Обучение регуляции тонуса мышц и произвольному расслаблению. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение регуляции тонуса мышц и произвольному расслаблению.



Ребенка обучают приемам произвольного расслабления – релаксации. Тренировку начинают с общей релаксации, учат произвольно расслаблять мышцы рук ног, затем головы шеи. Развивают способность различения напряжения и расслабления и регуляции по инструкции. Упражнения проводят в игровой форме.

Существуют методы медикаментозного воздействия, например втирание в кожу анестезирующих средств или локальной гипотермии с помощью ледяной крошки. Но эти меры должны проводиться медицинскими работниками. Очень эффективны для расслабления приемы поглаживания, вибрации и другие приемы расслабляющего массажа. С этой же целью могут использоваться приемы точечного массажа. Эта работа должна проводиться логопедом после получения консультации у невропатолога и врача лечебной физкультуры.

Формирование навыков управления дыханием.

Используют общеизвестные методики формирования речевого дыхания (Белякова Л.И.) сочетают работу с голосовыми упражнениями.

Для развития афферентной проприоцептивной чувствительности применяют прием раздражения определенных зон шпателем и или зондом. Логопед прикасается к определенным зонам (например, кончику языка или задней части спинки языка зондом или шпателем), тем самым вызывая чувствительность этой зоны, сопровождая объяснением. «Давай погладим кончик языка» «Давай покусаем кончик языка зубками». У ребенка постепенно образуется связь между ощущением и словесным обозначением, что постепенно формирует умение выполнять действия по словесной команде. Раздражение шпателем задней части спинки языка может вызвать кашлевый рефлекс.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба.

Рекомендуются следующие упражнения:

  • Позевывание с открытым ртом
  • Произвольное покашливание, покашлять с высунутым языком
  • Иммитировать полоскание горла с запрокинутой головой
  • Полоскать горло густой съедобной жидкостью: кисель, йогурт, сок с мякотью
  • Глотать воду маленькими глоточками
  • Надувать щеки с зажатым носом
  • Медленно многократно произносить звуки К Г Т Д
  • Подражать мычанию, стону, свисту.
  • Запрокидывать голову с преодолением сопротивления (взрослый держит руку на затылке ребенка
  • Опускать голову с преодолением сопротивления (взрослый держит руку на лбу ребенка)
  • Выдвигать язык изо рта и втягивать в рот с преодолением сопротивления (взрослый удерживает язык ребенка)
  • Произносить гласные звуки А Э И О У на твердой атаке
  • Надувать резиновые игрушки или мыльные пузыри.

Артикуляционная гимнастика.

Это система специальных упражнений, направленная на развитие определенных мышц артикуляционного аппарата.

Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых упражнений в сложные артикуляционные уклады.

Артикуляционная гимнастика может быть пассивной и активной. В случаях, когда степень проявления дизартрии выражена, парезы и параличи весьма существенны, ребенок не в состоянии самостоятельно выполнять артикуляционные движения работу начинают с пассивной гимнастики. В этом случае упражнения выполняет логопед с помощью рук, шпателя или логопедических зондов. При проведении артикуляционной гимнастики используется прием подражания, когда логопед показывает и объясняет, а ребенок пытается повторить.

Например, для развития движений мышц рта и круговой мышцы рта можно применять трубочки разного диаметра. Ребенок охватывает трубку губами и старается удержать ее, препятствовать попыткам логопеда вытащить трубку изо рта. Учат ребенка пить через соломинку, удерживать губами леденцы. Также применяют традиционные упражнения для укрепления мышц рта. Эти движения порой представляют огромную трудность для ребенка с дизартрией и требуют предварительных пассивных упражнений (когда движения выполняет логопед), тренировки отдельно движений нижней и верхней губы.

При проведении артикуляционной гимнастики обязательно включение зрительного анализатора. Гимнастика проводится сидя перед зеркалом. К выполнению пассивных упражнений можно привлекать ребенка. Постепенно от пассивной гимнастики переходят к активным упражнениям.

Артикуляционную гимнастику с ребенком нужно проводить в игровой форме, подбирать понятные и доступные игровые и подражательные образы, использовать символические рисунки, что помогает запомнить упражнения, вызвать дополнительный стимул и интерес к занятиям. Подбор упражнений всегда индивидуален и зависит от того, какие мышцы и движения наиболее нарушены. Но существует общие принципы:

  • От более простых упражнений к более сложным; от пассивных к активным.
  • Любое упражнение можно разбить на ряд составляющих более простых элементарных. Например, упражнение КОВШИК. Вначале нужно научить удерживать рот в открытом состоянии, язык пассивно лежит на дне полости рта. Затем научить высовывать язык изо рта. Затем, когда эти этапы отработаны научить поднимать и загибать края языка.
  • Постепенное увеличение нагрузки начинают с одного двух, затем прибавляют. Дозировка упражнения должна быть строго индивидуальной и не должна доводить орган до переутомления.
  • Сочетание статических и динамических упражнений;
  • Упражнения вначале всегда выполняются и разучиваются в медленном темпе, по мере необходимости темп увеличивают;
  • Необходимо придерживаться принципа регулярности и системности, последовательности Артикул. Гимн. должна проводиться ежедневно, лучше 2 раза в день утром и вечером. У детей с дизартрией сформированные двигательные навыки быстро угасают, поэтому требуется регулярное закрепление и повторение.

Критерии качества выполняемых упражнений:

-точность движений;

-возможность удержания позы;

-длительность удержания артикуляционной позы;

-темп выполнения;

  • плавность выполнения упражнений;
  • переключаемость
  • возможность перехода от одной позы к другой.
  • симметричность выполнения упражнений;
  • объем движений;

Панченко И.И. разработаны специальные комплексы артикуляционных упражнений для детей с ДЦП и дизартрией см в приложении книги Смирновой И.А. «Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП» и артикуляционная гимнастика по ХватцевуМ.Е. (в той же книге).

Логопедический массаж.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.37.68 (0.004 с.)