Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные принципы коррекционной работы при дизартрии.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные принципы коррекционной работы при дизартрии. 1.Работа всегда проводится комплексно с участием медиков и мер медицинского характера, которые включают медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, а также меры логопедического воздействия. 2.Очень важный принцип – это раннее начало восстановительной и коррекционной работы, что особенно важно при врожденных дизартриях и дизартрии при ДЦП. Работу возможно начинать уже до речевой период, до 1 года. 3. Работа по преодолению дизартрических расстройств всегда длительная, кропотливая, систематичная, регулярная. 4. Логопедическая работа направлена не только на коррекцию произношения, но и развитие и формирование всей психической деятельности ребенка и развитие всех других компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания). 5. Необходимо осуществлять индивидуальный подход и формировать мотивацию к занятиям. Курс логопедической работы длительный, занимает несколько лет. Поэтому нужно выстраивать целую систему взаимоотношений с ребенком и его семьей. Использовать методы стимуляции, заинтересовывать ребенка. Используются различные игровые приемы, меры поощрения, стимулирование волевых компонентов психики в стремлении к совершенствованию речи. Основные направления коррекционной работы: 1.Развитие фонематического внимания и восприятия (т.е. обучение умению различать и слышать звуки, отличать на слух правильное произношение от неверного, проводить фонематический анализ); 2.Формирование речевого дыхания. 3.Работа по преодолению нарушений голоса. 4.Работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией. 5.Развитие и формирование артикуляционной и мимической моторики. 6.Постановка звуков. 7.Развитие и формирование мелкой моторики рук. 8.Развитие и формирование общей моторики. 9.В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя параллельно ведется работа по этим направлениям. Основная цель: развитие коммуникации и возможности использования речи как средства общения и обучения. Правдина О.В. работу по преодолению дизартрии делит на три этапа. Первый этап. Подготовительный. Работа по преодолению дизартрии начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которые препятствуют правильному произношению: это преодоление обильного слюнотечения, пассивности мышц, недостатков фонематического внимания и восприятия и подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов.
Второй этап преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи, т.е. постановка звуков. Третий этап – включение ребенка в активное общение. Приемы коррекционной работы. Естественной тренировкой мышц оральной области является акт питания. Тренировке жевательных мышц, используя естественный процесс, следует уделять внимание с раннего возраста. Поэтому ребенка постепенно приучают есть и пить из ложки, пить из чашки, жевать сначала полутвердую, а затем более твердую пищу. У ребенка с дизартрией и с ДЦП следует уделять большое внимание нормализации процесса приема пищи. Следует специально обучать ребенка приемам жевания, особенно жевания с закрытым ртом, в этом положении у ребенка блокируются рефлекторные сосательные движения. Учат жевать попеременно правой и левой стороной рта. Преодоление слюнотечения. Следует обучать ребенка проглатывать слюну. С этой целью проводят массаж жевательных мышц, вызывать глотательные движения, запрокидывать голову назад и просят проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений некоторые авторы рекомендую на занятии давать ребенку булку или печенье и учат жевать перед зеркалом, чередую жевание и глотание. Ребенка учат произвольно закрывать рот за счет пассивных движений нижней челюстью, которые вначале выполняет логопед. Рука логопеда помещается под нижнюю челюсть, под подбородком, друга кладется на голову ребенка, путем легкого надавливания челюсти ребенка смыкаются. Затем это движение можно научить выполнять самого ребенка. Затем приучают выполнять это движение самостоятельно по команде: открой рот, закрой рот. Дети часто не могут контролировать саливацию, связи с тем, что не ощущают вытекания слюны изо рта. Уже в раннем возрасте следует обращать внимание ребенка на мокрый подбородок, регулярно вытирать его, воспитывают привычку пользоваться платком. Во время логопедических занятий необходимо напоминать о необходимости сглатывать слюну, делать остановку в упражнениях, чтобы ребенок успевал проглатывать и закреплять эту привычку. Для укрепления мышц можно проводить такие упражнения: предложить ребенку удержать зубами какой – либо безопасный предмет, кусок ткани, в то время как взрослый пытается его вытянуть.
Артикуляционная гимнастика. Это система специальных упражнений, направленная на развитие определенных мышц артикуляционного аппарата. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых упражнений в сложные артикуляционные уклады. Артикуляционная гимнастика может быть пассивной и активной. В случаях, когда степень проявления дизартрии выражена, парезы и параличи весьма существенны, ребенок не в состоянии самостоятельно выполнять артикуляционные движения работу начинают с пассивной гимнастики. В этом случае упражнения выполняет логопед с помощью рук, шпателя или логопедических зондов. При проведении артикуляционной гимнастики используется прием подражания, когда логопед показывает и объясняет, а ребенок пытается повторить. Например, для развития движений мышц рта и круговой мышцы рта можно применять трубочки разного диаметра. Ребенок охватывает трубку губами и старается удержать ее, препятствовать попыткам логопеда вытащить трубку изо рта. Учат ребенка пить через соломинку, удерживать губами леденцы. Также применяют традиционные упражнения для укрепления мышц рта. Эти движения порой представляют огромную трудность для ребенка с дизартрией и требуют предварительных пассивных упражнений (когда движения выполняет логопед), тренировки отдельно движений нижней и верхней губы. При проведении артикуляционной гимнастики обязательно включение зрительного анализатора. Гимнастика проводится сидя перед зеркалом. К выполнению пассивных упражнений можно привлекать ребенка. Постепенно от пассивной гимнастики переходят к активным упражнениям. Артикуляционную гимнастику с ребенком нужно проводить в игровой форме, подбирать понятные и доступные игровые и подражательные образы, использовать символические рисунки, что помогает запомнить упражнения, вызвать дополнительный стимул и интерес к занятиям. Подбор упражнений всегда индивидуален и зависит от того, какие мышцы и движения наиболее нарушены. Но существует общие принципы:
Критерии качества выполняемых упражнений:
-точность движений; -возможность удержания позы; -длительность удержания артикуляционной позы; -темп выполнения;
Панченко И.И. разработаны специальные комплексы артикуляционных упражнений для детей с ДЦП и дизартрией см в приложении книги Смирновой И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП» и артикуляционная гимнастика по ХватцевуМ.Е. (в той же книге). Логопедический массаж. Основные принципы коррекционной работы при дизартрии. 1.Работа всегда проводится комплексно с участием медиков и мер медицинского характера, которые включают медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, а также меры логопедического воздействия. 2.Очень важный принцип – это раннее начало восстановительной и коррекционной работы, что особенно важно при врожденных дизартриях и дизартрии при ДЦП. Работу возможно начинать уже до речевой период, до 1 года. 3. Работа по преодолению дизартрических расстройств всегда длительная, кропотливая, систематичная, регулярная. 4. Логопедическая работа направлена не только на коррекцию произношения, но и развитие и формирование всей психической деятельности ребенка и развитие всех других компонентов речи (словаря, грамматического строя, связного высказывания). 5. Необходимо осуществлять индивидуальный подход и формировать мотивацию к занятиям. Курс логопедической работы длительный, занимает несколько лет. Поэтому нужно выстраивать целую систему взаимоотношений с ребенком и его семьей. Использовать методы стимуляции, заинтересовывать ребенка. Используются различные игровые приемы, меры поощрения, стимулирование волевых компонентов психики в стремлении к совершенствованию речи. Основные направления коррекционной работы: 1.Развитие фонематического внимания и восприятия (т.е. обучение умению различать и слышать звуки, отличать на слух правильное произношение от неверного, проводить фонематический анализ); 2.Формирование речевого дыхания. 3.Работа по преодолению нарушений голоса. 4.Работа над просодической стороной речи: темпом, ритмом, интонацией.
5.Развитие и формирование артикуляционной и мимической моторики. 6.Постановка звуков. 7.Развитие и формирование мелкой моторики рук. 8.Развитие и формирование общей моторики. 9.В случае выявленных нарушений словарного запаса, грамматического строя параллельно ведется работа по этим направлениям. Основная цель: развитие коммуникации и возможности использования речи как средства общения и обучения. Правдина О.В. работу по преодолению дизартрии делит на три этапа. Первый этап. Подготовительный. Работа по преодолению дизартрии начинается с преодоления наслоений и вторичных явлений, которые препятствуют правильному произношению: это преодоление обильного слюнотечения, пассивности мышц, недостатков фонематического внимания и восприятия и подготовка мышц к формированию артикуляционных укладов. Второй этап преодоление основного нарушения – фонетических недостатков речи, т.е. постановка звуков. Третий этап – включение ребенка в активное общение.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.82 (0.011 с.) |