Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
В Неделю 21-ю по Пятидесятнице (как усвоять слово божие)
Содержание книги
- При вступлении на тамбовскую паству (полное начертание православной истины и указание уклонений от него)
- Слово пред липецкою паствою (общий строй жизни, требуемой православием как условие спасения)
- Слово пред козловскою паствою (предостережение пред увлечениями новизнами)
- В день святого апостола и евангелиста иоанна богослова (богословие святого апостола и евангелиста иоанна богослова — норма православного исповедания)
- В Неделю святых отцов первого вселенского собора (покорение ума под иго веры — охрана православия)
- В Неделю 12-ю по Пятидесятнице (о неизменности православного исповедания)
- На прощание с тамбовской паствою (увещание стоять В православной истине несмотря на наплыв ложных воззрений)
- При вступлении на владимирскую пасту (что значит в православном христианстве — тещи и неподвижну быть)
- В день тезоименитства наследника цесаревича николая Александровича (прочность благоденствия государства не В благонравии только, но и В православии)
- В Неделю по рождестве христове (В христианстве ничего не следует изменять, подчиняясь духу времени, но должно строго держаться всего, как изначала заповедано, не ища льготностей)
- В Неделю торжества православия (основа православия В единомыслии; начало его — что всегда, всеми и всюду было исповедуемо; крепость и стойкость — В ведении истины)
- Пред судогодскою паствою (раскол — не старина, а новшество)
- Пред ландехскою паствою (предостережение от расколоучителей)
- Пред шуйскою паствою (общие предостережения от соблазнов В деле веры, жизни и благочестия)
- В Неделю 9-ю по Пятидесятнице (истинное ведение христианства почерпается из жизни христианской)
- В понедельник седмицы 12-й по Пятидесятнице (вступили В церковь. Держитесь церкви — иного спасения нет)
- Во вторник седмицы 12-й по Пятидесятнице (держитесь церкви, живите В духе ее — и спасетесь, от льстивых же учителей отвращайте слух)
- В Неделю 12-ю по Пятидесятнице (благоденствие от благословения божия, подаемого за веру и благочестие; как неверие и раскол губят веру и благочестие, то от них надо всячески беречься)
- В понедельник седмицы 13-й по Пятидесятнице (раскольники не могут исполнить условий спасения, а то, чем они хотели заменить недостающее, никакой силы и цены не имеет)
- В Неделю 17-ю по Пятидесятнице (как всякий может уяснить себе догматы символа веры посредством чтения для предотвращения злого влияния льстивых лжеучителей)
- В Неделю 18-ю по Пятидесятнице (как неумеющему читать можно успеть В уяснении догматов, внимая В церкви поемому, читаемому и действуемому)
- В Неделю 32-ю по Пятидесятнице (сетование по поводу слухов, будто, живя среди православных, нельзя спастись)
- В день тезоименитства ее императорского высочества, великой княгини ольги николаевны (святая вера наша, друг-друго-приимательно хранимая, есть слава наша и нашего благоденствия основание)
- В Неделю 20-ю по Пятидесятнице (наше отношение к слову божию как несомненно истинному)
- В Неделю 21-ю по Пятидесятнице (как усвоять слово божие)
- В Неделю 24-ю по Пятидесятнице. В день освящения нового семинарского корпуса (начала веры В жизни христианской должно хранить неподвижными)
Ныне Святая Церковь предлагает нам урок свой притчею о сеятеле ( Лк. 8:5—15). Сколько раз уж приходилось вам слышать ее то от одного, то от другого Евангелиста! Сколько раз внимали вы и толкованию ее, Самим Господом предложенному, и сколько поучений прослушали в изъяснение содержания ее! Но все мне кажется не излишним слово-другое сказать о сеянии слова Божия или паче о приятии сеемого в слух уха. Недаром Спаситель при сказывании притчи сей дважды произнес: «Имеяй уши слышать, да слышит» (Лк. 8:8, 15). Что, кажется, проще, как слышать, а вот сколько времени слушаем и все нередко не умеем услышать. Приидите же, поучимся ныне слышанию — не научимся ли наконец? Господь сеет слово Свое. Сеемое слово приемлется слышанием и, принятое, уже приносит плод. Все дело, значит, в приятии слова, или услышании. Почему и Господь в толковании притчи к каждому виду участи сеемого семени прилагал: «сии суть слышащии», «сии суть слышащии» (Лк. 8:12—14). Из Отчих недр исшедшее Слово нескудною рукою сеяло слово Свое во время пребывания Своего на земле. Вознесшись, Апостолов послало с вещанием истины во всю вселенную — научить ей все языки. Вся земля засеяна сим Божественным семенем. Но глагол Божий и после того не возвратился на Небо, а пребывает на земле, продолжает сеяться — засеменяет всякий род, вновь приходящий и новую, нетронутую, представляющий собою почву. Преемница труда сеятвы есть Святая Церковь. Она сама в себе, в своем устройстве, есть неистощимая корзина семян, обильно сеющая. Здесь слово апостольское и пророческое учение, чтение и пение, неподвижный вид устройства всего и постоянно движущееся священнодействие — все есть живое слово, готовое оплодотворить нас. Представим же ему в себе добрую землю, чтоб иметь похвалу тех, кои «добрым сердцем и благим слышавше, слово держат и плод творят в терпении» (Лк. 8:15). Но чтобы быть таковыми, надобно не быть подобными тем, для коих слово есть или семя «при пути», или семя «на камени», или семя в тернии (Лк. 8:5—7). Спаситель сим сравнением хотел означить целые классы людей. Но оно приложимо и к каждому из нас. Каждый из нас, в разных своих нравственных состояниях, может быть и бывает в отношении к семени слова то дорогой, то почвою каменистою, то землею, заросшею тернием и волчцами. Мы бываем в отношении к семени слова Божия многопроходною дорогою, которую всякий топчет и не дает ничему на ней засеяться и прорасти, когда не сдерживаем своего воображения и даем ему волю проводить сквозь голову нашу густые ряды разных образов, из коих один течет вслед другого и один другого вытесняет и заслоняет, как в спешных представлениях игр для забавы детей. Засмотревшись на эти картины, мы или совсем не внимаем читаемому, поемому и действуемому здесь, в храме, или внимаем с перерывами — частыми или редкими, большими или малыми. Оттого после никак иногда не можем припомнить, какие в церкви читались Евангелие и Апостол, как петы херувимская, «Тебе поем» или «Отче наш», не помним иногда даже того, были ль мы в церкви, — точно пришел кто и обобрал нас. Не так надобно, братие. Надо за порогом храма оставлять все разнообразие помышлений, входить сюда с мыслию, упраздненною от всего, и с вниманием, неразвлеченным и простым, все прослушать от начала до конца. Тут всё семя, только принимай. Так, мысль за мыслию — одна другой святее, истина за истиною — одна другой утешительнее — будут входить в душу впервые или возобновляться в ней из прежде воспринятых. И мы выйдем отсюда, как птица, по зернышку собирающая, сытыми и полными. Бываем мы в отношении к семени слова и каменистою почвою, когда услышанные истины не проводим до чувства и не вводим в ряд наших желаний, намерений и расположений. Мало слышать и понять. Это интерес знания — безжизненный, холодный и надмевающий. Услышал, внял и понял: восприими понятное сердцем или, лучше, всем существом, введи то в себя и проникнись тем. Как это сделать? Так же, например, как на солнце согреваем тело. Держим тело открыто к солнцу. Лучи солнца, ударяя в него, проникают его и нагревают. Истины Божии суть лучи Божественного умного солнца. Держи под ними сердце. Они сами силою своею проникнут его и согреют. Вняв истине, не отрывай от нее внимания скоро, и она сама сделает свое дело. Употреблю другое сравнение. Сердцем восприять истину есть то же, что вкусить ее. Как доходим мы до вкуса пищи?! Измельчив и умягчив ее в устах. Так в устах ума резцом размышления благоговейного умягчай в себе истину Божию, и дойдешь до вкушения ее сердцем. А когда вкусишь истину, не отстанешь от нее, но с Апостолом воззовешь: «Кто ны разлучит?» (Рим. 8:39). После сего никак уже не попадем мы в ряд тех, коих укоряет Господь за то, что они «во время веруют и во время напасти отпадают» (Лк. 8:13). И тернистою землею бываем мы в отношении к семени слова. Когда это? Когда по требованию воспринятой истины не боремся с собою и не хотим искоренять в себе заблуждений, худых привычек и злых страстей. Истина Божия чиста. Она не войдет в «злохудожную душу» (Прем. 1:4) — и, когда входит, требует извержения оттуда всякой нечистоты. Надо внять сему требованию и действовать по нему. Как умный хозяин очищает поле от всякого сора, чтоб сеемое семя не пропало даром, так следует сделать и нам в угоду истине Божией. Без борьбы этого сделать нельзя. Чтоб воцарить в себя истину, надо прогнать ложь и заблуждение. Чтоб образовать себя по добрым расположениям евангельским, надо преодолеть страсти. Хочешь ввести в себя кротость? Подави гневливость. Хочешь ввести смирение? Подави гордость. Хочешь ввести простоту? Подави корыстность. Так вводится всякая истина. И тогда только она делается нашею, когда входит в нас и становится чертою жизни нашей и нашего сердца. Истина не прививается, пока не исполняется делом. Смотрите: как прививают плодовые деревья? Надрезывают живое тело и влагают внутрь лучшую ветвь, обертывают и обвязывают. Привившись, она отбивает прежние дурные соки и сообщает свои: горькое делается сладким. Так нужна решимость надрезать ту часть сердца, где страсть, к коей имеем живое сочувствие. В противность сей страсти вложи в рану Небесную ветвь истины, обвяжи терпением, дай движение сокам ее делами по ее внушению. Она привьется, отобъет страстное движение, и вместо него скоро ты найдешь в себе святое расположение. И вот вам все законы и требования благоразумного спасительного слышания. Принимайте семена слова вниманием, проводите их до сочувствия сердечного к ним и вводите в жизнь внутреннюю и внешнюю. Действуя так, вы явите себя доброю землею, жадно приемлющею засеменение Небесное. Если положите законом так действовать в отношении ко всякой истине и ко всякому слову, то истину за истиной принимать будете, как бы семя за семенем, возращать на ниве сердца своего в древеса плодоносна — и превратите его скоро в рай сладости, полный Небесных прозябений, в коем начнете блаженствовать, еще здесь предвкушая вечное неизреченное блаженство в общении с Богом, в Троице поклоняемым, уверившись и словом, и делом, что к таковым Он прийдет и «обитель» у них coтвoрит (Ин. 14:23). Ему слава за сие благо и обетование его вовеки. Аминь. 13 октября 1863 года
|