - это "известное о неизвестном", то необходимо определить как границы известного, так и каким-то образом обозначить то, что является неизвестным, методы (приемы, правила, способы, средства) его исследования. Эту задачу можно решить путем осмотра состояния проблемы на основании анализа научной и другой литературы, нормативно-правовых и правоприменительных документов, обобщений юридической практики.

Среди прочего целесообразно определять с учетом особенностей различных научных школ, учений, доктрин, концепций такое.

• Совокупность терминов и определений, используемых при раскрытии проблемы, их содержание и объем, то есть класс явлений, в который входит предмет исследования, и признаки этого класса явлений; признаки (свойства), которые отличают предмет от других явлений этого класса; место, которое он занимает в структуре общего явления (системы, класса, типа, группы и др.), функции, которые выполняет и тому подобное.

• Сущность предмета, необходимые и достаточные свойства, обнаружения (проявления).

• Состав (содержание) предмета и характеристик его элементов.

• Структура (форму) и характеристики связей, отношений между элементами (горизонтальные и вертикальные) предмета.

• Внешние связи и различия предмета от близких, подобных и противоположных явлений, в том числе по функциям, назначению в системе, в состав которой входит предмет.

• Классификации или виды предмета исследования по различным критериям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 5310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.156 с.)