Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
При вступлении на владимирскую пасту (что значит в православном христианстве — тещи и неподвижну быть)
Содержание книги
- При вступлении на тамбовскую паству (полное начертание православной истины и указание уклонений от него)
- Слово пред липецкою паствою (общий строй жизни, требуемой православием как условие спасения)
- Слово пред козловскою паствою (предостережение пред увлечениями новизнами)
- В день святого апостола и евангелиста иоанна богослова (богословие святого апостола и евангелиста иоанна богослова — норма православного исповедания)
- В Неделю святых отцов первого вселенского собора (покорение ума под иго веры — охрана православия)
- В Неделю 12-ю по Пятидесятнице (о неизменности православного исповедания)
- На прощание с тамбовской паствою (увещание стоять В православной истине несмотря на наплыв ложных воззрений)
- При вступлении на владимирскую пасту (что значит в православном христианстве — тещи и неподвижну быть)
- В день тезоименитства наследника цесаревича николая Александровича (прочность благоденствия государства не В благонравии только, но и В православии)
- В Неделю по рождестве христове (В христианстве ничего не следует изменять, подчиняясь духу времени, но должно строго держаться всего, как изначала заповедано, не ища льготностей)
- В Неделю торжества православия (основа православия В единомыслии; начало его — что всегда, всеми и всюду было исповедуемо; крепость и стойкость — В ведении истины)
- Пред судогодскою паствою (раскол — не старина, а новшество)
- Пред ландехскою паствою (предостережение от расколоучителей)
- Пред шуйскою паствою (общие предостережения от соблазнов В деле веры, жизни и благочестия)
- В Неделю 9-ю по Пятидесятнице (истинное ведение христианства почерпается из жизни христианской)
- В понедельник седмицы 12-й по Пятидесятнице (вступили В церковь. Держитесь церкви — иного спасения нет)
- Во вторник седмицы 12-й по Пятидесятнице (держитесь церкви, живите В духе ее — и спасетесь, от льстивых же учителей отвращайте слух)
- В Неделю 12-ю по Пятидесятнице (благоденствие от благословения божия, подаемого за веру и благочестие; как неверие и раскол губят веру и благочестие, то от них надо всячески беречься)
- В понедельник седмицы 13-й по Пятидесятнице (раскольники не могут исполнить условий спасения, а то, чем они хотели заменить недостающее, никакой силы и цены не имеет)
- В Неделю 17-ю по Пятидесятнице (как всякий может уяснить себе догматы символа веры посредством чтения для предотвращения злого влияния льстивых лжеучителей)
- В Неделю 18-ю по Пятидесятнице (как неумеющему читать можно успеть В уяснении догматов, внимая В церкви поемому, читаемому и действуемому)
- В Неделю 32-ю по Пятидесятнице (сетование по поводу слухов, будто, живя среди православных, нельзя спастись)
- В день тезоименитства ее императорского высочества, великой княгини ольги николаевны (святая вера наша, друг-друго-приимательно хранимая, есть слава наша и нашего благоденствия основание)
- В Неделю 20-ю по Пятидесятнице (наше отношение к слову божию как несомненно истинному)
- В Неделю 21-ю по Пятидесятнице (как усвоять слово божие)
- В Неделю 24-ю по Пятидесятнице. В день освящения нового семинарского корпуса (начала веры В жизни христианской должно хранить неподвижными)
Первое совершив с вами священнодействие, первое мое обращаю к вам слово. И что скажу вам? Если б говорить все, что можно и желательно, то и конца не было бы собеседованию. Дадим лучше свободу течению мыслей, и что изберется из многого, то возьмем себе в урок на память о нынешнем дне. Се, всеправящая десница Божия указует мне пастырское среди вас служение — и дает вам во мне пастыря, а мне в вас — паству. Благословим Господа, так благоволившего о нас! Что до вас, то вы, конечно, не имеете других осязательных побуждений к благодарению, кроме общей заповеди — о всем благодарить (1 Сол. 5:18). Я же в новом моем назначении вижу особенную ко мне милость Божию, по преизбытку немощей моих умножающую благодать свою на мне. Ведая долгое во Христе пребывание новой моей паствы, великие труды, подъятые ею в служении Господу, а паче великие Божии дары, излиянные на нее в прославлении святых ее мужей, в нетленных мощах, чудотворных иконах и неоднократно бывших чудесных благодеяниях Божиих, я вхожу как бы в рай благодати, как бы в готовое жилище Божие и исполняюсь благонадежием на скорую помощь мне в подъятии трудов пастырства. Теперь пусть немощна молитва моя, ее восполнят просиявшие здесь святые, ныне на Небе у Престола Божия предстоящие, кои, обычно о вас молясь, и меня да примут под милостивый покров свой. Пусть не богат я мудростию деятельною — ее заменят долголетним опытом установившиеся среди вас спасительные порядки жизни. Пусть бессильно слово мое к созиданию душ ваших — вместо него будут назидать вас долгие ряды предков ваших, сильных в вере и благочестии, громче всякого слова проповедающих о спасительном пути. Приводя все сие на память, как не возблагословлю Господа, вступая в небезответное духовное общение с вами! Говорю, впрочем, так, братие, не затем, чтоб, сложив все орудия доброго пастырствования, предаться покою, но затем, чтоб, чувствуя под собою утвержденную почву, дерзновеннее вступить в дело и благонадежнее действовать. Ибо, кто бы и куда бы ни был послан в земных паствах, всегда к нему может идти как указание цели слово апостола Павла к Титу: «да недокончанная исправиши» (Тит. 1:5). Я должен принять на себя сей урок, и приемлю. Не подразумевайте, однако ж, в сем слове самонадеянных обещаний. Все от Бога — и начинание, и исполнение. Ему в молитвах предадим души наши, Его мановениям внимая и от Него чая укрепляющей помощи, без жаления, однако ж, и своих сил. Это закон одинаково неотложный и для меня, и для вас. Между тем есть и общие начертания действий, кои сами собою теснятся во внимание и всегда, тем паче в подобных нынешнему случаях. Их много можно перечислить. Не буду, однако ж, обременять вашего внимания многим: укажу главнейшее и нужнейшее. Приводя себе на память вашу испытанную любовь к пастырям, нахожу в том опору моей надежде на искреннее общение между нами и призываю вас сохранить навсегда обычный вам дух любви и мира. Мир и любовь всех вас между собою и со мною да водворяется в сердцах ваших, свидетельствуясь не доброжелательством только друг другу и сочувствием, но и содействием и всяким взаимнопомоганием. Будем терпеть друг друга, уважать в каждом достоинство и человеческое, и паче христианское, снисходить немощам и во всем «не своих си» искать, но паче «дружних... смотрят» (Флп. 2:4). Паче же всего «единодушни» да будем и «единомудренни» (Флп. 2:2), стоя «во едином дусе и единодушне сподвизающеся по вере благовествования» (Флп. 1:27) и «тщащеся блюсти единение духа в союзе мира» (Еф. 4:3), дабы «единодушно едиными усты» славить Бога (Рим. 15:6), ибо «един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех» (Еф. 4:5—6). «Да не будут убо в нас распри», разделения, «рвения», «ереси», стязания и словопрения, но «да тожде» глаголем «вси» и будем «утверждени в томже разумении и в тойже мысли» (1 Кор. 1, 10, 3:3, Гал. 5:20) Так, все вместе, единясь в мыслях и чувствах, мы составим из себя крепкий сосуд, в который благонадежнее будет изливать Господь щедроты Свои. И мы будем посему как «древо... при исходищах вод» (Пс. 1:3), напояемое благодатию Божиею для обильного плодоприношения. Далее — пребывая в таком единодушии и единомудрии, взаимно поощряя друг друга и взаимно друг другу помогая, будем, братие, с усердием «простираться... в предняя» (Флп. 3:13) по силе нашей. Напоминаю о сем из опасения, не расслабели ль вы как-нибудь от долгого пребывания в том же роде действования. Хотя христианство само есть образ жизни полнящий, а не истощающий, возбуждающий, а не томящий, но как немощь естества нашего изобретательна на уклонение от должного, то, не духом времени увлекаясь, а слову Апостола внимая, долгом считаю возбудить вашу ревность, приглашая: «гоните... со усердием...к почести вышнего звания», восходите от силы в силу и обновляйтесь непрестанно в себе, «задняя... забывая и в предняя... простираясь» (Флп. 3:13—14), чтоб можно было сказать, что и в вас «древняя мимоидоша, и се, быша вся нова» (2 Кор. 5:17). Но, братие, «тако тецыте, да постигнете» (1Кор. 9:24). Непрестанно устремляясь вперед, помните и другое слово Апостола: «стойте» (1 Кор. 16:13), «...неподвижни... пребывайте» (Кол. 1:23). Есть люди, кои, не постигая сего союза неподвижности в христианстве с обязательным для христиан стремлением вперед, впадают в ошибку, пагубную для них и опасную для других. Вместо того, чтоб в стремлении «в предняя» себя обновлять по образцу христианства, они хотят само христианство поновлять по своим прихотям, не себя ему подчиняя, а его к себе применяя. Оставаясь теми же, они мечтают, будто идут вперед и другим содействуют к тому посредством разных отмен и изменений в христианских порядках и в законах Святой Церкви Божией. Порядок требует, чтоб устроение нас, заповедуемое христианством, оставалось неизменным, мы же подходили к нему, обновляясь и изменяясь, по образцу его, в себе. А они не себя хотят изменять, а христианство — и тем портят все дело, подрывая всякую возможность к действительному нашему совершенствованию. Христианство, предлагая нам образец высокого совершенства, подает к тому и все должные средства. Оно есть лествица, возводящая на Небо, путь, ведущий в Живот, врачевство, исцеляющее все немощи наши и несовершенства. Лествица сия уже утверждена и многих возвела на Небо. Не перестраивать ее нужно, а восходить по ней. Путь сей уже испытан: он прост, для всех виден и верен. Было бы неразумно тратить время и труды на проложение нового пути или на исправление по-своему уже проложенного. Пролагая новый путь, можно, по близорукости, направить его в пагубу, а переустрояя — только испортить, наделавши рытвин и перекопов. Идти надо по указуемому пути, а не вопить без смысла, не лучше ли сюда пойти, не лучше ли туда уклониться, праздно вперив очи, кто весть куда, или бесполезно бегая взад и вперед. Врачевство христианства пред целым светом доказало и доказывает свою целительность на всех, кто пользуется им без всяких суемудрых умничаний. Было бы непростительною ошибкою покушаться отменить из его целительных составов то одно, то другое, то третье. Рецепт сей на Небе составлен и исполняется из Небесных веществ. Покушаясь его поправить, земнородные самонадеянно берут на себя дело совершенно превышающее силы их и пагубное. Не исправлять лекарство, а пользоваться им надо в простоте веры, чтоб оздравиться его целительною силою. Понятно теперь вам, что значит в христианстве стоять и тещи. Так и поступайте. Содержите христианство все, как оно есть и хранится в Церкви Христовой, и твердо стойте в нем, не покушаясь изменять или отменять что в нем, а себя непрестанно совершенствуйте по образцу его, всячески заботясь достигнуть той меры, какую оно всем указывает, целя́сь его целительностию, со тщанием теча, куда оно ведет, и неленостно восходя, куда возводит. Но при сем, братие, пришло мне на мысль другое уклонение от правды, не менее пагубное, которое тоже считаю не неуместным оговорить. Иные погрешают относительно того, как должно пребывать неподвижным в христианстве, по заблуждению включая в область неизменного устроения нашего спасения и то, что привзошло в благочестивую жизнь христиан по потребностям изменчивого времени, по ненамеренным ошибкам или по намеренному злоупотреблению, не замеченному и не предотвращенному в свое время. Они походят на тех, кои, находясь при дороге прямой и истинной, запутались в прилипчивую траву и вертятся на одном месте, в обольщении думая, что совершают важное и для себя, и для других дело, и тяжесть ненужных уз и сопряженных с тем неприятностей считая ценными в очах Божиих подвигами веры и благочестия. Они сами себе заграждают путь и сами себя томят голодом и жаждою, изобретая непитающую пищу и ненапояющую воду в виду истинного Дома Премудрости, в коем уготована обильная Трапеза, предлагающая истинное Брашно и истинное Питие. Лишая себя таким образом истинно животворных сил и питательных соков, они неподвижно стоят и чахнут. Не прилепляйтесь к таковым и тем паче не ходите вслед их. Эти «образ благочестия» имеют, «силы же его» отвергаются (2 Тим. 3:5), а первые скорее суть «...облацы... безводные... от ветр преносимые» (2 Пет. 2:17), хотя и может казаться, что они несут благотворное орошение. Так, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, идите царским путем, указанным Святою Православною Церковию, «яже есть... столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15). Вот к чему мы пришли. И ненамеренно будто в слове нашем обозначились начала верования и жизни христианской. Это и полагаю я в основание, на котором потом буду назидать, если Господь не оставит меня Своею благодатною помощию. Помогите и вы мне вашим вниманием к слову моему и вашим послушанием. Конечно, вы уже так давно стоите в вере, что, может быть, «не требуете, да кто учит вы» (1 Ин. 2:27), довольны суще и других научить; но это не снимает с меня обязанности говорить, а с вас обязанности слушать. Я беру на совесть опасливое слово Апостола: «горе... мне... аще не благовествую» (1Кор. 9:16) — и постараюсь по силе моей сказывать вам всю волю Божию, а вы постарайтесь узнать сию волю и, узнавши, исполнять во всей широте предписания и по всей силе вашего усердия, да будете овцы, гласа пастырева слушающие и по нем идущие, а я на деле пастырь, глашающий «своя овцы... по имени» и изгоняющий их неленостно на пажити слова и благодати (Ин. 10:3—4). Даруй, Господи, чтоб от вас никогда не была отнята похвала усердного внимания и послушания, как от меня — непрерывного учения и руководства. В заключение помолимся, братие, да благословит Господь сие новое лето нашей жизни и да дарует нам во взаимном внимании друг ко другу дружелюбно пройти положенное нашему сожитию время во славу Божию и общее всех нас спасение. Покров Матери Божией, молитвы всех святых, зде почивающих, да осеняют нас и, непрестанно согревая, да возбуждают на труды и укрепляют в них. Аминь. 7 сентября 1863 года
|