Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировые и национальные религии
Для понимания особенностей культурного развития любого народа необходимо знакомство с его религиозными воззрениями. Это определяется тем, что религии выступали в качестве стержня народной культуры в прошлом, и продолжают играть исключительно важную роль в современном мире. Религия — один из ведущих факторов развития человечества. В рамках этой темы изучаются основные положения мировых и национальных религий, закономерности в их развитии. Также материал о религиях и влиянии религий на другие сферы культуры содержится в лекции 2: «Первобытная культура. Культура цивилизаций Древности» и лекции 3: «Мировая культура в эпоху Средневековья». Термин «религия» происходит от латинского religio, что означает святыня, предмет культа, связь. Религию определяют как мировоззрение, мироощущение и поведение, в основе которых лежит вера в существование бога или богов, т.е. вера в сверхъестественное. В основании всех религий можно увидеть две основные идеи: l веру в то, что гибель живого существа не означает конца существования: другая, особая жизнь возможна и после смерти; l веру в то, что справедливость, почти не достижимая в реальном мире, при жизни, обязательно восторжествует в мире потустороннем, после смерти. Исторические формы развития религии: l племенные — магия, тотемизм, фетишизм, анимизм; l национально-государственные (этнические); l мировые. Национальные религии распространены, как правило, в пределах одного народа. К ним, в частности, относятся индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм. Мировые религии не имеют государственных и этнических ограничений и распространены в разных странах. К мировым религиям относятся буддизм, христианство, ислам. Это наиболее важные религии в современном мире, число их последователей составляет основную массу населения Земли. Религии делятся на учительские — имеющие основоположника, учителя, и народные, когда невозможно указать конкретного основателя, пророка. С точки зрения объекта обожествления — выделяют религии политеистические — это поклонение многим богам (политеизм, многобожие, язычество), и религии монотеистические (монотеизм). Национальные религии Индия: Индуизм — национальная религия в Индии. Это одна из наиболее крупных в мире по числу последователей религия, в настоящее время число индуссов составляет около одного миллиарда человек. Начало индуизма относят ко второму тысячелетию до н.э. Первый этап в его развитии принято обозначать как ведический — по названию священных книг Вед, которые, как полагали жители древней Индии, были даны людям самими богами. Веды включали религиозные гимны, молитвенные формулы, магические заклинания. Число божеств в ведийской религии очень велико — многие сотни, это политеистическая религия. Высшие боги отличались бессмертием и всемогуществом, и были во многом похожи на людей — могли быть злыми и благосклонными, хитрыми и простодушными. Самыми популярными богами были покровитель воинов Индра, кровожадный и мстительный Рудра, добрые братья Асвины, умевший принимать любой облик Вишну, бог мертвых Яма, бог жрецов и молитвы Брахма.
Значение Брахмы от века к веку усиливалось и в первом тысячелетии до н.э. он стал почитаться как единственный устроитель вселенной, царь всех богов. По имени Брахмы древнеиндийскую религию в этот период называют брахманизмом. Брахманы учили, что жизнь человека с самого рождения сопряжена со страданием, поэтому смерть является освободительницей для людей, помогая им перейти «из тьмы в свет». Брахманы же разработали учение о переселении душ. После смерти, утверждали они, люди вновь рождаются на Земле в новом облике. Брахманы сформулировали идею сансары — бесконечного круговращения жизни, и кармы - новый облик человека зависит от его прежних поступков, а современные действия человека предопределят его будущее перевоплощение. В 8 в. до н.э. на основе этих религиозных идей возник джайнизм. В основе его лежало представление о том, душа всегда привязана к телу, а совместным продуктом их деятельности является карма. Будущая судьба души зависит от поступков: грех может низвести человека до перехода в неживую материю, добродетель — возвысить до воплощения в божестве, но лучшим исходом является уничтожение кармы, так как это освобождает душу от рабства телесного существования. Это освобождение есть состояние нирваны.
Китай: Конфуцианство — национальная религия в Китае. Основоположником ее был Кун Фу Цзы, а в европейской транскрипции — Конфуций, живший в 6-5 вв. до н.э. Уже в детстве он обнаружил тягу к знаниям, хорошо разбирался в обрядах и церемониях, с любовью и уважением относился к старшим. Он записал старинные обычаи, традиционные нормы поведения, принципы этики. Книги, составленные Конфуцием и его учениками, уже в древности считались священными, единственным источником мудрости. Главное внимание Конфуция было обращено на проблемы нравственности и взаимоотношения человека и общества. Важнейшая добродетель человека, утверждал он, это почитание родителей и старших и послушание им, поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, гласила: «почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни». Суть второй заповеди — необходимость для всех исполнять «ритуал», т.е. следовать установленным в обществе правилам и обрядам. Только в этом случае, считал Конфуций, в государстве может быть покой, порядок и благополучие. Государство он определил как высшую общественную ценность, поэтому все усилия народа должны быть сконцентрированы на том, чтобы государство существовало и процветало. Во 2 в. до н.э. конфуцианство становится государственной религией в Китае. Особенность конфуцианства в том, что в рамках его не существовало особой касты жрецов. Все религиозные церемонии выполняли государственные чиновники, особо важные — сам император. Конфуцианство унаследовало от древних народных культов веру в существование многих богов, таким образом, это — политеизм. Даосизм — другая национальная религия Китая —также возник на рубеже 6 5 вв. до н.э. Его основатель Лао Цзы, автор знаменитой книги «О Дао и Дэ». «Дэ» означает достоинство человека, а «Дао» является ведущим понятием даосизма, давшее название всей религии. Дао определяют как основной принцип всего существующего, универсальный закон, по которому развивается вся Вселенная и сам человек. Изменить дао невозможно, поэтому удел человека — просто созерцать жизнь и стараться постичь дао. Таким образом, Лао Цзы сформулировал «теорию недеяния» - важнейший принцип даосизма. По отношению к божественному началу в мире позиция даосизма была такой: существование богов не отрицалось, но сами боги считались порождением Дао. Япония: Синтоизм — национальная религия Японии, в переводе с японского означает путь богов - синто, или ками. У синтоизма нет основателя, это — народная религия. В синтоизме нет и священного писания, утвержденного церковью в качестве канона, а основной книгой является «Кодзики» - «Записки о делах древности», составленная придворным летописцем Ясумаро в начале 8 в. н.э. В синтоизме нет системного вероучения, а основные его положения сводятся к следующему: Все сущее является результатом саморазвития мира; мир появился сам по себе, он хорош и совершенен; регулирующая сила бытия исходит из самого мира, а не от какого-то верховного и внешнего по отношению к миру божества; все мироздание едино, все мироздание живое; природа прекрасна и божественна сама по себе в каждой своей точке; мир богов и мир человека не имеют четких границ, так как человек является прямым потомком богов, и душа его после смерти уходит в мир высших - «ками». Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов, главным божеством является богиня Солнца Аматэрасу.
Иран: Зороастризм — национальная религия Древнего Ирана. Ее основатель — пророк Заратуштра, или, в европейской транскрипции — Зороастр, живший в середине первого тысячелетия до н.э. Он учил, что в основе мира лежит нескончаемая борьба между добром и злом, добро представлено милосердием, честностью, теплом, светом, а зло — холодом, бедностью, грехами, болезнями; божество добра — Ахурамадзе, носитель зла — Анриман. Долг человека — стремиться к добру и отвергать зло. Все мужчины и женщины несут одинаковую ответственность за свой выбор. Каждый человек должен следить за правильностью своих мыслей, слов и дел. В будущем каждого человека будут судить по тому, как он распорядился своей свободной волей: праведники попадут в рай, грешники — в ад. Важнейшим обрядовым элементом зороастризма было поклонение огню. Священным писанием зороастризма является «Авеста», впервые записанная в 3 в. н. Израиль: Иудаизм — национальная религия Древнего Израиля, возникла во втором тысячелетии до н.э. Иудаизм — это первая в истории монотеистическая религия. Название ее происходит от названия одного из наиболее крупных еврейских племен — племени Иуды. Основные положения иудаизма сводятся к следующему. Есть Бог, он один, и только ему надо молиться. Его имена Яхве, или Иегова, что означает «сущий», «существующий». Бог — без начала и конца, он бестелесен. Он создал Вселенную и управляет ею. Он справедлив и беспощаден, и существует награда добрым и наказание злым. Воскресение из мертвых — истина, и загробная судьба человека находится в зависимости от его поступков при жизни. Бог внимателен как к судьбе каждого человека, так и каждого народа. В качестве «своего» народа Бог избрал еврейский народ. Эта идея обусловила стремление к этнической самоизоляции и сделала невозможным превращение иудаизма в мировую религию. Нравственный идеал основывается на знаменитых 10 заповедях, которые, согласно концепции иудаизма, были даны пророку Моисею самим Богом, и известны как «Завет». Суть их следующая: не поклоняйся другим богам; не делай изображения Бога; не клянись именем Бога; помни день субботний, чтобы думать о Боге; чти отца и матерь твою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не завидуй. Священное писание в иудаизме — Танах, известное в христианстве как «Ветхий Завет». Язык Танаха — иврит, первые записи текстов относятся ко второму тысячелетию до н.э. Наиболее важной частью Танаха являются его первые пять книг, известные как Тора - «Закон». Другая важнейшая книга в иудаизме - Талмуд, это толкование Танаха.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 3793; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.006 с.) |