Приемы коррекционной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы коррекционной работы.



Естественной тренировкой мышц оральной области является акт питания. Тренировке жевательных мышц, используя естественный процесс, следует уделять внимание с раннего возраста. Поэтому ребенка постепенно приучают есть и пить из ложки, пить из чашки, жевать сначала полутвердую, а затем более твердую пищу. У ребенка с дизартрией и с ДЦП следует уделять большое внимание нормализации процесса приема пищи. Следует специально обучать ребенка приемам жевания, особенно жевания с закрытым ртом, в этом положении у ребенка блокируются рефлекторные сосательные движения. Учат жевать попеременно правой и левой стороной рта.

Затормаживание непродуктивных рефлексов и преодоление гиперефлексии.

Затормаживание задержанных рефлексов важно в том случае, когда у ребенка более старшего возраста наблюдаются ранние рефлексы. К таким рефлексам относят сосательный рефлекс. Используют прием механического препятствия для ненужного движения. Например, мышцы рта логопед фиксирует руками, фиксирование непроизвольных движений языка производят с помощью шпателя, или прикусывания языка зубами, снятие содружественных движений подбородка фиксируется рукой логопеда. Рефлекс взаимосвязи движений рта и руки может быть заторможен путем фиксирования рук ребенка рукой логопеда при проведении артикуляционной гимнастики.

Одновременно вырабатывают способность произвольного управления своими мышцами. Перед ребенком ставят цель, призывают контролировать движения, используют зрительный контроль, поощряют малейшие успехи. Торможение рефлексов в оральной области очень затруднено, так это зона жизненно важна и чувствительна. В оральной зоне весьма развита не только мышечная система, но и все виды чувствительности: термическая, вкусовая, тактильная.

Затормаживание кашлевого или рвотного рефлекса.

Наличие гиперефлексии и появление рвотного рефлекса весьма осложняют работу логопеда. В некоторых случаях рвотный рефлекс возникает у ребенка даже при попытках активных артикуляционных движений губами и делает невозможным использование шпателя, зонда. Нормализация рефлекса возможна как психологически, так и физиологически. Психологическая корректировка предполагает снятие страха, напряженности, волнения, расположения ребенка, ласковое обращение, понимание его проблем.

Для снятия рвотного рефлекса логопед проводит специальную тренировку. Опытным путем определяется граница рвотного рефлекса. Вначале на наружной поверхности лица, затем на языке.

Пальцем производят надавливающие движения по направлению от мочки уха к границе рефлекса, затем отступающие движения назад, постепенно граница рефлекса отодвигается. Такие же упражнения с помощью зонда или лучше чайной ложки проводят на языке, начиная с кончика и постепенно раз за разом продвигая к середине и задней части спинки языка, производят поглаживающие или легкие надавливающие движения. Все манипуляции сопровождают спокойной отвлекающей речью. (Сказки про язычок). При возникновении рвоты не ругать, но и не жалеть ребенка. (Нужно быть готовым к появлению рвоты, но не провоцировать ребенка). Не следует заниматься артикуляционными упражнениями непосредственно после приема пищи.

Преодоление слюнотечения.

Следует обучать ребенка проглатывать слюну. С этой целью проводят массаж жевательных мышц, вызывать глотательные движения, запрокидывать голову назад и просят проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений некоторые авторы рекомендую на занятии давать ребенку булку или печенье и учат жевать перед зеркалом, чередую жевание и глотание.

Ребенка учат произвольно закрывать рот за счет пассивных движений нижней челюстью, которые вначале выполняет логопед. Рука логопеда помещается под нижнюю челюсть, под подбородком, друга кладется на голову ребенка, путем легкого надавливания челюсти ребенка смыкаются. Затем это движение можно научить выполнять самого ребенка. Затем приучают выполнять это движение самостоятельно по команде: открой рот, закрой рот.

Дети часто не могут контролировать саливацию, связи с тем, что не ощущают вытекания слюны изо рта. Уже в раннем возрасте следует обращать внимание ребенка на мокрый подбородок, регулярно вытирать его, воспитывают привычку пользоваться платком.

Во время логопедических занятий необходимо напоминать о необходимости сглатывать слюну, делать остановку в упражнениях, чтобы ребенок успевал проглатывать и закреплять эту привычку. Для укрепления мышц можно проводить такие упражнения: предложить ребенку удержать зубами какой – либо безопасный предмет, кусок ткани, в то время как взрослый пытается его вытянуть.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.004 с.)