В день святого апостола и евангелиста иоанна богослова (богословие святого апостола и евангелиста иоанна богослова — норма православного исповедания) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В день святого апостола и евангелиста иоанна богослова (богословие святого апостола и евангелиста иоанна богослова — норма православного исповедания)



Святой апостол и евангелист Иоанн преимущественно пред    другими Апостолами именуется Богословом — по очевиднейшему исповеданию Бога слова Богом, по высоте созерцания и глубине ведения тайн Царствия Божия. Почему в день, посвященный памяти его, приличнее всего учиться богословию, и учиться именно у него. Блаженны слышавшие изустно слово его в Иерусалиме, Кипре, Эфесе, Патмосе и в малоазийских Церквах. Но и мы не лишены возможности стать в ряды учеников его. Пред нами его апостольские послания. Раскроем их и будем усвоять содержащиеся в них истины. Мы получили таким образом полный курс христианского богословия в существенных его чертах. Если все истины, содержащиеся в посланиях Иоанна Богослова, свесть воедино, то они войдут под один обзор в следующем порядке (приступите и послушайте так, как бы вы стояли пред кафедрою его самого).
По природе своей и отпечатленному в ней    характеру человек предназначен пребывать в общении с Богом. В этом его Живот Вечный, его полная радости жизнь (1Ин. 1:3—4).
Но    «Бог Свет есть, и тмы в Нем нет ни единыя» (1 Ин. 1:5). Почему, чтобы быть в общении с Ним, надо ходить во свете, как «Сам Той есть во свете». Кто же ходит во тьме, тот перестает быть в общении с Богом и хотя бы говорил, что имеет сие общение, ложь есть и «не творит истины» (1 Ин. 1:6—7).
Пока    праотцы наши ходили во свете воли Божией, были в общении с Богом; но, когда возлюбили тьму пожеланий своих, пали в грех, перестали быть в Боге. В них и мы пали в ту же тьму и испали от богообщения. Это такая непреложная истина, что, кто не исповедует ее, кто говорит, «что мы не согрешили», тот Самого Бога «творит лжа», в таком «и слова Его нет» (1 Ин. 1:10). Нет. Если скажем, «что не имеем греха, себя прельщаем, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8).
Но в грехе    смерть и пагуба. Что же творит любовь Божия? «Отец посла Сына Спасителя миру» (1 Ин. 4:14). «Сына Своего Единороднаго посла Бог в мир, да мы живи будем Им» (1 Ин. 4:9). И вот любовь Бога к нам! Мы не устояли в любви, а Он не перестал любить нас и «Сына Своего... послал...очищение о гресех наших» (1 Ин. 4:10). Теперь «Ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа, Праведника. И Той есть очищение о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира» (1 Ин. 2:1—2). Он явился, «чтоб взять грехи наши» и «разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:5, 8). В Нем «Живот», Он «был у Отца и явился нам» (1Ин. 1:2).
Так    «Живот Вечный дал есть нам Бог, и сей Живот в Сыне Его есть» (1Ин. 5:11). Отныне таков закон правды и любви Божией, что «имеяй Сына Божия, имать Живот, а не имеяй Сына Божия, Живота не имать» (1Ин. 5:12). Ибо, кто имеет Сына, имеет и Отца, и Духа (1Ин. 2, 23, 3:24, 4:13) — Бога Триединого, в Коем источник Живота.
Таковы законы богообщения. А вот преимущество и плоды    его. Пребывающие в Боге именуются и суть «чада Божии», кои, как «рожденные от Бога, греха не творят» (1 Ин. 3, 1, 9, 5:18). Ибо свет Его в них пребывает (1Ин. 2:24) и они по роду своему приносят всегда плод правды. Если же и согрешит кто, — Кровь Сына Божия очищает его «от всякого греха» (1 Ин. 1:7). Кто исповедует грехи, тому оставляются они, и он чистым является «от всякой неправды» (1 Ин. 1:9). Посему пребывающие в Нем, когда Он явится, не посрамятся «в Пришествии Его», но будут иметь «дерзновение» пред Ним «в День Судный» (1 Ин. 2, 28, 4:17), ибо «сие есть обетование... Сам обеща... Живот Вечный» (1 Ин. 2:25).
Таков    блаженный конец богообщения! Сподобившись сего дара, употребим труд пребыть в Нем. Тому, кто хочет пребыть в непрестанном общении с Богом, надобно «соблюсти слово Его» (1 Ин. 2:5). Только «соблюдаяй заповеди Его, в Боге пребывает, и Бог в нем» (1 Ин. 3:24). «И заповеди Его тяжки не суть» (1Ин. 5:3). Вот заповедь Его — «да мы веруем во имя Сына Его, Иисуса Христа, и любим друг друга, якоже дал есть заповедь нам» (1 Ин. 3:23).
Первая заповедь: да веруем в Сына Божия.    «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе» (1Ин. 4:15). Кто хочет Богу угождать без Господа Иисуса Христа, да слышит приговор себе — только тот имеет и Отца, кто имеет Сына. А «всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать». Так что отвергающий, яко Иисус есть Христос, отметается Отца и Сына. И «сей есть антихрист» (1 Ин. 2:22—23). Кто не верует в Сына, тот Самого Бога творит «лжа», потому что не верит свидетельству, «которым свидетельствовал Бог о Сыне Своем» (1 Ин. 5:10). Так — все, что вы слышали исперва, в вас да пребывает! «Если в вас пребудет, что вы слышали исперва... и вы в Сыне и Отце пребудете» (1 Ин. 2:24). Ибо «всяк преступаяй и не пребываяй во учении Христове Бога не имать: пребываяй же во учении Христове, сей и Отца и Сына имать» (2 Ин. 1:9).
Вторая заповедь: да любим друг друга. Кто во Христе, тот должен и    «ходить» так, как Тот ходил (1 Ин. 2:6). А Он «душу Свою... положил за нас» (1 Ин. 3:16). Итак, «возлюбленные, если так возлюбил нас Бог... и мы должны... друг друга любити» (1 Ин. 4:11). «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (1 Ин. 4:16). Обманывает себя тот, кто говорит: «Люблю Бога — и довольно». Нет. Заповедь такова, чтоб любящий Бога любил и брата своего. Ибо, кто не любит «брата... которого видит... Бога, Которого не видит... как может любить» (1 Ин. 4:20). Обманывает себя и тот, кто говорит: «Буду любить братий — и довольно». Нет. Таков закон, что чад Божиих истинно любит только тот, кто Бога любит (1 Ин. 5:2). Кто не любит брата, тот «пребывает в смерти». Потому и «знаем, что мы прешли от смерти в Живот, если любим братию». Кто же ненавидит брата, тот «человекоубийца есть и... не имеет Живота Вечного, пребывающего в себе» (1 Ин. 3:14—15). Так, братие, только тогда, как «любим мы друг друга... Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4:12). «Возлюбленный, не уподобляйтеся злому, но благому», ведая, что только «благотворняй от Бога есть, а злотворяй не виде Бога» (3 Ин. 1:11). Если кто имеет «богатство мира» и, «видя брата» нуждающегося, «затворит утробу свою от него, како любы Божия пребывает в нем? Чадца моя, не любим словом... но делом и истиною» (1 Ин. 3:17—18).
Таково    светлое блаженное братство чад Божиих. Те же, кои не веруют в Господа Иисуса Христа, не приемлют учения Его или, принимая его, чужды духа Его по жизни и настроению сердца, составляют пагубный мир, лежащий во зле (1 Ин. 5:19), который зле мыслит, зле творит и на зло поучает других. Братие! «Не любите убо мира, ни яже в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей... Все, что в мире, — похоть плотская, похоть очей и гордость житейская, несть от Отца, но от диавола есть. Но и мир преходит, и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во веки» (1Ин. 2:15—17). «Не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть, яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, о коем слышали вы, что он идет, и ныне... есть уже...в мире» (1 Ин. 4:1—3). «Дети, последняя година есть... Слышали вы, что антихрист грядет, — и ныне многие стали антихристами... Они от нас изыдоша, но не беша от нас» (1 Ин. 2:18—19). Кто приидет к вам из таковых и не принесет истинного учения Христова, не принимайте такового в дом и радоваться ему не глаголите, чтоб не сделаться сообщниками делам его злым. «Они от мира суть: сего ради от мира глаголют, и мир тех послушает. А мы от Бога есмы: иже знает Бога, послушает нас, и иже несть от Бога, не послушает» (1 Ин. 4:5—6). Мы — «что слышали» ушами нашими, «что видели... очами... и что руки наши осязали», то возвещаем вам «о Словеси животном». «И Живот явися — и видехом и свидетельствуем и возвещаем вам Живот Вечный... Еже видехом и слышахом, поведаем вам да и вы общение имате с нами. Общение же наше с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1 Ин. 1:1—3). И Сам Бог свидетельствовал о Нем. «Если приемлем... свидетельство человеческое...свидетельство Божие более есть». Всяк «веруяй в Сына... имать свидетельство в себе» (1 Ин. 5:9—10). Кто стоит в истине, знает истину. «Вы помазание имеете от Святаго и весте вся» (1 Ин. 2:20). «И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем» (1 Ин. 2:27).
Таков,    братие, вкратце весь курс христианского богословия! Приняв его, как от уст самого Апостола, будем крепко держаться его. Ныне «вемы... яко Сын Божий прийде в мир, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного, и да будем в истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и Живот Вечный» (1 Ин. 5:20). «И ныне, братие, пребывайте в Нем: да егда явится, имамы дерзновение и не посрамимся от Него в Пришествии Его» (1 Ин. 2:28). Аминь.
8 мая 1862 года   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.014 с.)