Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В чем особенность учения Ф. Ницше о справедливости и о правеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, представитель иррационализма и волюнтаризма, профессор философии Базельского университета. Вопросы политики, государства и права освещаются в таких его работах, как «Греческое государство» (1871), «Воля к власти», «Человеческое, слишком человеческое» (1877), «Поту сторону добра и зла» (1886), «К генеалогии морали» (1887). Учение Ницше очень противоречиво, поэтому к его наследию обращались и реакционные, и прогрессивные мыслители. Рассмотрим основные положения его учения. Источник справедливости – сила и обмен притязаниями. «Справедливость возникает первоначально среди приблизительно одинаково могущественных... Где нет точно различимого превосходства в силе и борьба привела бы к бесплодному обоюдному вреду, там возникает мысль о соглашении и об обсуждении взаимных притязаний: первоначальный характер справедливости есть характер обмена. Каждый удовлетворяет другого тем, что каждый получает то, что он больше ценит, чем другой... Справедливость есть, следовательно, воздаяние и обмен при условии приблизительного равенства сил...» («Человеческое, слишком человеческое»). Обратимость прав и обязанностей. «Наши обязанности – права других на нас. В силу чего они приобрели их? В силу того, что они считали нас способными к договору и к отплате, ставили нас наравне с собою, так что они доверяли нам что-нибудь, воспитывали нас, наставляли нас на путь, поддерживали нас». Воля к власти. Воля к накоплению силы и увеличению власти -специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных и политико-правовых. Причем воля к власти – это повсеместно самая примитивная форма аффекта, а именно – «аффект команды». Социально-политическая история – борьба двух воль к власти – воли сильных видов (аристократии) и воли слабых (толпы). Аристократическая воля к власти – это воля к жизни; рабская воля к власти – воля к смерти. Право производно от воли к власти, от силы. Несостоятельны естественно-правовая доктрина, идеи свободы и равенства. Правомерны привилегии, преимущества и неравенство. «Неправота никогда не заключается в неравных правах, она заключается в притязании на «равные» права». Право – результат войны и победы, что исходит еще от «правового инстинкта» древних. Так возникает естественное право победителя. Соответственно праву необходимой обороны следует признать и право необходимой агрессии. Право победителя в войне – основа аристократического правопорядка. Право в мирном порядке фиксирует результаты войны различных воль и предполагает соглашение неких борющихся сил. Принцип неравенства правовых притязаний. Неравенство прав -условие права вообще. Право есть преимущество. Органическая связь права с насилием определяет отношение к справедливости. Правовая справедливость исходит от различных индивидов и зависит от того, относятся они к аристократическим типам или являются обычными людьми. Человек сам по себе не обладает ни правами, ни достоинствами, ни ценностями. Отрицание народного суверенитета. Реализация его ведет к падению государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным». Расширение суверенитета приводит к постепенному вырождению здоровых жизненных сил, в конечном счете, к победе многочисленной массы угнетенных над немногочисленной аристократией. Мораль – орудие слабых, рабов против господ для низвержения сильных и установления власти слабых. Образец совершенной политики – макиавеллизм. Стандарты макиавеллистской политики, уже освобожденной от морали, надо вновь внедрить в сферу моральных оценок и ориентации – как принципы «великой политики добродетели». Время мелкой политики прошло: двадцатое столетие будет временем большой политики – борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн. Вокруг понятия политики будет развязана духовная война. Ф. Ницше о культуре, государстве и демократии Культура есть обнаружение, проявление космической борьбы сил и воль. То, что уже раз было в прошлом, возможно и в будущем (идея вечного возвращения). Истоки строя новой аристократии – в истории древней аристократии (Индии, Греции, Риме). Высокая культура и развитие высших видов людей нуждаются в рабстве, в труде громадного большинства для освобождения привилегированного класса от физической борьбы за существование. Ценности высокой культуры и содействующего государства выше ценности свободы. Аристократическая культура возможна лишь в условиях господства немногих и рабства остальных. Государство – это возникновение и продолжение насильственного процесса, в ходе которого происходит зарождение культурного человека, господствующего над основной массой. Государство, право, политика – служебные орудия культуры. Они положительны лишь постольку, поскольку исполняют роль подходящих средств поддержания аристократической культуры и гения. Демократия – упадочная форма государства. Существуют два основных типа государственности: аристократический и демократический. У аристократии высокая культура, а господство «толпы» ведет к культурному упадку. Аристократические государства – теплицы для высокой культуры сильных людей. Римская империя – «самая великая форма организации» (Высоко оценивает Ницше и императорскую Россию). Наличие аристократической воли к авторитету, ответственности на столетия вперед, к солидарности поколений определяет подлинные государственные образования, например, такие, как Римская империя или Россия. Антагонизм между культурой и государством. Критические выпады против государства и политики способствуют упадку высокой культуры, распространению пагубных стереотипов против аристократии. Необходимо следовать природе общества, т.к. в каждом «здоровом» обществе имеются три различных физиологических типа с собственной функцией и призванием: 1) гениальные люди (немногие); 2) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики (стражи права, порядка и безопасности – царь, воины, судьи и другие блюстители закона); 3) посредственные люди (основная масса).
Лекция 7 Политико-правовое учение XX в. (4 часа)
План 1. Политико-правовое теории о политическом господстве, тоталитаризме и бюрократии. 2. Нормативизм Г. Кельзена. 3. Социологическая юриспруденция в XX в. 4. Психологическая теория права Л. Петражицкого
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.146.12 (0.006 с.) |