Значение грузовых перевозок для экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Значение грузовых перевозок для экономики



Классификация грузовых автомобильных перевозок

Производственный процесс АТ заключается в перемещении грузов и пассажиров и называется автомобильными перевозками. Процесс выполнения автомобильных перевозок можно разделить на четыре этапа:

• планирование;

• организация;

• контроль и оперативное управление;

• учет и анализ результатов работы.

 

В связи с многообразием условий выполнения перевозок и видов грузов грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:

I). По отраслям (типы обслуживаемых предприятий и виды перевозимых грузов):

1. Промышленные грузы занимают около 30 % от общего объема перевозок. Это грузы промышленных предприятий, включая сырье, готовую продукцию, топливо.

2. Строительные — 35 %. Это грузы промышленного и гражданского капитального строительства, включающие грузы строительной индустрии, сырьевые строительные материалы, строительное оборудование и машины, грунт и строительный мусор.

3. Сельскохозяйственные — 10 %. Это сельскохозяйственная продукция, семена, удобрения и т.п.

4. Потребительские — 20%. Это грузы продовольственного, промтоварного снабжения и бытового обслуживания населения. К потребительской группе относятся также грузы очистки города от твердых бытовых отходов, снега и мусора, а также топливные грузы.

5. Прочие — 5 %.

 

II). По размеру партий груза:

1. Массовые, для которых характерны перевозки большого объема однородного груза.

2. Мелкопартионные, при которых масса партии груза не превышает половины грузоподъемности ПС.

 

III). По территориальному признаку:

1. Технологические, выполняемые внутри предприятий или в пределах технологического цикла выпуска продукции.

2. Городские, выполняемые по территории города.

3. Пригородные, выполняемые на расстоянии не далее 50 км от границ города;

4. Междугородные, выполняемые далее 50 км от границ города.

5. Международные, выполняемые между различными государствами.

 

IV). По способу выполнения:

1. Прямого сообщения, которые осуществляются от пункта отправления до пункта назначения одним автомобилем.

2. Терминальные, выполняемые через систему грузовых автостанций (складов, терминалов).

3. Смешанного сообщения, которые осуществляются несколькими видами транспорта. Разновидностью этих перевозок являются комбинированные перевозки, осуществляемые несколькими видами транспорта без перегрузки (паромные переправы для перевозки ПС через водные преграды, контрейлерные перевозки ПС на железнодорожных платформах и т.п.).

 

V). По времени освоения:

1. Постоянные, наиболее характерные для промышленных и торговых грузов.

2. Сезонные, наиболее характерные для сельскохозяйственных грузов.

3. Временные, наиболее характерные для строительных грузов.

 

VI). По типу организации:

1. Централизованные, когда перевозчик или специализированная фирма являются организаторами перевозок.

2. Децентрализованные, когда каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает перевозку груза.

В зависимости от перечисленных условий сильно различаются требования к используемому ПС, технология и организация перевозок, методики планирования и средства контроля и управле­ния движением ПС.

 

Грузы и их классификация

 

Все предметы и материалы с момента принятия их к транспортировке и до сдачи получателю являются грузами. От вида груза зависит тип используемого для перевозок ПС, погрузочно-разгрузочных машин или механизмов и технология перевозок.

В зависимости от наличия упаковки грузы бывают тарные и бестарные.

Грузы, которые могут перекатываться, называются катными.

По степени опасности грузы делятся на:

1. Малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.);

2. Опасные по своим размерам (длинномерные и крупногабаритные);

3. Пылящие или горячие (цемент, минеральные удобрения, асфальт, битум и т.п.);

4. Опасные грузы - перевозка опасных грузов регламентируется специальными нормативными документами.

Масса и габаритные размеры груза определяют его отношение к грузам большой массы (масса одного грузоместа более 250 кг для обычных грузов и более 400 кг для катных).

Тяжеловесным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по разрешенной максимальной массе ПС или осевым нагрузкам, определенных в нормативных документах.

Крупногабаритным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, вызывает превышение хотя бы одного из параметров по предельным габаритным размерам ПС, определенных в нормативных документах.

Длинномерным называется груз, который, будучи погружен в транспортное средство, выступает за задний борт более чем на 2 м.

 

Транспортная классификация грузов

 

 

Классы грузов

 

Класс Коэффициент использования грузоподъемности
Диапазон Среднее значение
  0,91…1,0 0,96
  0,71…0,9 0,8
  0,51…0,7 0,6
  0,40…0,5 0,45

Коэффициент использования грузоподъемности равен отношению:

,

где:

qФ – фактическая грузоподъемность ПС;

qH – номинальная грузоподъемность ПС.

 

В зависимости от режима хранения и требуемых условий перевозки грузы делятся на обычные, скоропортящиеся, антисанитарные и живность.

Физико-химические и биологические свойства грузов могут привести к изменению массы, объема или целости груза и снижению его качества.

Качество груза — это совокупность свойств, определяющих степень пригодности продукции к использованию по назначению. Основные показатели качества определены стандартами и техническими условиями производителя. Для проверки качества могут использоваться органолептический, лабораторный или натурный (обмер и взвешивание) методы.

Неизбежные потери грузов относятся к естественной убыли, которая при перевозках нормируется. Нормы устанавливаются производителем или потребителем продукции и соответствуют тем максимальным размерам естественной убыли, за которые перевозчик не несет ответственности. Как правило, нормы зависят от сезона, способа перевозки, дальности, региона и т.п.

Масса груза, кг, относящаяся к естественной убыли, при перевозках на расстояние до 100 км определяется по формуле:

При перевозках на расстояние свыше 100 км:

где:

NУ — норма убыли на 1 кг груза, %;

qФ — фактическая грузоподъемность АТС, т;

kУ — коэффициент убыли на 1 кг груза на каждые 100 км, %;

le.r — расстояние перевозки, км.

Основные факторы, связанные с сохранностью груза, определяются механическим воздействием на груз (в основном это величина вертикальных ускорений) и влиянием условий окружающей среды. Величины предельных вертикальных ускорений, допускаемых при перевозках грузов, приведены в таблице.

 

Значения предельных вертикальных ускорений

Категория груза Вертикальные ускорения, м/с2 Примеры
    Стекло, электроника, опасные грузы
    Мебель, электротовары
    Песок, дрова

 

Наиболее вредное влияние на груз оказывает повышенная влажность воздуха и наличие в нем посторонних примесей. В связи с этим в процессе длительной транспортировки необходимо в грузовом отсеке контролировать абсолютную и относительную влажность воздуха и точку росы.

 

 

Классификация ПС автомобильного транспорта

 

Подвижной состав автомобильного транспорта
Грузовой
Пассажирский
Специальный
Прицепной состав

 

К грузовому относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы для перевозки грузов различных видов.

К пассажирскому относятся автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы.

К специальному относятся автомобили, прицепы, полуприцепы, предназначенные для выполнения различных не транспортных работ и имеющие оборудование или специальные кузова (санитарные, автомастерские, автокраны, пожарные и т.д.)

 

Классификация грузового подвижного состава

 

1. По назначению:

а). Автомобили общего назначения

б). Специализированные

2. По проходимости, т.е. по степени приспособления к работе в тех или иных дорожных условиях:

а). Автомобили дорожной (обычной) проходимости

б). Повышенной проходимости

в). Высокой проходимости

3. По приспособленности к климатическим условиям:

а). Для умеренного климата

б). Для холодного климата

в). Для жаркого климата

4. По характеру использования:

а). Одиночные автомобили

б). Автомобили-тягачи для буксирования прицепов и полуприцепов

 

Классификация прицепов и полуприцепов

 

1. По назначению:

а). Общего назначения, используются для перевозки грузов всех видов (кроме жидких без тары).

б). Специализированные – панелевозы, контейнеровозы и т.д., т.е. для перевозки грузов определенного вида.

2. По числу осей:

а). Одноосные

б). Двухосные

в). Многоосные

3. По приводу осей:

а). Активные

б). Безактивные

Специализированные автомобили создаются на базе шасси грузовых, легковых автомобилей и автобусов в результате установки на них специализированного оборудования или в результате изменения конструкции самих автомобилей. Автомобили выполняют различные строго определенные функции, например, автобетономешалки, автовышки, автокомпрессоры, пожарные автомобили, мусоровозы и т.д. К специализированным автомобилям, имеющим оригинальную конструкцию и выполняемые по особым требованиям, можно отнести гоночные автомобили различного типа.

 

Виды перевозок

 

Особенности организации перевозок на автомобильном транспорте определяются характером маршрута движения, завершенностью процесса транспортирования за одну ездку, срочностью, регулярностью, сезонностью перевозок и др.

Маршрутом движения называют путь следования подвижного состава при выполнении перевозочной работы. На автомобильном транспорте наиболее распространены два вида маршрутов: маятниковый и кольцевой.

При маятниковом маршруте путь следования автомобиля в прямом и обратном направлениях проходит по одной и той же трассе.

Маятниковые маршруты бывают трех разновидностей:

а). С обратным негруженым пробегом, коэффициент использования пробега Kпробег = 0,5;

б). С груженым пробегом в обоих направлениях, при этом обеспечивается полное использование пробега подвижного состава, т.е. Kпробег = 1;

в). С обратным не полностью груженым пробегом. При этом коэффициент использования пробега подвижного состава должен быть больше 0,5, но меньше 1.

 

Схемы маятниковых маршрутов

 

 

а – перевозка грузов в одном направлении; б – перевозка грузов в одном направлении и не на полное расстояние в другом; в – перевозка грузов в обоих направлениях.

 

При кольцевом маршруте путь следования автомобиля представляет замкнутый контур, объединяющий несколько погрузочно-разгрузочных пунктов.

 

Разновидностями кольцевого маршрута являются:

а). Сборный, при котором подвижной состав, последовательно проходя погрузочные пункты, постепенно загружается с разгрузкой в конечном пункте маршрута;

б). Развозочный (обычный), при котором подвижной состав, загруженный в начальном пункте, разгружается постепенно, развозя груз партиями по промежуточным пунктам;

в). Сборно-развозочный, при котором одновременно один груз развозится, другой собирается.

 

Схемы кольцевых маршрутов

 

а – обычный; б – сборный

 

Выбор оптимального маршрута движения является важной задачей, так как во многом определяет эффективность использования подвижного состава: его производительность, скорость доставки грузов, себестоимость перевозок.

Маятниковые маршруты применяются, как правило, при массовых перевозках, кольцевые - при мелкопартионных. Этим определяются соответствующие требования к конструкции подвижного состава. Для подвижного состава, используемого на маятниковых маршрутах, важно соответствие грузовместимости автомобиля массе партии перевозимого груза. Подвижной состав, применяемый на развозочных или сборных маршрутах, должен быть приспособлен для быстрой раздельной разгрузки и погрузки каждой части груза.

Специфические особенности имеет организация движения при перевозках грузов на большие расстояния (магистральных). Они обусловлены прежде всего усложнением организации работы водителей, технического обслуживания и ремонта подвижного состава.

Существуют две системы организации перевозок на большие расстояния:

а). Сквозная; б). Участковая.

 

Схемы движения подвижного состава при перевозках на

большие расстояния

 

 

а – сквозная; б – участковая

 

При сквозной автомобиль движется от начального пункта до конечного без перегрузки груза. При этом могут иметь место одиночная, турная или сменная работа водителей.

При одиночной работе один и тот же водитель ведет автомобиль на протяжении всего пути следования в обоих направлениях. При этом отсутствуют перегрузки грузов в пути, однако имеются трудности в организации работы и отдыха водителя вследствие длительной оторванности от базы, организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава; уменьшается скорость доставки грузов из-за простоев подвижного состава во время кратковременного и межсменного отдыха водителя, предусмотренного законодательными актами.

Турная работа при сквозной системе движения выполняется двумя водителями, работающими и отдыхающими поочередно. При этом отсутствуют простои автомобиля, связанные с отдыхом водителя, вследствие чего скорость доставки груза увеличивается.

При сменной работе водители меняются на границах участков, на которые разбит маршрут движения автомобиля. Водитель, работая только на «своем» относительно небольшом участке маршрута, не отрывается от места жительства. Недостатком сменной работы является оторванность подвижного состава от базы и обезличивание его.

Сквозная система организации перевозок грузов на большие расстояния применяется относительно редко (в основном в тех случаях, когда отсутствуют систематические грузопотоки).

При участковой системе весь маршрут делится на участки. Автомобиль перевозит груз только на том участке, за которым он закреплен. На границах груз перегружается. Длина участка выбирается такой, чтобы за смену можно было возвратиться обратно. Существенный недостаток этой системы - необходимость перегрузки грузов на границах участков - теряет свое значение при использовании съемных кузовов, контейнеров в комплексе с быстродействующими погрузочно-разгрузочными механизмами.

 

Централизованные перевозки грузов

 

Данные перевозки грузов являются прогрессивной разновидностью перевозок и эксплуатации автомобилей.

При централизованных перевозках погрузка грузов осуществляется силами и средствами грузоотправителя, перевозка и экспедирование - транспортной организацией, выгрузка - силами и средствами грузополучателя. Такая система имеет преимущества:

Практически исключаются потери времени в ожидании погрузки и разгрузки и при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, так как обеспечивающие выполнение этих работ грузоотправитель и грузополучатель платят транспортной организации штраф за простои автомобилей сверх установленных норм и премируются в случае досрочной погрузки, разгрузки. Заинтересованность грузоотправителя в быстрой, своевременной погрузке, а грузополучателя - в выгрузке грузов заставляет их заботиться о рациональной организации работ на погрузочно-разгрузочных пунктах, повышении уровня механизации погрузки-разгрузки, содержать в порядке подъездные пути и т.д. При централизованных перевозках имеет место рациональное использование грузчиков, так как нет необходимости в перевозке их на автомобилях к месту погрузки груза и обратно. Это позволяет уменьшить их штат. Появляется возможность широко использовать специализированный подвижной состав, контейнеры, организовывать движение транспорта по рациональным маршрутам, создавать условия для укрупнения отправок грузов и тем самым обеспечивать широкое применение автопоездов, автомобилей повышенной грузоподъемности.

Использование централизованных перевозок грузов позволяет: значительно (в 3...9 раз) повысить производительность подвижного состава и как следствие сократить потребность в нем при выполнении определенного объема перевозок груза; уменьшить трудоемкость перевозок за счет сокращения количества грузчиков, агентов-экспедиторов, водителей и расходов на заработную плату; повысить качество перевозки грузов за счет применения специализированного подвижного состава, контейнеров и т.д.; уменьшить себестоимость перевозок.

Централизованные перевозки распространены при перевозке стройматериалов, грузов торговой сети, завозе грузов на железнодорожные станции, пристани, порты и вывоз грузов из них. Их применение требует дальнейшего увеличения в структуре грузового автомобильного парка доли автомобилей большой грузоподъемности, автопоездов, специализированного подвижного состава по видам груза, контейнеров, поддонов.

 

Вид груза и требования к конструкции грузовых автомобилей

 

Автомобильным транспортом перевозятся самые разнообразные грузы. Вид груза является одним из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава, условия его эксплуатации, способы выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д.

В зависимости от плотности груза и степени использования грузоподъемности автомобиля, все грузы подразделяются на 5 классов:

К 1-му классу относятся грузы, при перевозке которых коэффициент использования грузоподъемности составляет 1; ко 2-му - от 0,71 до 0,99; к 3-му - от 0,51 до 0,7; к 4-му - от 0,41 до 0,5; к 5-му - до 0,4.

Согласно этой классификации грузы группируются без какой-нибудь связи с конструкцией кузова автомобиля. Например, к 1-му классу относятся: грунт, песок, которые перевозят на автомобилях-самосвалах; балки, рельсы и другие длинномерные грузы, требующие автомобилей с прицепами.

 

Штучные грузы подразделяются на грузы:

1). Не требующие защиты от атмосферных влияний;

2). Требующие защиты от атмосферных влияний (крупа, мука, сахар, ткани, обувь, одежда, книги, галантерея, медикаменты, мебель, продукты и т.д.);

3). Требующие специального температурного режима (мясо-молочные продукты, яйца, фрукты и т.д.).

Стоимость специализированных транспортных средств выше, чем бортовых автомобилей. Средневзвешенная цена специализированного автомобиля на 24,1% выше, чем бортового. Специализация автомобильного парка приводит к значительному увеличению расхода черных металлов.

Создание и широкое применение специализированного подвижного состава является важнейшим условием обеспечения высокого качества перевозок, повышения их эффективности. Несоответствие существующего подвижного состава автомобильного транспорта страны специфике отдельных видов грузов ведет к удорожанию перевозок. Нехватка специализированных транспортных средств в строительстве ведет к значительным потерям строительных материалов (цемента, товарного бетона, раствора и т.д.). Недостаток изотермических и рефрижераторных фургонов приводит к большим потерям скоропортящихся продуктов питания.

Бестарная перевозка муки, сахара-песка, пива и других жидких и сыпучих продуктов в специализированном подвижном составе дает значительную экономию на таре, сокращает время простоя под погрузкой-разгрузкой, высвобождает большое количество грузчиков, надежно защищает продукты от загрязнения.

 

 

Перевозка опасных грузов

 

В последнее время в связи с постепенным увеличением дефицита природных материалов в экономике все шире используются синтетические вещества, а следовательно, расширяется их перевозка. Практически все такие вещества относятся к опасным.

К опасным грузам относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ и хранении могут послужить причиной взрыва, пожара и повреждения транспортного средства, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных.

 

Классификация опасных грузов.

 

На основании ДОПОГ-2003 все ОГ делятся на классы, некоторые классы для более точной классификации веществ имеют подклассы.

 

Класс 1 «Взрывчатые вещества и изделия»:

• взрывчатые вещества — твердые или жидкие вещества (или смеси веществ), которые способны к химической реакции с выделением газов при такой температуре, таком давлении и с такой скоростью, что это вызывает повреждение окружающих предметов;

• пиротехнические вещества для производства эффектов в виде тепла, света, звука, газа или дыма или их комбинаций в результате самоподдерживающихся экзотермических химических реакций, протекающих без детонации;

• взрывчатые изделия, содержащие одно или несколько взрывчатых или пиротехнических веществ;

• вещества и изделия для производства взрывных работ или создания пиротехнического эффекта.

В зависимости от последствий вещества включаются в конкретный подкласс, часто на это оказывает влияние и тип упаковки.

Подкласс 1.1 — опасность взрыва массой (взрыв, практически мгновенно распространяющийся на весь груз), например патроны для оружия с разрывным зарядом, порох, детонаторы, мины.

Подкласс 1.2 — опасность разбрасывания, например средства пиротехнические.

Подкласс 1.3 - опасность загорания (могут наблюдаться незначительные взрывчатые эффекты или разбрасывание), например ракеты осветительные, двигатели ракетные.

Подкласс 1.4 — не представляющие значительной опасности (в случае воспламенения или детонации результат проявляется в основном внутри упаковки), например гильзы патронные пустые с капсюлями, шнур огнепроводный.

Подкласс 1.5 — с очень малой вероятностью детонации или перехода от горения к взрыву массой.

Подкласс 1.6 — с чрезвычайно низкой чувствительностью и с отсутствием опасности взрыва массой (в случае взрыва одного изделия остальные не взорвутся).

 

Класс 2 «Газы» (чистые газы, смеси газов, смеси одного или нескольких газов с одним или несколькими другими веществами и изделия, содержащие такое вещество):

• сжатые газы с критической температурой (остается газообразным) -50 °С или ниже;

• сжиженные газы с критической температурой -50 °С или выше;

• охлажденные сжиженные газы;

• газы, растворенные под давлением в растворителе;

• аэрозольные распылители (газовые баллончики);

• другие изделия, содержащие газ под давлением;

• газы не под давлением.

Подкласс 2.1 — легковоспламеняющиеся газы (воспламеняются в смеси с воздухом), например бутан, ацетилен.

Подкласс 2.2 — невоспламеняющиеся нетоксичные газы (удушающие вследствие замещения кислорода в воздухе или окисляющие, поддерживающие горение других материалов), например воздух сжатый, азот.

Подкласс 2.3 — токсичные газы (представляющие опасность для людей при попадании внутрь или контакте с кожным покровом), например хлор, газ нефтяной. Помимо токсичности такие газы могут проявлять легковоспламеняющиеся, коррозионные и окисляющие свойства.

 

Класс 3 «Легковоспламеняющиеся жидкости» — жидкости, которые выделяют пары, воспламеняющиеся при температуре 60°C, например ацетон, бензол, бензин, дизельное топливо, краска, лак, скипидар, спирты, алкогольные напитки, парфюмерные продукты. К этому же классу относятся растворенные взрывчатые вещества.

 

Класс 4.1 «Легковоспламеняющиеся твердые вещества»:

• легковоспламеняющиеся твердые вещества — вещества, способные легко загораться (например, от спички), и вещества, способные вызвать возгорание при трении, например алюминий в порошке, сено влажное, сера, спички безопасные;

• самореактивные вещества — термически неустойчивые вещества, способные подвергаться бурному экзотермическому разложению даже без участия кислорода (воздуха), например органические азиды (CN3), (CN2Z). Обычно такие вещества перевозятся только в условиях регулирования температуры;

• твердые десенсибилизированные взрывчатые вещества — это вещества, которые смочены водой или спиртами либо разбавлены другими веществами для подавления их взрывчатых свойств.

 

Класс 4.2 «Вещества, способные к самовозгоранию»:

• тирофорные вещества (жидкие или твердые), которые даже в малых количествах воспламеняются при контакте с воздухом в течение 5 мин;

• самонагревающиеся вещества и изделия, которые при контакте с воздухом без подвода энергии извне способны к самонагреванию. Например, мука рыбная, уголь, хлопок влажный.

 

Класс 4.3 «Вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой» включает вещества (твердые или жидкие), которые при реагировании с водой выделяют легковоспламеняющиеся газы, способные образовывать с воздухом взрывчатые смеси. Такие смеси легко воспламеняются от искр слесарных инструментов, незащищенных электрических ламп и т.п. Например, литий, магний.

 

Класс 5.1 «Окисляющие вещества» охватывает вещества или содержащие их изделия, которые, сами по себе необязательно являясь горючими, могут, обычно путем выделения кислорода, вызывать или поддерживать горение других материалов, например, удобрения аммиачно-нитратные.

Жидкие и твердые вещества, относящиеся к классу 5.1, могут не вызывать дополнительной опасности или иметь сопутствующие легковоспламеняющиеся, самонагревающиеся, токсичные или коррозионные свойства.

 

Класс 5.2 «Органические пероксиды» — это термически неустойчивые вещества, которые могут разлагаться с взрывным эффектом, быстро гореть, опасно реагировать с другими веществами, вызывать повреждения глаз и при этом чувствительны к удару или трению. Большинство этих веществ должны перевозиться в условиях регулирования температуры.

 

Класс 6.1 «Токсичные вещества» — вещества, которые при однократном или непродолжительном воздействии и в относительно малых количествах могут причинить вред здоровью человека или явиться причиной смерти в случае их вдыхания, всасывания через кожу или проглатывания, например мышьяк, бериллий в порошке, боеприпасы слезоточивые невзрывчатые, соединения ртути, пестициды.

 

Класс 6.2 «Инфекционные вещества» — вещества, содержащие патогенные организмы и способные вызывать заболевания животных или людей. Сюда относятся бактерии, вирусы, паразиты, грибки, гибриды и мутанты, а также загрязненные ими изделия. Инфекционные вещества подразделяются на опасные для людей, опасные только для животных и отходы больничного происхождения.

 

Класс 7 «Радиоактивные материалы». К радиоактивным материалам относятся вещества, содержащие радионуклиды, удельная активность которых превышает установленные для данного груза значения.

 

Класс 8 «Коррозионные вещества» — вещества, которые химическим воздействием могут вызвать серьезные повреждения живой ткани при контакте, а также повреждения или даже разрушение ПС и грузов, например кислота серная, азотная.

 

Класс 9 «Прочие опасные вещества и изделия»:

• вещества, мелкая пыль которых при вдыхании может представлять опасность для здоровья (асбесты и их смеси);

• вещества и приборы, которые в случае пожара могут выделять диоксины (трансформаторы, конденсаторы и т.п.);

• вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся пары (различные полимеры);

• литиевые батареи;

• спасательные средства;

• жидкие и твердые вещества, опасные для окружающей среды, генетически измененные микроорганизмы и организмы;

• жидкие и твердые вещества, перевозимые или предъявляемые к перевозке при повышенной температуре (твердые вещества при температуре выше 240°C и жидкие при температуре выше 100 °C).

 

Опасные грузы классифицируются и по критериям транспортной опасности, увеличивающей область вероятного отрицательного воздействия этих грузов при перемещении их в пространстве. Это является основным ее отличием от опасности, возникающей на промышленных предприятиях, производящих и потребляющих опасные вещества, где вероятность отрицательного воздействия этих веществ на людей, технику и окружающую среду имеет стационарный характер, т.е. ограниченный в пространстве.

Основой уменьшения транспортной опасности является организация перевозки, направленная на обеспечение безопасности перевозочного процесса при удовлетворении потребностей в перемещении продукции и сырья.

Транспортную опасность в значительной степени предопределяют три основных элемента перевозок опасных грузов: объем, маршрут и технология перевозок. Каждый из этих элементов влияет на транспортную опасность, а их параметры и различные качественные сочетания между собой определяют ее степень.

Для указания группы совместимости ОГ при перевозках используются следующие буквенные обозначения:

A — удушающие;

O — окисляющие;

F — легковоспламеняющиеся;

T — токсичные;

C — коррозионные;

CO — коррозионные, окисляющие;

FC — легковоспламеняющиеся, коррозионные;

TF — токсичные, легковоспламеняющиеся;

TC — токсичные, коррозионные;

TO — токсичные, окисляющие;

TFC — токсичные, легковоспламеняющиеся, коррозионные;

TOC — токсичные, окисляющие, коррозионные.

Классификация по видам опасности основана на физико-химических свойствах ОГ, характеризующих вид и степень их опасности. При перевозке ОГ автомобильным транспортом можно выделить следующие основные виды опасности: взрывоопасность, огнеопасность, коррозионность, окислительное воздействие, радиационная опасность, токсичность, инфекционная опасность.

Взрывоопасные свойства также проявляют вещества, перевозимые под давлением (сжатые и растворенные под давлением газы), которые могут вызвать взрыв в случае нагрева, механического воздействия (удар, падение и т.п.) и при образовании взрывоопасных смесей при утечке перевозимых веществ.

В зависимости от класса опасности грузов повреждения при авариях и при контакте человека с опасными веществами в основном бывают следующими:

• класс 1 — механические повреждения кожных покровов, ушибы, переломы, контузии, термические ожоги;

• класс 2 — термические ожоги, обмораживание, удушающее и токсичное воздействие;

• классы 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1 — термические ожоги, токсичное и коррозионное (разъедающее) воздействие;

• класс 5.2 — термические и химические ожоги (особую опасность представляют для кожи и роговицы глаз);

• класс 6.1 — отравления (в том числе смертельные), химические ожоги;

• класс 6.2 — инфекционные заболевания;

• класс 7 — радиоактивные поражения, лучевая болезнь, лучевые ожоги;

• класс 8 — химические ожоги;

• класс 9 — локальные механические, термические и химические повреждения.

 

Особые требования к маркировке опасных грузов

 

На каждую упаковку ОГ должна быть нанесена разборчивая и долговечная маркировка (номер ООН с буквами UN). Для ОГ классов 1, 2 и 7 помимо номера должно указываться отгрузочное наименование.

Помимо транспортной маркировки на каждой упаковке с ОГ, а также на внешней таре при ее наличии размещаются знаки опасности и необходимые предупреждающие надписи. Помещение знаков является обязанностью грузоотправителя. Знаки опасности наносятся в строго определенных местах в зависимости от типа тары в общем случае так, чтобы они были видны при любом транспортном положении тары. Если груз обладает несколькими видами опасности, то на упаковку наносят все знаки опасности, соответствующие этим видам.

Номер знака опасности соответствует классу и подклассу ОГ.

Как правило, маркировка должна выполняться непосредственно на таре с ОГ способом, обеспечивающим ее сохранность от внешних воздействий. В случае ее выполнения на отдельных щитках последние должны быть надежно прикреплены (ГОСТ 26319 — 84).

 

Система информации об опасности при перевозке опасных грузов включает в себя:

Аварийную карточку для определения мероприятий по ликвидации последствий ДТП. Аварийная карточка заполняется по единой форме изготовителем ОГ;

Информационную табличку для обозначения ПС. Информационная табличка укрепляется спереди и сзади транспортного средства;

Информационную карточку для расшифровки кода экстренных мер, указанного на информационной табличке. Информационная карточка находится в органах, имеющих отношение к ликвидации последствий аварий.

 

Требования к ПС и дополнительному оборудованию

 

Подвижной состав для перевозки ОГ не может включать более одного прицепа или полуприцепа.

Каждая транспортная единица должна быть снабжена:

по крайней мере одним противооткатным упором, причем размеры упора должны соответствовать массе ПС и диаметру его колес;

двумя предупреждающими знаками с собственной опорой (конусы или треугольники, отражающие свет фар, или мигающие фонари желтого цвета, независимые от системы электрооборудования ПС);

курткой или одеждой яркого цвета для каждого члена экипажа АТС;

одним карманным фонарем для каждого члена экипажа АТС;

индивидуальными средствами защиты в соответствии с требованиями письменных инструкций.

При перевозке ОГ в цистернах ПС сзади по всей ширине должен иметь бампер, в достаточной степени предохраняющий от удара сзади и расположенный на расстоянии не менее 100 мм от крайней точки цистерны или ее арматуры.

 

Конструкция ПС должна отвечать следующим требованиям:

• наличие антиблокировочной тормозной системы;

• наличие износостойкой тормозной системы;

• наличие аварийной тормозной системы;

• все электрические цепи должны быть защищены предохранителями заводского изготовления с плавкой вставкой, или автоматическими выключателями, или ограничителями тока (исключая некоторые прямые соединения типа «аккумулятор — стартер»);

• автомобиль должен иметь управляемое из кабины водителя приспособление для отключения аккумулятора от электрических цепей;

• двигатель, нагревающиеся детали тормозных механизмов и при необходимости перекачивающий насос не должны подвергать груз опасности нагревания или воспламенения;

• топливные баки должны быть по возможности защищены от повреждения в случае столкновения и расположены так, чтобы в случае утечки топливо могло вытекать непосредственно на землю. Топливные баки, содержащие бензин, должны быть снабжены эффективным уловителем пламени;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.153 с.)