Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные функции государства в смешанной экономике.↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Все экономические системы, которые существуют в реальном мире являются смешанными (с усиленным влиянием государства или рынка). В таких системах государство и рыночная система делят между собой ответственность за выполнение пяти экономических функций:
Данные экономические функции способствуют укреплению и упрощению работы рыночной системы, модифицируют чистый капитализм в направлении достижения экономических и социальных целей общества. В ходе макроэкономического регулирования государство выполняет следующие экономические функции:
5. Объекты и субъекты государственного регулирования. К основным объектам, на которые направлено воздействие государства, относятся: • секторальная, отраслевая, региональная, воспроизводственная и социальная структуры хозяйства; • экономический цикл;• занятость; • уровень жизни; • образование и подготовка кадров; • денежное обращение; • НИОКР и инвестиции; • платежный баланс; • социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения; • окружающая среда; • цены, антиинфляционные процессы; • государственный сектор экономики; • финансовые ресурсы и межбюджетные отношения; • процессы разгосударствления, приватизация, демонополизация; Объектами государственного воздействия на экономику являются те условия, процессы и отношения, происходящие в сфере общественного воспроизводства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. По уровню решаемых задач можно выделить следующие объекты государственного воздействия: • общехозяйственные процессы – экономический цикл, денежное обращение, занятость, • крупные секторы экономики – промышленность, строительство, сельское хозяйство, инфраструктура, финансовая сфера; • отрасли и корпорации; • комплексное развитие регионов страны. Объектами внешнеэкономического регулирования могут быть условия международной торговли, движение капитала и рабочей силы, валютные отношения, участие в международных экономических организациях. Объектом государственного регулирования являются и социальные отношения, в первую очередь отношения между работодателями и лицами, работающими по найму, мелкое и среднее предпринимательство, а также сфера социального обеспечения. Главный предмет государственного воздействия в долгосрочном аспекте – рост национального богатства и национального имущества, в среднесрочном аспекте – экономический цикл, в краткосрочном аспекте – хозяйственная конъюнктура. Суть регулирующих мероприятий по отношению к этому предмету состоит в том, чтобы во время кризиса и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость, экспорт товаров и услуг, приток иностранного капитала и туристов, а в период крутого подъема – сдерживать экономический рост.. В рамках общей задачи регулирования экономического цикла необходимо рассматривать и его конкретные структурные составляющие, в качестве которых выступают: отраслевая и территориальная структура производства, накопление капитала, занятость населения, состояние платежного баланса, инфляция, цены и пр. Важнейшим объектом государственного регулирования является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли во всех случаях служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектов хозяйства. Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основное направление регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно занимается оперативным и стратегическим регулированием оно осуществляется путем воздействия на экспорт и импорт, движение капитала, повышение и понижение курсов национальных валют. Субъектамигосударственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы власти. В условиях РФ это: Государственная Дума, Совет Федерации, Правительство, Президент РФ, Конституционный суд РФ, Государственный Совет при Президенте (совещательный орган). К субъектам относятся также региональные органы власти.Важным наднациональным субъектом государственного регулирования выступают сейчас группы стран, объединенные не только общими целями регулирования национальных экономик, но и применяющие общие механизмы регулирования. Например, в рамках такой мощной интеграционной системы, как Европейский Союз (ЕС), применяется единая валюта. В России с начала рыночных преобразований к национальным и региональным субъектам государственного регулирования присоединились международные организации, часто определяя условия предоставления и использования кредитов. Это, прежде всего, Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и др. 6. Формы и методы государственного регулирования. Методы государственного воздействия на экономику подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования, как отмечалось ранее, в основном связаны с использованием административных средств воздействия на экономические отношения. Эти средства характеризуются непосредственным властным воздействием государственных органов на регулируемые отношения и поведение соответствующих субъектов. Прямой характер применяемых при государственном регулировании административных средств выражается в принятии субъектом управления в рамках компетенции управленческого решения в виде правового акта управления, юридически обязательного для адресата и содержащего прямое предписание императивного (директивного) характера на совершение определенных действий. При этом используются как меры убеждения, так и меры принуждения. К прямым методам государственного регулирования относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование отдельных видов и т. д. Косвенные методы государственного регулирования основываются на экономических средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности. Они опосредованно через экономические интересы без прямого властного воздействия отражаются на поведении участников экономических отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством материальных стимулов, таких как материальное поощрение и ответственность. К экономическим средствам относятся прежде всего средства денежно-кредитной и бюджетной политики, косвенное планирование, инструменты ценообразования и др. Самостоятельную группу средств государственного регулирования экономики образуют так называемые правовые средства. К числу правовых средств относятся такие широко применяемые инструменты, как договор, имущественная ответственность, юридическое лицо и др. Указанные и иные правовые средства широко применяются не только во взаимоотношениях между субъектами предпринимательской деятельности в пределах гражданско-правовых отношений, но и при государственном регулировании экономики и предпринимательской деятельности. Средства административного регулирования (прямые методы государственного регулирования) в сфере экономики чрезвычайно разнообразны. Среди них следует назвать разрешение совершения определенных действий, например лицензирование; обязательные предписания совершения каких-либо действий; регистрация определенных действий; установление квот и других ограничений; применение мер административного принуждения; т. д. Одними из характерных средств государственного регулирования предпринимательской деятельности и экономики в целом являются лицензирование и система налогообложения. Формы государственного регулирования экономики Прежде всего, важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики. Прямое вмешательство. Во всех промышленно развитых странах существует более или менее значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его размеры могут служить критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает государство владельцем части общественного капитала. Косвенное регулирование экономики со стороны государства осуществляется через экономическую политику. Под экономической политикой понимают совокупность проводимых государством мероприятий, посредством которых, используя соответствующие инструменты, государство воздействует на экономический процесс для достижения поставленных целей. В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть непосредственно направлены на: – регулирование инвестиционного процесса, достижение равновесия между сбережениями и инвестициями; – стимулирование спроса; – регулирование рынка труда, обеспечение высокого уровня занятости; – воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на некоторые специфические товары; – поддержку устойчивого экономического роста; 7. Сущность государственной экономической политики и ее связь с государственным регулированием. Важнейшую роль в государственном управлении экономикой играет проводимый властями, органами управления экономический курс, в котором находит свое выражение экономическая политика. Благодаря наличию и реальному воплощению экономической политики государству удается о существлять целенаправленную программу действий, проводить стабильную линию экономического поведения.Экономика любой страны подчинена прежде всего объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично. Во многом ее траектория движения зависит от устремлений и воли главных действующих субъектов: организаций, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу. Самыми обширными возможностями обладает в этом отношении государство в лице правительства в широком смысле слова, т.е. всех ветвей государственной власти.Правительство, будучи главным кормчим экономического корабля страны, избирает курс, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально- экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство о существляет, проводит выработанную им экономическую политику. Таким образом, экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально- экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать Цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально- экономических установок государства является правительство, в государственной экономической политике находят отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми связано. Граждане способны воздействовать на экономическую политику в той мере, в какой они могут влиять на правительство. Во многом экономическая политика государства ситуационно обусловлена в том смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обстоятельствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой — состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги. Экономика стран развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макро экономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 1936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.01 с.) |