Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Вопрос 13 - Типы организационной структуры управления. Основные характеристики, условия эффективного применения
Организационная структура управления — это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели [ http://www. fictionbook.ru].
ОСУ– совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений [http://www.businessstudio.ru].
ОСУ - это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления [http://www.markus.spb.ru].
Таблица – Сравнительная характеристика типов Организационных Структур Управления.
Критерии сравнения
| Иерархические ОСУ
| Адаптивные ОСУ
| Характеристика иерархии управления
| Жёсткая иерархия. Уровни управления чётко определены.
| Отсутствие иерархии или её размытость. Уровни управления чётко не определены.
| Характеристика развития вертикальных и горизонтальных связей
| Сильно развиты вертикальные субординационные связи.
| Высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом. Хорошо развитые связи кооперации и координации.
| Тип управления
| Моноцентрический, постоянный.
| Полицентрический, смена лидеров по ситуациям.
| Формализация правил и процедур осуществления управленческой деятельности
| Жёсткая формализация правил и процедур.
| Слабая или умеренная формализация правил и процедур.
| Формализация отношений управленческого персонала
| Узко определённые обязанности, права и ответственность.
| Широко определённые обязанности, права и ответственность.
| Разделение управленческого труда
| Узкая специализация деятельности. Жёсткое и постоянное закрепление функций.
| Широкая специализация деятельности. Временное закрепление функций за группами.
| Характеристика принятия управленческих решений
| Централизация принятия управленческих решений.
| Децентрализация принятия управленческих решений.
| Критерии подбора кадров.
| Объективные.
| Субъективные.
| Подход к решению задач.
| Разделение каждой задачи на ряд процедур.
| Процессный подход к решению проблем.
| Авторитет власти.
| Признаётся данная власть.
| Авторитет власти завоёвывается.
| Характеристика отношений персонала.
| Формальные отношения, носящие официальный характер.
| Неформальные отношения, носящие личный характер.
|
Таблица – Условия эффективного применения типов ОCУ.
Условия
| Иерархические ОСУ
| Адаптивные ОСУ
| Характеристика внешней среды.
| Стабильность и несложность внешней среды.
| Неопределённость и сложность внешних факторов и ускорение их изменения.
| Характеристика реализуемых целей и задач.
| Цели и задачи простые и ясные. Задачи поддаются делению. Работы измеряемы.
| Задачи не имеют чётких границ. Работы измерить сложно, а порой и невозможно.
| Возможность регламентации управленческих функций
| Постоянная повторяемость одних и тех же работ, что позволяет их регламентировать.
| Редкая повторяемость одних и тех же работ, и как следствие сложность регламентации выполнения управленческих функций.
|
Таблица – Краткая характеристика видов ОСУ.
Вид
ОСУ
| Преимущества
| Недостатки
| Линейная
| 1. Единство и четкость распорядительства.
2. Простота управлением.
3. Согласованность действий исполнителей.
4. Оперативность в принятии решений.
5. Четко выраженная ответственность.
| 1. Высокие требования к руководителю.
2. Перегрузка информацией.
3. Концентрация власти в управляющей верхушке.
| Функциональная
| 1. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций.
2. Освобождение некоторых линейных менеджеров от решений специальных вопросов.
3. Уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
| 1. Длительность принятия решений.
2. Трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами.
3. Чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач своих подразделений.
| Линейно-функциональная
| 1. Более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников.
2. Освобождение главного линейного менеджера от решения глубоких проблем.
| 1. Недостаточно четкая ответственность.
2. Отсутствие взаимосвязей и взаимодействий на горизонтальном уровне между производственными отделениями.
| Дивизиональная
| 1. Разделение решений по уровням ускоряет их принятие и повышает их качество
2. Эта структура эффективна там, где производство слабо подвержено колебаниям рыночной конъюнктуры и мало зависит от технологических нововведений
| 1. Из-за роста управленческого аппарата растут накладные расходы
2. Централизованное распределение ресурсов в случае их недостатка может привести к развитию межотраслевых конфликтов
| Проектная
| 1. Высокая гибкость.
2. Сокращение численности управленческого персонала по сравнению с иерархическими структурами.
| 1. Очень высокие требования квалификации, личным и деловым качествам руководителя проекта.
2. Дробление ресурсов между проектами.
3. Сложность взаимодействия большого числа проектов в компании.
4. Усложнение процесса развития организации как единого целого.
| Матричная
| 1. Усиление контроля за отдельными задачами проекта.
2. Повышение личной ответственности
3. Повышение мотивации деятельности.
4. Рациональное использование кадров.
5. Рост творческой активности персонала.
6. Возможность быстро реагировать и адаптироваться к внешним и внутренним изменениям в организации.
| 1. Трудность установления четкой ответственности за работу.
2. Необходимость постоянного контроля за соотношением ресурсов.
3. Высокие требования к квалификации, личным и деловым качествам работников, необходимость их обучения.
4. Частые конфликтные ситуации между руководителями подразделений и проектов или программ.
5. Возможность нарушения правил и стандартов, принятых в функциональных подразделениях.
|
|