Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типология методов научного исследования
В современном науковедении успешно работает многоуровневая методологическая клас-си фи ка ция методов научного познания, согласно которой по степени общности и сфере действия методы научного познания делятся на общие философские, общенаучные, отдельно научные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования. Общие методы - это система принципов, приемов, имеющих общий, уни-версальний характер, являются абстрактными, строго не регламентированы, не поддаются фор-мализации и математизации и не заменяют специальных методов (методов отдель-ук). Методы отдельных наук - это совокупность способов и принципов познания, при-мел и процедур исследования, применяемых в той или иной науке. Общенаучные методы исследования можно классифицировать в зависимости от уровней познания - эмпирического или теоретического, на которых они (методы) применяются. На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациона-ный момент здесь присутствует, но имеет подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичный описание, обобщение, системати-зация - характерные признаки эмпирического познания. К основным методам, которые используют-ся на эмпирическом уровне исследования, могут быть отнесены: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез. Теоретический уровень исследования связан с более глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой зако-нов, то есть с объяснением реальной действительности. К основным методам, которые используют ся теоретически исследования, могут быть отнесены: индукция и дедукция, идеализация, формализация и другие. Наблюдение - это целенаправленное, систематическое, планомерное, активное вы-учение предметов и явлений реальной действительности, находятся в естественном состоянии или в условиях научного эксперимента. Под наблюдением также понимают апробацию, обоснования выдвинутых ги-потез или промежуточных результатов исследования. Ученый использует наблюдения с целью сбора научных фактов для нахождения способа решения проблемы (весу ния и доказательство гипотезы).
Научные факты - отражены сознанием факты действительности, причем проверенные, осмысленные и зафиксированные языком науки в виде эмпирических суждений. Сравнение - один из самых распространенных методов познания, который позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Недаром говорят, что «все познается в сравнении». В результате сравнения оказывается то общее, что притом-манное ряда объектов. Разновидностью сравнения является аналогия. Аналогия - метод научного исследования; благодаря которому достигается познание одних предметов и явлений на основе их сходства с другими. Одной из разновидностей метода аналогий является метод моделирования. Моделирование - метод научного познания, основанный на замене предмета или явления, которые исследуются на их аналог - модель, содержит существенные черты оригин-лу. Измерение - это метод исследования, с помощью которого определяется число-ное значение некоторой величины с использованием единицы измерения объекта. Эксперимент - метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания явлений и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условиях, позво-ляют выделять определенные качества, связи в объекте исследуется и многократно их воспроизводить. Эксперимент проводят: - При необходимости отыскать у объекта ранее неизвестные свойства; - При проверке правильности теоретических построений; - При демонстрации явления. Преимущества экспериментального изучения объекта сравнению с наблюдением состоят в том, что: - Во время эксперимента является возможность изучать явление «у чистом вигляди», ус-поворотом побочные факторы, которые скрывают основной процесс, - В экспериментальных условиях можно исследовать свойства объектов; - Существует возможность повторяемости эксперимента, то есть проведения испытания ния столько раз, сколько в этом есть необходимость. Абстрагирование - метод, который позволяет переходить от конкретных вопросов к общим понятиям и законам развития. Абстракция представляет собой одну из таких сторон, форм познания, когда происходит переход от чувственного восприятия к воображаемому об-раза. Иногда абстрагирован свойства и отношения связываются с известными классами объектов («метал», «натуральне число», «рослина»). В других случаях они представят ются изолированно от тех предметов, с которыми они действительно неразрывно связаны («ко-полезность», «красота», «нравственность»).
Абстракция выделяет из явления одну определенную сторону в «чистому виде», то есть в таком виде, в котором она действительно существует. Например, бывает «явища» или «закону» вообще, существуют конкретные законы и явления. Но без введения абстрактного понятия «явище» исследователь не способен глубоко понять любое конкретное явление. Процесс абстрагирования проходит два этапа. Первый этап: выделение важного в явлениях и установления независимости или несколько слабой зависимости изучаемых явлений от определенных факторов (если объект А не зависит непосредственно от фактора Б, то можно отвлечься от последнего как-существенного). Второй этап: он состоит в том, что один объект заменяется другим, более простым, который выступает «моделлю» первого. Содержание этого метода заключается в существенном отвлечении от несущественных властивос-тей, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании определенных сто-рин этих предметов, интересующих исследователя. Конкретизация - метод исследования предметов во всем их разнообразии, в какие-руется многогранности реального существования в отличие от абстрактного изучения пред-метов. Метод восхождения от абстрактного к конкретному является общей формой движения научного познания - это отражение действительности в мысленные. Согласно этому методу процесс познания как бы распадается на два относительно самостоятельных этапа: первый этап - от чувственно-конкретного к его абстрактных определений; второй этап - восхождение от абстрактных определений объекта к конкретному в познании. Анализ - метод исследования, состоящий в мысленном или практическом розчлену нии целого на составные части, каждая из которых анализируется отдельно в рамках единого целого. Синтез - метод изучения объекта в его целостности, в едином взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку дает возможность совместить части предмета (объекта или явления), расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет (объект или явление) как единое эти-ле. Анализ и синтез взаимосвязаны, они представляют собой единство противоположностей. В зависимости от уровня познания объекта и глубины проникновения в его сущность приме-ся анализ и синтез различного рода. Прямой или эмпирический анализ и синтез используются на стадии поверхностно-го ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объективные и, выявления его свойств, проводятся простейшие измерения, фиксация без-посредственных данных, лежат на поверхности. Этот вид анализа и синтеза дает возможность поздна-ти явление, однако для проникновения в его сущность он недостаточен.
Обратная или теоретический анализ и синтез широко используются для вы-учение сущности изучаемого явления. Здесь операции анализа и синтеза базируются на некоторых теоретических рассуждениях, то есть предположениях и причинно-следственных связях различных явлений. Глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. При этом углубленно изучают причинно-следственные связи. Этот тип анализа и синтеза требует выделения в сложном явлении таких элементов, таких поле-цюгив, которые являются центральными, главными, что решающее влияние на все остальные стороны объекта. Индукция - метод исследования, при котором общий вывод о признаках мно-жини элементов выводится на основе изучения этих признаков в части элементов одного множества. Дедукция - метод логического вывода от общего к частному, то есть спо-чала исследуют состояние объекта в целом, а затем его составляющие элементы. Метод идеализации - конструирование мысленно объектов, которых нет в действительности или которые практически невыполнимы. Цель идеализации - лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств и наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальными и гипотетическими свойствами. Формализация - метод изучения различных объектов путем отражения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например, языком ма-тематики. Исторический метод исследования является важным орудием познания общественных явлений и процессов. Его сущность заключается в изучении всех явлений и процессов в динамических ном развитии, становлении и в связи с конкретными этапами истории общества.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.01 с.) |