Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Английский либерализм и вклад И. БентамаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Английский либерализм формировался в основном в рамках осмысления процесса становления Англии в последней трети XVIII в. как ведущей капиталистической державы мира. Анализируя предпосылки этого процесса, мыслители-либералы пришли к следующим выводам: - частная собственность играет благоприятную роль для активности индивида, его свободы; - необходимы гарантии неприкосновенности частной собственности и личной жизни людей; - поступками частного собственника двигают не столько спонтанные импульсы, сколько преднамеренный трезвый расчет на извлечение из своих действий максимальной личной пользы; - расчет имеет широкий диапазон: от удовлетворения сугубо эгоистического интереса до разумного сочетания личных интересов с позицией других. Английский либерализм имел своеобразную окраску в учении И. Бентама. Иеремия Бентам (1748-1832) – родоначальник теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд идей Гоббса, Локка, Юма, французских материалистов Гельвеция, Гольбаха. Его политико-юридические взгляды изложены в трудах «Принципы законодательства», «Деонтология, или Наука о морали» и др. Своеобразие утилитаризма выражается в четырех постулатах: 1) смысл человеческой деятельности – удовольствия и исключение страдания; 2) самый значимый критерий: действие должно быть средством решения задачи (польза); 3) нравственность формируется обществом и ориентирует на обретение полного счастья наибольшего количества людей; 4) цель развития человечества – максимизация общей пользы путем установления гармонии частных и общественных интересов. Либерализм Бентама необычен. Философ не принял понятие «свобода», считая его продуктом умозрения и фактическим действием, не отличавшимся от своеволия. Он выделяет понятия пользы, интереса и безопасности личности. Человек сам заботится о своем благополучии, определяет, в чем его интерес. Именно последовательно проводимый принцип личной пользы (а не свободы), неизбежно приводит индивида к интеграции на основе общего интереса. Идеи Бентама оказали ощутимое влияние на развитие правовой науки. Соотнесение законодательства с балансом интересов послужило становлению социологической школы права. Обоснование преобладания закона над естественным правом предвосхитило юридический позитивизм. Вопросы нравственности и свободы в либерализме Милля Взгляды Джона Стюарта Милля (1806-1873) изложены в трудах «О свободе», «Представительное правление», «Основы политической экономии». Ученик Бентама, он отходит от его утилитаризма, разрабатывая постулаты своего учения. Расширение оснований нравственности. Нравственность нельзя базировать целиком, как у Бентама, на личной экономической выгоде индивида и на вере в то, что удовлетворение корыстного интереса каждого человека автоматически приведет к благополучию всех. Принцип достижения личного счастья (удовольствия) должен быть органически связан с идеей согласования интересов индивидов и общества. Конструирование «нравственных» моделей общества: «выбор политических учреждений скорее с моральной и воспитательной точек зрения, чем с точки зрения материальных интересов». Высшее проявление нравственности (добродетели) – идеальное благородство, проявляющееся в подвижничестве ради счастья других. Свободный человек. Все вышеперечисленное может быть уделом только свободного человека. Свобода индивида, понимаемая нравственно, определяет все политические проблемы. Это – независимость человека в сфере тех действий, которые прямо касаются только его самого, в границах этой сферы он действует согласно своему собственному разуму. Свобода – абсолютно необходимое условие. Индивидуальная свобода в жизни – необходимое условие самоосуществления индивида и защиты от посягательств извне на его автономию (свободу мысли и мнения выражаемого вовне, свободу действовать сообща с другими, свободу выбора и достижения своих целей, самостоятельное устроение личной судьбы). Опасность тирании общественного мнения. Автономии индивида угрожает не только государство, но и «тирания господствующего в обществе мнения», выражающего взгляды большинства. Его деспотизм проявляется в «массовой демократии», чреват подавлением индивидуальности. Качества индивидов и политические институты. Свобода граждан первична по отношению к государству, т.к. оно зависит от воли и умения людей налаживать нормальное общежитие. Государство не является по определению угнетателем добродетельного общества, необходимо и самосовершенствование людей. Реализация свободы и конфликты. Индивидуальная свобода – постоянный генератор прогресса общества и определяет пределы насилию. Социальные конфликты неизбежны, если навязываются насильно. Они разрешаются конструктивными усилиями индивида в соединении с усилиями других свободных индивидов. Милль о назначении власти и государственности Власть и общественный порядок. Гарантии индивидуальных свобод для всех своих членов не заменяют порядка; повиновение – первый признак всякой цивилизации. «Власть, которая не умеет заставить повиноваться своим приказаниям, не управляет». Люди обязаны нести ту долю забот, «которая приходится на каждого, защищая общество и его членов от вреда и обид», не нарушая законные права других индивидов. Свободная личность – личность законопослушная. Порядок – условие прогресса, «охранение существующих уже благ всякого рода», условие умственного, нравственного и социального совершенствования человечества. Порядок и прогресс взаимозависимы: «Лучшим правительством для всякого народа будет то, которое может помочь народу идти вперед». Цели государственности: прочность и стабильность порядка, защита интересов личности, содействие росту благосостояния людей, увеличение положительных социальных качеств в индивиде. Представительное правление. Народ «должен руководить, когда ему захочется, всеми мероприятиями правительства», исходя из права всех людей участвовать в общем управлении, непосредственной причастности народа к устройству и деятельности государства, его ответственности за состояние государства. Требования к учредителю представительного правления. Учредительный выбор в принятии данного правления – решающее условие. «Народ должен иметь желание и способность выполнить все необходимое для поддержки,...способность выполнять обязанности и функции, возлагаемые на него этой формой правления». Разделение властей – существенный признак правильно функционирующего государства, качества государственного механизма. Особенно важно четкое разграничение компетенции законодательной и исполнительной властей. Функции законодательной власти: законотворчество, контроль и отстранение от должности членов правительства, злоупотребляющих полномочиями, выражение жалоб граждан и различных мнений общества. Полномочия правительства. Представительная власть стремится вмешиваться в управление, но задачи последнего должны решаться административной властью, исполняющей законы и обращающейся в суд для восстановления силы закона. Управление и целесообразность. «Правительственные функции меняются, следуя различным состояниям общества: они обширнее у отсталого народа, чем у передового... общепризнанные функции государственной власти простираются далеко за пределы любых ограничительных барьеров;...функциям этим вряд ли можно найти...обоснование..., помимо соображений практической целесообразности». Авторитаризм и деградация общества. Авторитаризм правительства ведет к иждивенчеству граждан, подмене своей чрезмерной деятельностью свободной индивидуальной и коллективной деятельности. Народ поражается социальной пассивностью, угасанием сознания личного достоинства, ответственности за происходящее. Гражданская деградация влечет деградацию государственную.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-27; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.18 (0.01 с.) |