ТОП 10:

Типология методов научного исследования



В современном науковедении успешно работает многоуровневая методологическая клас-си фи ка ция методов научного познания, согласно которой по степени общности и сфере действия методы научного познания делятся на общие философские, общенаучные, отдельно научные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования.

Общие методы - это система принципов, приемов, имеющих общий, уни-версальний характер, являются абстрактными, строго не регламентированы, не поддаются фор-мализации и математизации и не заменяют специальных методов (методов отдель-ук).

Методы отдельных наук - это совокупность способов и принципов познания, при-мел и процедур исследования, применяемых в той или иной науке.

Общенаучные методы исследования можно классифицировать в зависимости от уровней познания - эмпирического или теоретического, на которых они (методы) применяются.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациона-ный момент здесь присутствует, но имеет подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичный описание, обобщение, системати-зация - характерные признаки эмпирического познания. К основным методам, которые используют-ся на эмпирическом уровне исследования, могут быть отнесены: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез.

Теоретический уровень исследования связан с более глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой зако-нов, то есть с объяснением реальной действительности. К основным методам, которые используют ся теоретически исследования, могут быть отнесены: индукция и дедукция, идеализация, формализация и другие.

Наблюдение - это целенаправленное, систематическое, планомерное, активное вы-учение предметов и явлений реальной действительности, находятся в естественном состоянии или в условиях научного эксперимента.

Под наблюдением также понимают апробацию, обоснования выдвинутых ги-потез или промежуточных результатов исследования. Ученый использует наблюдения с целью сбора научных фактов для нахождения способа решения проблемы (весу ния и доказательство гипотезы).

Научные факты - отражены сознанием факты действительности, причем проверенные, осмысленные и зафиксированные языком науки в виде эмпирических суждений.

Сравнение - один из самых распространенных методов познания, который позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Недаром говорят, что «все познается в сравнении». В результате сравнения оказывается то общее, что притом-манное ряда объектов.

Разновидностью сравнения является аналогия.

Аналогия - метод научного исследования; благодаря которому достигается познание одних предметов и явлений на основе их сходства с другими.

Одной из разновидностей метода аналогий является метод моделирования.

Моделирование - метод научного познания, основанный на замене предмета или явления, которые исследуются на их аналог - модель, содержит существенные черты оригин-лу.

Измерение - это метод исследования, с помощью которого определяется число-ное значение некоторой величины с использованием единицы измерения объекта.

Эксперимент - метод эмпирического исследования, основанный на активном и целенаправленном вмешательстве субъекта в процесс научного познания явлений и предметов реальной действительности путем создания контролируемых и управляемых условиях, позво-ляют выделять определенные качества, связи в объекте исследуется и многократно их воспроизводить.

Эксперимент проводят:

- При необходимости отыскать у объекта ранее неизвестные свойства;

- При проверке правильности теоретических построений;

- При демонстрации явления.

Преимущества экспериментального изучения объекта сравнению с наблюдением состоят в том, что:

- Во время эксперимента является возможность изучать явление «у чистом вигляди», ус-поворотом побочные факторы, которые скрывают основной процесс,

- В экспериментальных условиях можно исследовать свойства объектов;

- Существует возможность повторяемости эксперимента, то есть проведения испытания ния столько раз, сколько в этом есть необходимость.

Абстрагирование - метод, который позволяет переходить от конкретных вопросов к общим понятиям и законам развития. Абстракция представляет собой одну из таких сторон, форм познания, когда происходит переход от чувственного восприятия к воображаемому об-раза. Иногда абстрагирован свойства и отношения связываются с известными классами объектов («метал», «натуральне число», «рослина»). В других случаях они представят ются изолированно от тех предметов, с которыми они действительно неразрывно связаны ( «ко-полезность», «красота», «нравственность»).

Абстракция выделяет из явления одну определенную сторону в «чистому виде », то есть в таком виде, в котором она действительно существует. Например, бывает «явища» или «закону» вообще, существуют конкретные законы и явления. Но без введения абстрактного понятия «явище» исследователь не способен глубоко понять любое конкретное явление.

Процесс абстрагирования проходит два этапа.

Первый этап: выделение важного в явлениях и установления независимости или несколько слабой зависимости изучаемых явлений от определенных факторов (если объект А не зависит непосредственно от фактора Б, то можно отвлечься от последнего как-существенного).

Второй этап: он состоит в том, что один объект заменяется другим, более простым, который выступает «моделлю» первого.

Содержание этого метода заключается в существенном отвлечении от несущественных властивос-тей, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании определенных сто-рин этих предметов, интересующих исследователя.

Конкретизация - метод исследования предметов во всем их разнообразии, в какие-руется многогранности реального существования в отличие от абстрактного изучения пред-метов.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному является общей формой движения научного познания - это отражение действительности в мысленные. Согласно этому методу процесс познания как бы распадается на два относительно самостоятельных этапа: первый этап - от чувственно-конкретного к его абстрактных определений; второй этап - восхождение от абстрактных определений объекта к конкретному в познании.

Анализ - метод исследования, состоящий в мысленном или практическом розчлену нии целого на составные части, каждая из которых анализируется отдельно в рамках единого целого.

Синтез - метод изучения объекта в его целостности, в едином взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку дает возможность совместить части предмета (объекта или явления), расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет (объект или явление) как единое эти-ле .

Анализ и синтез взаимосвязаны, они представляют собой единство противоположностей. В зависимости от уровня познания объекта и глубины проникновения в его сущность приме-ся анализ и синтез различного рода.

Прямой или эмпирический анализ и синтез используются на стадии поверхностно-го ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объективные и, выявления его свойств, проводятся простейшие измерения, фиксация без-посредственных данных, лежат на поверхности. Этот вид анализа и синтеза дает возможность поздна-ти явление, однако для проникновения в его сущность он недостаточен.

Обратная или теоретический анализ и синтез широко используются для вы-учение сущности изучаемого явления. Здесь операции анализа и синтеза базируются на некоторых теоретических рассуждениях, то есть предположениях и причинно-следственных связях различных явлений.

Глубоко проникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. При этом углубленно изучают причинно-следственные связи. Этот тип анализа и синтеза требует выделения в сложном явлении таких элементов, таких поле-цюгив, которые являются центральными, главными, что решающее влияние на все остальные стороны объекта.

Индукция - метод исследования, при котором общий вывод о признаках мно-жини элементов выводится на основе изучения этих признаков в части элементов одного множества.

Дедукция - метод логического вывода от общего к частному, то есть спо-чала исследуют состояние объекта в целом, а затем его составляющие элементы.

Метод идеализации - конструирование мысленно объектов, которых нет в действительности или которые практически невыполнимы. Цель идеализации - лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств и наделить (мысленно) эти объекты определенными нереальными и гипотетическими свойствами.

Формализация - метод изучения различных объектов путем отражения их структуры в знаковой форме с помощью искусственных языков, например, языком ма-тематики.

Исторический метод исследования является важным орудием познания общественных явлений и процессов. Его сущность заключается в изучении всех явлений и процессов в динамических ном развитии, становлении и в связи с конкретными этапами истории общества.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.160.19.155 (0.008 с.)