Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вопрос 26 - Организационные коммуникации: понятие, предназначение, классификация.
Организационные коммуникации – это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами.
Коммуникации - обмен сведениями с помощью языка или жестов, а также иных способов контакта.
Предназначение организационной коммуникации – обеспечение эффективного взаимодействия всех систем и подсистем предприятия, направленное на достижение целей этого предприятия и осуществления его миссии [1, стр.327].
Вопрос 32 - Стиль руководства: понятие, подходы к определению эффективного стиля управления.
«Стиль управления - совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций и предприятий в своей практической деятельности». По Мескону, стиль руководства - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации. Стиль управления выражается через способы (приемы), с помощью которых руководитель побуждает коллектив к деятельности по достижению поставленных целей и контролирует ее.[3]
Таблица – Факторы формирующие стиль руководства руководителя:
Объективные факторы
| Субъективные факторы
| Уровень иерархий управления;
| Профессиональная компетентность
| Сфера деятельности;
| Организаторские характеристики
| Закономерности управления в организации
| Воспитательные характеристики
| Социальные черты исполнителей
| Морально-психологические характеристики
| Стиль работы вышестоящих руководителей
|
|
Таблица – Российская традиционная классификация стилей руководства.
Стиль
| Сущность
| Административный
| постоянное взаимопонимание, сплоченность между администратором и управленческой группой и членами коллектива
| Социально – психологический
| это комплекс социально-психологических мер, направленных на создание атмосферы в организации и стиля ее работы, ориентирующих и мотивирующих сотрудников на успешное выполнение стратегии (стратегий) организации
| Дистанционный
| управление через посредство посторонних лиц, передающих указания руководства.
| Контактный
| управление персоналом непосредственно руководителем посредством прямого контакта
| Целеполагающий
| связан с определением приоритета оперативных и тактических целей коллективной деятельности
| Делегирующий
| управление с помощью приказов и указаний
| Интровертальный
| стиль, ориентированный на решение внутренних проблем руководителя или коллектива
| Экстравертальный
| стиль, ориентированный на решение внешних проблем, т.е. проблем по адаптации коллектива к окружающей среде
| Можно выделить три подхода к определению наиболее эффективного стиля руководства (поведения руководителя):
| Сущность подхода
| Теории характ. подход
| Стили управления
| Сущность стиля
| Сильные стороны
| Слабые стороны
| С позиций личных качеств
| определяет за-висимость меж-ду наличием определенных личных качеств руково-дителя и эффективностью руководства
| | h
| h
| личные качества, руководителей обеспечивают эффективное руководство.
| Структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качест-вами, деятельностью и задачами его подчи-ненных.
| Поведенческий
| определяет привычные манеры поведения руководителя с подчиненными – и пытается найти оптимальный стиль руководства.
| Системы лидерства Р. Лайкерта;
Теория ‘‘X’’и‘‘Y’’ Мак Грегора;
Управленческая решетка Блэйка и Мутона;
| автократичный
| Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. Личное установление целей и выбор средств их достижения. Коммуникационные потоки идут преимущественно сверху
| Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата
| Сдерживается индивидуальная инициатива
| демократичный
| Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера. Принятие решений разделено по уровням на основе участия. Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях
| Усиление личных обяза-тельств по выполнению рабо-ты через участие в упра-влении
| Позволяет начать дело так, как это ви-дится без вмешатель-ства лидера
| либеральный
| Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации. Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникации строятся в основном по горизонтали
| Требует много времени на принятие решений
| Группа может поте-рять направление дви-жения и уменьшить скорость без вмеша-тельства лидера
| Ситуационный
| основан на определении ситуационных факторов стиля руководства, влияющих на эффективность
| Модель Фидлера
Модель ‘‘Путь – Цель ’’ Митчела и Хауса
Теория жизненного цикла (Херси и Бланшар
Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона
| стиль поддержки
| направлен в равной степени на человеческие отношения и на задачу; руководитель выбирает поведение с ориентацией на человеческие отношения, но в то же время он дает конкретные инструкции подчиненным относительно того, что делать - этим он поддерживает желание и энтузиазм подчиненных выполнять задание под свою ответственность
| обеспечивает максимальную производительность, увели-чивает удовлетворенность сотрудников
| исполнители хотят принять ответст-венность, но не могут
| инструментальный стиль
| проявляется в том, что подчиненным сообщают, что от них хотят, дают им конкретные указания, что и как нужно делать, тем самым делая роль руководителя группы понятной всем. Кроме того, руководитель составляет графики работы, поддерживает определенные стандарты исполнения, просит подчиненных придерживаться стандартов, правил и процедур.
| обеспечивает максимальную производительность, увели-чивает удовлетворенность сотрудников
| исполнители хотят принять ответствен-ность, но не могут
| стиль, поощряющий участие людей в принятии решений
| поощряет участие подчинённых в принятии решений, характеризующийся большим обменом информацией и идеями руководителя и подчиненных.
| руководитель повышает причастность исполнителей к принятию решений, но при оказании помощи не навязывает никаких указаний
| исполнители могут, но не хотят отвечать за выполнение задания.
| стиль, ориентированный на эффективное достижение целей
| характеризуется поставкой перед подчинёнными напряженной цели и ожиданием того, что они будут работать в меру всех своих возможностей. Руководитель требует от подчинённых работать в полную меру их возможностей и одновременно убеждает их, что это им по силам.
| Поддержка, наставничество, устранение помех. Направ-ление усилий подчиненных на достижение целей удовле-творения потребностей под-чиненного, когда цель достигнута
| Возникновение угро-зы нежелания выпол-нять работу в следс-твии излишнего дав-ления со стороны руководителя.
|
|