Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Пред ландехскою паствою (предостережение от расколоучителей)
Содержание книги
- При вступлении на тамбовскую паству (полное начертание православной истины и указание уклонений от него)
- Слово пред липецкою паствою (общий строй жизни, требуемой православием как условие спасения)
- Слово пред козловскою паствою (предостережение пред увлечениями новизнами)
- В день святого апостола и евангелиста иоанна богослова (богословие святого апостола и евангелиста иоанна богослова — норма православного исповедания)
- В Неделю святых отцов первого вселенского собора (покорение ума под иго веры — охрана православия)
- В Неделю 12-ю по Пятидесятнице (о неизменности православного исповедания)
- На прощание с тамбовской паствою (увещание стоять В православной истине несмотря на наплыв ложных воззрений)
- При вступлении на владимирскую пасту (что значит в православном христианстве — тещи и неподвижну быть)
- В день тезоименитства наследника цесаревича николая Александровича (прочность благоденствия государства не В благонравии только, но и В православии)
- В Неделю по рождестве христове (В христианстве ничего не следует изменять, подчиняясь духу времени, но должно строго держаться всего, как изначала заповедано, не ища льготностей)
- В Неделю торжества православия (основа православия В единомыслии; начало его — что всегда, всеми и всюду было исповедуемо; крепость и стойкость — В ведении истины)
- Пред судогодскою паствою (раскол — не старина, а новшество)
- Пред ландехскою паствою (предостережение от расколоучителей)
- Пред шуйскою паствою (общие предостережения от соблазнов В деле веры, жизни и благочестия)
- В Неделю 9-ю по Пятидесятнице (истинное ведение христианства почерпается из жизни христианской)
- В понедельник седмицы 12-й по Пятидесятнице (вступили В церковь. Держитесь церкви — иного спасения нет)
- Во вторник седмицы 12-й по Пятидесятнице (держитесь церкви, живите В духе ее — и спасетесь, от льстивых же учителей отвращайте слух)
- В Неделю 12-ю по Пятидесятнице (благоденствие от благословения божия, подаемого за веру и благочестие; как неверие и раскол губят веру и благочестие, то от них надо всячески беречься)
- В понедельник седмицы 13-й по Пятидесятнице (раскольники не могут исполнить условий спасения, а то, чем они хотели заменить недостающее, никакой силы и цены не имеет)
- В Неделю 17-ю по Пятидесятнице (как всякий может уяснить себе догматы символа веры посредством чтения для предотвращения злого влияния льстивых лжеучителей)
- В Неделю 18-ю по Пятидесятнице (как неумеющему читать можно успеть В уяснении догматов, внимая В церкви поемому, читаемому и действуемому)
- В Неделю 32-ю по Пятидесятнице (сетование по поводу слухов, будто, живя среди православных, нельзя спастись)
- В день тезоименитства ее императорского высочества, великой княгини ольги николаевны (святая вера наша, друг-друго-приимательно хранимая, есть слава наша и нашего благоденствия основание)
- В Неделю 20-ю по Пятидесятнице (наше отношение к слову божию как несомненно истинному)
- В Неделю 21-ю по Пятидесятнице (как усвоять слово божие)
- В Неделю 24-ю по Пятидесятнице. В день освящения нового семинарского корпуса (начала веры В жизни христианской должно хранить неподвижными)
Начиная свое Послание к Римлянам, апостол Павел писал к ним: «Первое убо благодарю Бога моего Иисусом Христом о всех вас, яко вера ваша возвещается во всем мире» (Рим. 1:8). Подобною речью и я могу начать мое к вам слово, ибо и ваша вера если не во всем мире, то во всей стране вашей возвещается всем, знающим вас. Издали слыша сие, я радовался о вас, — а ныне, видя вас, сугубо радуюсь и благодарю Господа, что не только храните вы чистоту веры неприкосновенною, но и делами оправдываете искренность веры своей нелицемерною. Для нас, пастырей, не может быть большего утешения, как видеть сынов Церкви исправно ходящими. Но и для вас самих не может быть более прочного основания состоянию, могущему доставлять неложную радость, как хранение веры и устроение жизни соответственно требованиям ее. Вняли ль вы тому, что читалось в нынешнем Евангелии? Господь говорит: «Всяк... иже слышит словеса Моя сия, и творит я, уподоблю его мужу мудру, иже созда храмину свою на камени: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся: основана бо бе на камени» (Мф. 7:24—25). Сими словами обещает Господь некоторую несокрушимую крепость тому, кто с верою приемлет учение Его и живет по нему, крепость преимущественно душевную, — а вслед за нею, конечно, крепость и внешнего благосостояния, как истолковал Апостол, указавший нам в благочестии обетование не грядущего только века, но и нынешнего (1Тим. 4:8). Сие вам, верно, ведомо из собственного вашего опыта, — из того свидетельства, которое дает вам сердце ваше. Я напоминаю о том только ради того, чтоб сказать вам, что если есть над вами благословение Божие, то оно привлекается не иным чем, как вашею горячею преданностию вере и делами по ней, — и извлечь отсюда вам урок: храните же как зеницу ока святую веру православную. Утешаюсь, слыша, что вы все чисты по вере и нет между вами ни одной души, зараженной кривотолкованиями раскольническими. Но блюдитесь, христиане православные, «да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством, тако истлеют разумы ваши от простоты» (2Кор. 11:3). Много лжи распускают раскольники, надеясь ею, как сетью лукавого, обольстить доверчивых. Смотрите, держитесь, как на страже. Слышу, что недалеко отсюда есть коноводы их. Так — сами ли они дойдут до вас или вы стороною услышите речи их — не верьте ничему. У них все ложь. Правая сторона у нас. Говорят они, что у них старые уставы и порядки, — ложь это говорят они. Не у них старые уставы и порядки, а у нас: у них же все новое. Что мы содержим, то содержим так, как принято из Царьграда при равноапостольном князе Владимире. А что они содержат, то привнесено в книги лет за сто или сто пятьдесят до блаженного Патриарха Никона и благочестивого царя и государя Алексея Михайловича. Все, что у них, суть ошибки и порчи книг. Когда стали править книги, неразумный Аввакум да Никита Пустосвят и другие подобные прилепились к этим порчам, сами веря и других уверяя, что они исстари были в книгах и что правильщики книг вводят новое. На самом же деле порча книг не была исстари, а была новина в книгах, и, когда их стали исправлять, не вводили новое, а изгоняли новое и возвращали, а не изгоняли старое. Раскольники, удержав при себе все ошибки и порчи, удержали новое, а не старое. И они суть истинные нововводители. Так их и считайте и говорить им не позволяйте, что они старой веры. Они прямые нововеры и обманщики. Говорят они, будто государь признал их веру правою и льготы им дал. Это говорят они ложь. Льгот им никаких не дается. Законы те же оставлены, какие и прежде были. А что им позволяют мирно жить, это не оттого, что государь признал их веру правою. И татарам, и жидам позволяется мирно жить. Неужели государь и их веру признает правою?! Государь и всякой веры людям позволяет жить мирно оттого, что никого не хочет приневоливать в свою веру, — ибо из-под неволи что за вера? А раскольники криво толкуют милость государя императора, будто он их сторону признал правою. Закон так говорит: «Живи себе мирно, хоть ты и раскольник, но совращать и соблазнять никого не смей». Кто совратит православного в раскол, того сошлют на поселение. Остался бы разве этот закон в силе, если б государь признал их сторону правою?! Еще говорят раскольники: «Теперь разрешено печатать наши книги... Стало быть, познали, что в них писана правда». Это говорят они про книги, написанные раскольниками, в коих раскол выхваляется и защищается. И в этом они криво толкуют дело. Печатать позволили эти книги не потому, что правду в них видят, а чтоб всем — и самим раскольникам — показать: смотрите, каким нелепостям вы верите. Вы слыхали, верно, что бывает при увещаниях раскольников. Ясно и ясно растолкуют им, что они в заблуждении, и доведут их до того, что им нечего более сказать. Тогда для успокоения своей совести и, вместе, чтоб прикрыть стыд, что без причины упорничают, они говорят: «Есть у нас книги, где все ясно доказано, что мы правы». Так говорят, но говорят несправедливо, ибо в их книгах ничего не доказано, а писаны одни басни нелепые. Вот и напечатали теперь некоторые из их книг, чтоб можно было их обличать ихними же книгами. Позволено сие затем, чтоб, когда скажет кто: «Есть у нас книги, где все доказано», — можно было ответить им: «На вот ваши книги. И тут всё глупости писаны, а ничего не доказано». Именно для этого одного и позволено напечатать, а они обращают это дело в свою пользу — будто печатанием их сторона признана правою. Это они криво толкуют. Будто все, что печатается, то истинно. Мало ли басен и сказок печатают?! Басня — и напечатанная — все же остается баснею. Так и раскольнические книги — и напечатанные — все остаются нелепостями. Вот такие предосторожности имейте против раскольников. Всего, впрочем, чего опасаться от них должно, не перескажешь. А вы вот как делайте: когда услышите что от них и сами не можете обличить лжи раскольнической, идите тотчас к своим священникам и расскажите им все и спросите, как что обличить у раскольников и как на что отвечать. Они вам все разъяснят, и душу вашу успокоят, и вас подготовят к тому, чтоб отражать вы могли и сами кривотолки раскольнические. Так действуя, вы совершенно будете безопасны от какого-либо обмана и уловления вражеского. Слышу, что вы думаете и книг себе накупить и завести библиотеку. Это дело очень доброе: от книг большая будет поддержка училищам вашим, они послужат к продолжению учения и на дому. Вот тогда позаботьтесь избрать книги — все хорошие, а в числе их и таких купите, в которых обличается раскол. Тогда, прочитавши такие книги, не только обличите ложь раскольническую, но еще и самих раскольников можете вразумить и обратить. А это будет дело самое спасительное, ибо обративший «нечестивого» от «пути его» (Ис. 55:7) избавит душу свою от смерти и покроет множество грехов (Иез. 3:19, 21). Так, православные христиане, «стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» (1 Кор. 16:13). Милостивый Господь да поможет вам в сем, да будете как светильники, горящие в стране своей, — всем правый путь указующие. Аминь. 27 июня 1864 года, в с. Ландехе Гороховецкого уезда
|