Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средневековая культура Западной Европы
Мир средневековой западноевропейской культуры представлял собой результат слияния разных культур — античной греко-римской и варварской, носителями которой были европейские племена, находившиеся на стадии разложения первобытно-общинного строя. В культуре средневековой Европы выделяются три периода: l культура раннего Средневековья — 5-10 вв. l культура классического Средневековья — 11-14 вв. l культура позднего Средневековья — 15-17 вв. Последний период, в силу исключительности характерных для него культурных явлений, выделяют в самостоятельный этап - Возрождение (Ренессанс). Важнейший и общий для всех этапов фактор, влиявший на культурную жизнь общества — христианская церковь. Церковь учила, что человек от природы слаб и склонен к греху; поэтому без помощи церкви он не может получить спасение: именно церковь и только она есть необходимый посредник между Богом и человеком. Спасение было обещано всем, кто следовал христианским заповедям и тем самым приближался к Христу. Однако Господь - главная ценность мира - находился за границей реального бытия, поэтому люди считали себя странниками на земле, цель жизни которых - достичь обители Бога. Ориентация на человека объявлялась неверной, поскольку любой человек являлся частью всего лишь земного, а не божественного мира. Отсюда и земные блага выступали не самоцелью, а средством для культивирования ценностей неземных. Провозглашался культ аскетизма, также желательной линией поведения становилось стремление к самопожертвованию во имя веры - важнейшие черты средневековой христианской культуры. Христианство стало официальной религией в Римской империи в четвертом веке до н.э. После раздела империи христианство одинаково утвердилось утвердилось и в Западной, и в Восточной ее частях. Однако между Западной (западноевропейской) и Восточной (византийской) церквями постепенно накапливались разногласия. В 1054 г. произошло окончательное разделение Западной и Восточной церквей на католическую и православную (ортодоксальную). Формальным поводом для разделения церквей явился теоретический спор о филио-кве — вопрос о том, от кого исходит Дух Святой. Западная (католическая) церковь утверждала, что Дух Святой исходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына, совечных и соравных друг другу. Восточная (православная) настаивала, что источник Бога Духа — только Бог-Отец. Разделение церквей, берущее начало в эпоху Средневековье, сохраняется и в современном мире.
Раннее Средневековье Наиболее прямое и сильное влияние на жизнь общества христианство оказывало в раннее средневековье. В Западной Европе церковь заняла особое положение, при котором римский папа обладал важными политическими полномочиями. Римские епископы, с четвертого века именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции. Они утверждали королей и императоров в их сане, они же могли предать их анафеме и отлучить их от церкви — в раннехристианской Европе это было страшным наказанием. Ко времени раннего Средневековья относится возникновение ересей — от греческого hairesis — особое вероучение. Наиболее широко распространенными были несторианство, сторонники которого отрицали догмат о божественной сущности Христа, и монофизитство, которое, напротив, видело в Христе только Бога, и отрицало в нем человеческую природу. Для борьбы с ересями была учреждена инквизиция — от латинского ingusitio — розыск, которая действовала как церковный суд. Огромную роль в раннехристианской Европе играли монастыри — центры культурной жизни, определявшие систему образования. Наиболее известные монашеские ордена - доминиканский и францисканский. При крупных монастырях создавались школы, в которых преподавались «семь свободных искусств» - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Были и низшие церковные школы, в которых учили молитвам, церковному пению, латыни, письму и таблице умножения. Светских школ почти не было. Мало было и учебников: книги писались от руки и стоили чрезвычайно дорого. Низким был уровень грамотности.
В раннее Средневековье изобразительные искусства полностью подчинялись идее божественного служения. Самым популярным художественным стилем был романский — стиль крепостной архитектуры.
Норманнская крепость, строители неизвестны, 10-11 вв., север Франции
Для романского стиля характерны суровая массивность форм, узкие оконные проемы, высокие башни, росписи, рельефы, отказ от реализма в трактовке природы и изображении человеческого тела, плоскостное двухмерное изображение, нарушение пропорций фигур.
Собор св. Патрика, 8-9 вв., Ирландия, романский стиль Классическое Средневековье Церковь по-прежнему определяла общественную идеологию. Уже обладая огромными богатствами, она продолжала увеличивать их, в частности, продавая индульгенции — свидетельства об отпущении грехов — полном или частичном. Оставались сильными и ее позиции в образовании, однако ее прежняя полная монополия в этой сфере была нарушена. Это связано с появлением светских школ, особенно распространенные в Англии. 10-11 веках появляются первые университеты. Все университеты имели в своем составе четыре факультета — философский (или богословский), юридический, медицинский и подготовительный (артистический, так как на нем преподавали «семь свободных искусств»). Преподавание во всех западноевропейских странах велось на латыни; упор делался на теоретические дискуссии, а опыт, как метод познания, недооценивался. Главной целью науки — схоластики считалось не преобразование природы, а стремление понять сотворенный Богом мир. Тем не менее, развивались и естественнонаучные знания — химия, физика, астрономия. Этому способствовал рост городов и появление городской культуры, гораздо более светской по характеру. Как итог - складываются новые литературные жанры - ученая поэзия, поэзия вагантов, лирика трубадуров, новый сладостный стиль, хроники, рыцарская литература, куртуазная повесть и роман. Развивается жонглерное и светское театральное искусство (моралите, фарс). Жонглеры выступали на ярмарках, свадьбах, крестинах и пользовались большой популярностью в народе. Впервые ставятся первые пьесы на родных языках. Театральные действия стали разыгрываться уже не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а сюжеты для представлений все чаще брались из обыденной городской жизни. Основным художественным стилем становится готический, появившийся в 12 веке. Основные черты готического стиля в архитектуре — тонкие стены, не являющиеся больше несущими элементами конструкции, стрельчатые арки, опирающиеся на столбы, гигантские ажурные башни, огромные окна с многоцветными витражами, изогнутые статуи, сложный орнамент, устремленность здания ввысь, к Богу. Кентерберийский собор, строители неизвестны, с 12 в., Англия, Кентерберри В скульптуре и живописи готический стиль проявился в большем, чем раньше, реализме в изображении, расширении интереса к окружающему миру и природе, в стремлении показать богатство переживаний и тонкость чувств человека. Ярче и богаче становилась гамма красок, и все отчетливее сказывалось влияние античности. Итак, средневековая культура заложила фундамент для формирования западноевропейского типа цивилизации на основе христианских ценностей и привела к появлению блестящей культуры эпохи Возрождения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.006 с.) |