Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Неделю 12-ю по Пятидесятнице (о неизменности православного исповедания)

Поиск

В прошедшей беседе моей, в день Преображения, если кому    случилось слышать ее, я не неблаговременно, как мне казалось, коротко напомнил вам начертание общей программы жизни истинно христианской, о которой говорил не раз. Ныне также не неблаговременным нахожу указать вам одно предостережение, именно, относительно новых учений, которые так плодовиты в наше время. Мысль мою выражу словом Апостола: «В научения странна и различна не прилагайтеся» (Евр. 13:9).
Не    думайте, что я взял эту мысль по каким-либо своим соображениям. К ней подал мне повод и, следовательно, обязал остановиться на ней нынешний Апостол, содержание которого всем внушает стоять неуклонно в благовествовании, которое принято исперва от Апостолов, в коем спасались и спасаются все спасающиеся. «Я передал... вам... — говорит апостол Павел к коринфянам, — что... сам принял; посему, как я проповедовал и как вы уверовали, — стойте в том и спасайтесь» (1Кор. 15:1—3, 11). Так есть и иначе быть не может.
В другом месте он ту же мысль выразил так: «Думаете вы, что мое слово к вам бывает то    «ей», то «ни»? Нет. «Верен... Бог... Слово наше... к вам не быст ей и ни». Но что я говорил вам «ей», то — «ей», и что «ни», то — «ни». «Ибо елика обетования Божия, в том ей, и в том аминь» (2 Кор. 1: 17—20). Как Бог неизменен, так неизменно слово Его. И так же неизменными в веровании надлежит пребыть и нам всем, принявшим слово от Апостолов и преемников их, «не аки слово человеческо, но, якоже есть воистинну, слово Божие» (1 Сол. 2:13).
    «Не бывайте» убо, братие, «преложни к иному ярму» (2 Кор. 6:14), то есть к иному какому учению, кроме содержимого нами, засвидетельствовавшего и свидетельствующего свою Божественность. «Но если б даже... Ангел с неба» пришел нам «благовестить... паче, еже» благовествовано нам святыми Апостолами, все в один голос скажем: «анафема да будет» (Гал. 1:8), следуя Апостолу, который по любви к истине и себя поставил в число сих осуждаемых, — если б почему-либо стал благовествовать иначе, нежели благовествовано.
Да не покажется кому такой приговор слишком    строгим. Он в порядке вещей. Учения человеческие по природе своей изменчивы. Это для них и необходимость, и благо. Все вокруг нас течет, ничто не стоит, и вещи, и судьбы общественные, и предприятия людские. Странно было бы, если б кто-либо упорно стоял в одних и тех же понятиях, когда вокруг уже ничего нет, к чему бы можно приложить их. Но не то в деле веры, в сем внутреннейшем отношении духа нашего к Верховному Существу. Здесь как Бог неизменен и неизменна природа наша, так неизменен должен быть и Символ веры. Так это и есть. В раю еще начертан тотчас по падении, Моисеем потом облечен в подготовительную форму, а Спасителем совершен и действуется ныне во всех совестях, искренно к Богу обращающихся. Так есть и так будет до самого окончания века.
Не    составьте против нашей мысли возражения, что некоторое изменение представляется и в Божественном учении, именно: Моисей дал одно устройство веры, а Спаситель отменил его и дал новое. Но, кроме того, что сие изменение касалось только видимой формы, а не существа, то и другое устройство веры совершено Самим Богом. Ибо знаем, что «Моисеови глагола Бог» (Ин. 9:29), а Спаситель Сам есть Бог; поэтому покорность тому и другому обязательна для нас, как покорность воле Божией. Так и по существу дела! Богу приближаться и Ему угождать иначе мы не можем, как так, как определил и разрешил Он Сам. Бог определил чрез Моисея образ богоугождения и спасения: так все до Пришествия Спасителя и спасались, и угождали Богу. Пришел Спаситель и отменил Моисеев закон, исполнив, или заключив его в Себе, и дал новый закон. «Теперь древняя мимоидоша, и быша вся нова» (2 Кор. 5:17), — говорит Апостол. Теперь нет иного приступания к Богу, иного образа богоугождения и спасения, как тот, который Господом заповедан, Апостолами проповедан и содержим Святою Церковию.
    «Многочастне и многообразие древле Бог глаголавши отцем во пророцех, в последок же дний сих глагола нам в Сыне Своем» (Евр. 1:1—2). В Сыне Своем говорил к нам Бог в последний раз. Значит, других изменений в Божественном устроении спасения не будет. Что Моисеев закон будет отменен, как временный, а вместо него введен новый закон, о сем было предсказано и все того ожидали. Сам Моисей говорил: «Пророка... вам воздвигнет... Господь, якоже мене... Того послушайте» (Втор. 18:15). Но Спаситель после того, как открыл нам волю Божию, не предуказал никакого изменения, а сказал: «Я с вами... до скончания века» (Мф. 28:20). Он с нами тогда, когда мы мыслим Его умом, живем Его жизнию, освящаемся Его силою. Значит, — как мы теперь веруем, так должно быть до конца мира. Сего ради Он учредил Церковь, коей «врата адова не одолеют» (Мф. 16:18), и узаконил, что, кто «Церковь преслушает, будет... как язычник и мытарь» (Мф. 18:17), то есть погибший.
Итак,    до самого скончания века мы не должны ожидать никакого нового Откровения. Что же потому должно думать о том, кто пришел бы и стал уверять нас, что он приносит нам от Бога новое Откровение? Мы должны почесть его лжецом и обманщиком. Если б даже он говорил, что Ангел или какой-либо дух говорит ему, — и тогда надо с твердостию отвергнуть его, не допуская в себе раскрыться духу пытливости или каким льстивым надеждам. «Един Господь, едина вера, едино крещение» (Еф. 4:5), — учит Апостол. Какой еще иности в вере и богоугождении ожидать, желать и принимать нам?! И какая нужда нам слушать всякого встречного, тем паче, когда он «иного Иисуса» — иной образ спасения — проповедует, его же не проповедали Апостолы, или «иного Духа» предлагает принять, коего не принимали доселе, или к «иному благовестию» склоняет, коего не было слышно прежде (2Кор. 11:4)? Какого еще нужно учения, когда то, которое мы содержим, так спасительно и так многообразно доказало свою спасительность?! К сему может располагать только праздное желание перемены. Послушайте, что о сих духах, проповедниках новых учений, пишет апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Возлюбленнии, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть: яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов, егоже слышасте, яко грядет, и ныне в мире есть уже» (1Ин. 4:1—3). На это решительное слово Апостола не нужно других объяснений. Одно только надо пояснить: что значит «исповедовать Иисуса Христа во плоти пришедшего»? Это значит исповедовать, что мы пали в прародителях, так что сами собою восстановиться не могли. Единородный Сын Божий и Бог, Второе Лицо Пресвятой Троицы, воплотился ради нас и, пострадав плотию, оправдал нас пред Богом и благодать Святого Духа нам заслужил, которую приемля верою чрез Таинства во Святой Церкви мы освящаемся и получаем силу жить по Духу Христову, в исполнении Его заповедей, ради Коего чаем нескончаемой, блаженной Жизни в будущем. Вот что значит «исповедовать Иисуса Христа во плоти пришедшего». Если какой дух начнет что-либо проповедовать отлично от сего, тот не от Бога, а есть «дух... антихристов».
Заметьте особенно следующие пункты.   
Первое.    Иисус Христос есть Истинный Бог и истинный человек в Едином Лице. Следовательно, дух, не исповедующий Иисуса Христа Истинным Богом, отвергающий Божество Его, есть антихристов.
Второе. Спасение наше    состоит в освящении. Освящение получается благодатию Святого Духа, приемлемою верующими в Таинствах и возводящею нас к святости. Кто предлагает иной способ очищения, освящения и усовершенствования, тот антихристов.
Третье. Чаем воскресения мертвых и жизни Будущего    Века после того, как Господь придет во второй раз и рассудит живых и мертвых. Чтоб кто самочинно не чаял в этот, может быть, долгий промежуток времени каких-либо дивных приключений с собою, повторения, например, явления своего в числе живущих на земле, Апостол резко определяет: «лежит человеком единою умрети, потом же суд» (Евр. 9:27). Одна каждому смерть, стало быть, одно и рождение. Мысль Апостола такова: «Дан тебе срок жизни сей, спеши им пользоваться во спасение свое, не чай другой подобной жизни».
Умрешь ты однажды; по смерти    твоей произнесен будет суд над тобою, и участь твоя решена навсегда. Какой дух иначе будет проповедовать и обещать другое рождение и другую смерть, тот антихристов. Всех таковых духов не слушайте, и, если дойдет до вас слово кого-либо из таковых, смело можете произносить о нем суд словом Апостола, что это «дух... антихристов» (1 Ин. 4:3), и прибавлять к сему суду и апостольское решение: «анафема да будет» (Гал. 1:8).
Долгом я счел сказать вам сие, братие и отцы, в предостережение против подходящих к нам учений,    «да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют разумы ваши от простоты» (2Кор. 11:3). Не бывайте же «младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей, в коварстве козней льщения» (Еф. 4:14). Но «тверди бывайте, непоступни» (1 Кор. 15:58). «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся» (1Кор. 16:13).
И Бог истины, мира и любви будет с вами. Аминь.   
11 августа 1863 года   



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.63 (0.009 с.)