Государственное регулирование территориального развития РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное регулирование территориального развития РФ.



Регулирование территориального развития – это специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющего главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Такие действия могут осуществляться локально, местными сообществами в форме самоуправления, регионально – органами, представляющими интересы крупных территориальных единиц, и общегосударственно – в масштабах всей страны. Соответственно меняются объект и субъект регулирования, но идеологические доминанты на всех уровнях остаются прежними: социальная ориентация, устойчивость и сбалансированность.

федеральный реальный центр представлен как минимум тремя субъектами рассматриваемых отношений:

• федерация республик, краев, областей, городов федерального значения и автономных округов, реализовывающая свои интересы через высшие законодательные органы и через результаты их деятельности – федеральные законы;

• Президент РФ, издающий указы;

• Правительство РФ и его министерства, принимающие соответствующие решения и подкрепляющие их определенными финансовыми ресурсами, реализующие нормативные акты, принимаемые Федеральным собранием РФ и Президентом РФ. Цели и принципы государственной селективной поддержки регионов Чаще всего на федеральном уровне регулирование территориального развития осуществляется в виде государственной селективной поддержки отдельных регионов. Под поддержкой понимаются специально организуемые органами государственной власти действия политического, правового, социального, финансового, экономического или иного характера, имеющие своей целью: • стимулировать (в том числе ресурсно) развитие тех территорий, которые по объективным причинам не могут функционировать в режиме саморазвития; • активизировать и ресурсно поддерживать социальную мобильность населения отдельных регионов (направленная миграция);

 

26. Государственное регулирование оборонно-промышленного комплекса.

В России реформирование ОПК началось в 1991 г. фактически вне рамок нормативно-правового поля. Буквальное следование лозунгу "Разрешено все, что не запрещено законом" привело к ликвидации крупных производственных объединений, разрыву связей между сборочными предприятиями и профильными КБ, попаданию в зависимость от зарубежных конкурентов или банкротству целого ряда стратегически важных предприятий второго и следующих уровней кооперации. Ликвидировав советскую систему управления, государство лишилось реальных рычагов регулирования подчас стихийно протекающих процессов.

Эффективная работа предприятий отечественного ОПК практически невозможна сегодня без кардинального пересмотра нормативно-правовой базы, особенно в области государственной поддержки и функционирования формируемых интегрированных структур. Для сложившихся в стране реальных условий деятельности оборонных предприятий, характеризуемых переходом к рыночным условиям хозяйствования и наличием мощного государственного сектора, оптимальной представляется трехуровневая система управления (с четким разделением функций):

Первый уровень - уровень государственного управления.

Второй уровень - уровень корпоративного управления в рамках создающихся интегрированных структур, принимающих на себя избыточные функции государства.

Третий уровень - непосредственное управление на предприятиях.

На государственном уровне решаются следующие основные задачи:

1. Формирование и реализация военно-технической политики государства.

2. Разработка и внедрение эффективных механизмов государственного регулирования и программно-целевого управления оборонным производством.

3. Поддержание обоснованного реально необходимого уровня производственных мощностей.

4. Формирование и реализация долгосрочных государственных программ вооружения. Программно-целевое управление оборонным производством в рамках конкретных программ вооружения.

5. Всесторонняя государственная поддержка.

6. Обеспечение унификации и стандартизации вооружения и военной техники.

7. Формирование единой системы обеспечения качества продукции.

8. Реализация прав по распоряжению результатами интеллектуальной деятельности в области военной продукции и продукции двойного назначения.

Задачи, решаемые на корпоративном уровне (корпорация, холдинг):

1. Формирование и реализация стратегии развития корпорации, основных производственных отделений (бизнесов) и предприятий.

2. Консолидация финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов на приоритетных направлениях деятельности. Подписание контрактов с заказчиками, госпосредником и смежниками.

Задачи, решаемые на уровне предприятий: 1. Качественное выполнение гособоронзаказа и работ по линии ВТС. 2. Реализация социальной политики.

Правительством Российской Федерации была принята Федеральная целевая программа “Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002–2006 гг.)”. Программа направлена на построение вертикально-интегрированных структур и ФПГ, позволяющих сконцентрировать ресурсы на решении определенных задач. Стратегической целью реформирования оборонной промышленности является формирование нового облика оборонно-промышленного комплекса путем его реформирования в соответствии с задачами военного строительства и с учетом основных параметров государственной программы вооружения на 2001-2010 годы, прогнозных оценок военно-технического сотрудничества и необходимости поддержания на требуемом уровне мобилизационных мощностей, а также создание условий для устойчивого развития оборонно-промышленного комплекса, разработки и производства конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения.

27. Государственное регулирование аграрно-промышленного комплекса. Под государственным регулированием агропромышленного производства следует понимать влияние государства на производство, переработку и реализацию сельхоз. продукции, и помимо нее сырья и продовольствия. Агропромышленное производство включает в себя техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение данного производства.
Основными задачами регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие данного производства, обеспечение безопасности РФ в сфере продовольствия, улучшение продовольственного обеспечения населения РФ, поддержание экономического партнерства между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Начиная с 26 июля 1997 г. агропромышленное производство в РФ регулировалось Федеральным Законом “О государственном регулировании агропромышленного производства”.
Именно этим нормативно-правовым актом было дано основное понятие регулирования агропромышленного производства. Но уже с 1 января 2005 г. ФЗ РФ “О государственном регулировании агропромышленного производства” утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
На данный момент регулирование агропромышленного производства осуществляется на основании нескольких нормативно-правовых актов, основным из которых является ЗК РФ и многие другие акты. Основными направлениями государственного регулирования агропромышленного производства являются:
1) формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
2) финансирование, кредитование, страхование, льготное налогообложение;
3) защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
4) развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
5) развитие социальной сферы села;
6) иные направления, определенные законодательством РФ.
Государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.
Средства федерального бюджета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства, используются на:
1) поддержку инвестиционной деятельности, включая приобретение новой техники и оборудования, сортовых семян и племенных животных, в соответствии с федеральными целевыми программами;
2) повышение плодородия почв, проведение мелиоративных мероприятий, содержание государственных мелиоративных систем, осуществление работ по борьбе с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур, предупреждение и ликвидацию карантинных и особо опасных инфекционных заболеваний животных, а также проведение научных исследований и мероприятий по охране окружающей среды;
3) кредитование и страхование в сфере агропромышленного производства;
4) компенсацию части затрат на приобретение материальных ресурсов и энергоносителей, дотации на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства и производства гибридных семян сельскохозяйственных культур;
5) развитие и поддержку рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
6) организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации и переквалификации кадров в области агропромышленного производства;

Финансирование развития агропромышленного производства допускается за счет средств местных бюджетов и средств иных источников, если это не противоречит законодательству РФ

 

 

28. Антимонопольное регулирование. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены. В США, Канаде и Австралии антимонопольное регулирование нашло конкретное воплощение в системе так называемых антитрестовских законов, направленных на ограничение деятельности монополий: антимонополистическое законодательство, законы о нечестной конкуренции, ограничительной деловой.практике, нечестной торговле и т. д. В отличие от этого, в странах Европы запрещается не сама монополия или доминирующее предприятие, а только злоупотребление монопольной властью. Главной формой государственного контроля здесь является система регистрации картельных и иных ограничительных соглашений в специальных административных органах. К широко используемым методам антимонопольного регулирования относятся: постоянный государственный мониторинг деятельности монополий, отмена неправильных решений, наложение крупных штрафов.Большинство законов антимонопольного регулирования запрещает различные виды ограничительных соглашений: фиксирование цен, соглашения о разделе рынка, связывающие контракты. Эта же система используется и в Российской Федерации.В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует с Федеральной службой по тарифам.

29. Регулирование деятельности естественных монополий. Большинство чистых монополий представляют собой естест­венные монополии и поэтому подлежат общественному регули­рованию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения (похожее положение складывается и на рынках некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые производятся на участках земли исключительного свойства — чешское пиво, французское шампанское и т. п. Здесь также можно вести речь о естественных монополиях, потому что коли­чество такой земли ограничено). Чаще всего в отраслях общест­венного потребления (коммунальное хозяйство) существует воз­можность злоупотребления со стороны естественных монопо­лий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен пред­приятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. (Именно такую картину можно наблюдать в случае уве­личения цен главными естественными монополисты и в Рос­сии — РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерством пу­тей и сообщений.) Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специ­альных административных органов. Существует два возможных варианта действий государства в этом случае:1. Установление государственной собственности на предприятия - естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию.2. Государственное регулирование естественных монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию ес­тественных монополий. В развитых странах — это основной путь борьбы с негативными сторонами деятельности естественных монополий.

Выход из этой ситуации может быть в следующем:

• предоставление со стороны государства субсидий регули­руемым естественным монополиям;

• согласие на ценовую дискриминацию, которую могут осу­ществлять эти фирмы по отношению к потребителям; в этом случае график предельного дохода совпадет с графи­ком спроса на монопольный продукт;

• чаще всего в реальной действительности этим фирмам дают возможность получать нормальную прибыль в ущерб эффективному использованию ресурсов; т. е. цена будет соответствовать значению АТС - Рс (проекция точки пересе­чения графиков АТС и Dx на ось ординат).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.5.131 (0.014 с.)