Проблемы перехода от централизованной к рыночной экономике в Республике Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы перехода от централизованной к рыночной экономике в Республике Беларусь



Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономикесопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей.

Переходный период включает три этапа:

• первыйдеформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы;

• второйстановление нового экономического порядка, целью которого является создание необходимых условий и зарождение новых структур и механизмов(развитие новай институциональной среды);

• третийструктурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям.

Т.о., под переходными следует понимать процессы преобразования содержания и структуры, мотивации экономической деятельности, адаптации ее к условиям и требованиям внутреннего и внешних рынков, которые обусловлены изменениями экономического, государственного и общественного порядков.

Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип экономики базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем(менее разрушителен, требует меньших трансакционных издержек, в социальном плане не вызывает резких социальных потрясений). Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого».

Эволюционный путь развития определяется специфической закономерностью функционирования переходной экономики — инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, которые предопределяют невозможность быстрой замены существующих форм другими. Такая замена деформирует производственный процесс, ведет к спаду производства. Инерционность воспроизводства в этом смысле предполагает сохранение в переходной экономике старых экономических структур и механизмов.

Огромное влияние на переходные процессы оказывает состояние кадров. Для них также характерна инерционность, так как кардинальные изменения в содержании знаний и навыков работы кадров невозможно осуществить быстро.

Для перехода отцентрализованной к рыночной экономике в Республике Беларусь необходимо создать условия и решить ряд сложных проблем:

• ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны;

• обосновать перспективную модель национальной экономики страны;

• создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;

• либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес;

• обеспечить равноправие всех форм собственности;

• сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры — валютной, фондовой и товарных бирж, многообразия финансовых учреждений;

• провести структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику;

• использовать преимущества глобализации для развития национальной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• изменить структуру и совершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;

• значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;

• разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения;

• повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности, особенно на начальных этапах переходного периода.

Решение этих проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.


 

39. Промежуточные итоги рыночных преобразований.

Конец XX в. для экономики Республики Беларусь был поистине судьбоносным — распался Советский Союз.

В сжатые сроки необходимо было создать собственную государственность, национальную банковскую систему, ввести национальную валюту и т.д.
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси являются переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества, построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики, снижение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду и улучшение ее качественного состояния.
В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая в целях создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования отдельных предприятийи экономики в целом.

Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов повышение эффективности производства.
Основными задачами реформирования отношений собственности являются следующие:

· создание социально ориентированной многоукладной экономики рыночного типа,

· совершенствование управления государственным имуществом

· сохранение потенциала системообразующих предприятий

· максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.

Однако некоторые преобразования замедлились в связи:

· с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;

· слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности;

· низким уровнем инвестиционной привлекательности белорусской экономики для зарубежных инвестиций;

· отсутствием широкого слоя эффективных собственников,ориентированных на долгосрочное развитие предприятий

· низким уровнем эффективности управления и экономической ответственности собственников приватизированных предприятий и персонала за результаты производственной деятельности

· медленным формированием рыночной инфраструктуры, особенно рынков капитала и ценных бумаг.

 

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена.

С середины 1996 г. начали возрастать объемы производства продукции, инвестиций, экспорта. Стал возможным переход от прежних отраслевых пропорций с преобладанием ресурсоемких отраслей, отставанием сферы услуг к новым рыночным структурам экономики с рациональным сочетанием государственной и частной форм собственности, коренной модернизацией производства, обеспечивающей выпуск конкурентоспособной продукции.

В качестве основных направлений структурных преобразований было определено:

· создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

· опережающее развитие наукоемких высокотехнологических экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

· стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики

· развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

· повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

· разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

Начавшийся с 2001 г. переход к устойчивому развитию отражает результаты структурных преобразований в экономике, которые продолжались несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы в качестве приоритетов были определены «здравоохранение», «инновации и инвестиции», «экспорт», «жилье», «продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом.
В 2006-2010 гг. ожидалось дальнейшее ухудшение возрастной структуры населения. Появилась тенденция снижения численности лиц трудоспособного возраста. Для преодоления неблагоприятных тенденций основной целью демографического развития должно было стать укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание уделялось созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей.

В 2006-2010 гг. с учетом активизации структурной перестройки экономики ожидалось более активное высвобождение работников из общественного производства. В структуре занятости произошла переориентация на непроизводственные отрасли экономики за счет создания малых предприятий и расширения индивидуального предпринимательства в сфере услуг, где доля работающих увеличилась до 58%.

В период (до 2010 г.) важнейшими задачами являлись повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия.

На втором этапе (2011-2020 гг.) необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики. Стратегия государства по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса.

Валютный рынок страны.

Валютный рынок — это система экон. и организац-х отношений, возникающих между дом.хоз-вами, фирмами, комм. банками и другими финансовыми учреждениями, по операциям купли-продажи иностранных валют и платежных документов в иностранных валютах; рынок, посредством которого реализуются краткосрочные кредитные операции с валютой; официальный или неофициальный центр, где осуществляются операции по купле-продаже иностранных валют; валютная биржа.

Валюта — нац. ден. единица, участвующая в межд.торговых и финансовых операциях, межд.расчетах. Валюта обслуживает внешнюю торговлю товарами и услугами, межд.движение капитала, перевод прибылей из одной страны в другую, внешние займы и субсидии, межд. туризм, гос. и частные денежные переводы и др. Важной характеристикой валюты является ее конвертируемость (белорусский рубль является сегодня частично конвертируемым (по текущим операциям)). Валютный курс (обменный курс) — цена одной валюты, выраженная в единицах другой валюты. Различают фиксированный валютный курс и плавающий валютный курс. Институциональными участниками валютного рынка выступают коммерческие и центральные банки, валютные биржи, брокерские агентства, международные корпорации. (Субъектами валютного рынка являются и экспортеры, и импортеры). Основные участники валютного рынка — это коммерческие банки, которые не только диверсифицируют свои портфели за счет иностранных активов, но и осуществляют валютные сделки от лица фирм, выходящих на внешние рынки в качестве экспортеров и импортеров. Валютные сделки по экспорту и импорту товаров и услуг каждой страны составляют основу определения стоимости национальной валюты, или валютного курса. Основные сегменты валютного рынка — биржевые торги (на валютных биржах), внебиржевой (межбанковский) рынок, рынок наличных валют, международные финансовые центры. Валютный рынок прежде всего обеспечивает валютно-кредитное и расчетное обслуживание экспортно-импортных операций, а также валютных операций, связанных с инвестированием капитала за пределы национальной экономики. Наряду с выполнением функций обслуживания международного оборота товаров, услуг и капиталов, формирования валютного курса под влиянием спроса и предложения валютный рынок предоставляет возможности хеджирования, т.е. страхования валютных рисков, а также защиты от приложения спекулятивных капиталов. В самом общем виде валютные операции — это сделки по купле-продаже иностранной валюты. Главным структурным компонентом валютного рынка являются банки, располагающие суммами требований и обязательств по каждой валюте. Если эти величины совпадают, то валютная позиция называется закрытой, если же обнаруживаются неравновесия — открытой, или неприкрытой. На валютных рынках заняты брокеры и дилеры — посредники, получающие комиссионные за свой труд. В Беларуси получила широкое распространение такая спотовая валютная операция, как пространственный арбитраж. Прибыль возникает из-за разницы в курсах на различных валютных рынках. Различают простой и сложный (конверсионный) арбитражи. В первом случае взаимодействуют два контрагента, во втором — контрагенты работают с целым рядом валют. Срочные, или форвардные, контракты служат как извлечению прибыли в виде курсовой разницы, так и страхованию участников от валютных рисков. Форвардные сделки заключают банки-кредиторы, стремящиеся оградить себя от возможного понижения курса валюты, в которой предоставляется ссуда. Фьючерсный контракт — это соглашение между контрагентами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается на бирже. Сделка своп — это покупка или продажа валюты на условиях фиксированного курса, но с одновременным заключением обратной форвардной сделки, причем сроки расчетов, как правило, не совпадают. Своп-сделки широко применяются в валютно-кредитных операциях для извлечения прибыли из разницы в процентных ставках, в операциях с другими ценностями, в том числе и с золотом. Процентный арбитраж - покупка валюты той или иной страны по спот-курсу и продажа ее по срочному курсу с добавочной прибылью из возникшей разницы в процентах. Опционные контракты позволяют инвестору ограничить свой риск только определенной суммой, которую он теряет при неблагоприятном исходе событий, его выигрыш, напротив, потенциально не ограничен. Система мер по уменьшению валютных потерь называется хеджированием. В страховании нуждаются предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, банки, работающие с иностранной валютой, их клиенты, частные лица. Операции по купле-продаже иностранной валюты осуществляют прежде всего валютные биржи. Состояние и динамика валютного рынка в стране характеризуется: • средневзвешенным курсом белорусского рубля к российскому рублю, доллару США, евро; • оборотом иностранной валюты; • оборотом рынка наличных валют. Ведущие позиции на торгах заняли Национальный банк Республики Беларусь, ОАО «Приорбанк», АСБ «Беларусбанк», ОАО «БелПромстройбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ЗАО «Слав-нефтебанк», ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Белинвестбанк», ЗАО «Межторгбанк», ОАО «Технобанк».


Фондовый рынок страны.

Фондовым рынком или рынком ценных бумаг называют всю совокупность учреждений, организаций и участников, взаимодействующих между собой по поводу торговли ценными бумагами – акциями, облигациями, опционами, фьючерсами и т.п. «Фондовым» рынок ценных бумаг называют, т.к. основная цель выхода предприятия на него – привлечение в свой фонд (в свой капитал) дополнительных денежных средств за счет продажи части предприятия либо получения займа.

Основное назначение фондового рынка состоит в обеспечении аккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики, обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности, спекулятивные операции.

Общая структура фондового рынка представлена инвесторами (стратегическими и институциональными), эмитентами (организациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства), инфраструктурой, являющейся связующим звеном между инвесторами и эмитентами, и органами регулирования его деятельности.

Функционирование фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники: операторы (брокеры, дилеры); организаторы работы бирж (торговых площадок); клиринговые организации, банки и депозитарии; реестродержатели.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:

• инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства и технического прогресса;

• передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.

Фондовый рынок регулирует многие процессы в рыночной экономике. Посредством фондового рынка обеспечивается перелив капитала между отраслями и регионами, что позволяет проводить своевременные структурные преобразования в экономике, повышать ее адаптационную способность к новым условиям глобализации.

Самым важным изменением последнего десятилетия в сфере торговли ценными бумагами стала растущая интеграция национальных фондовых рынков в единый мировой фондовый рынок. Основным фактором этого процесса явилась интеграция международного фондового рынка и национальных рынков стран с переходной экономикой.

Продажа части компании на фондовом рынке происходит через выпуск и размещение акций – ценных бумаг, которые дают право своему владельцу получать часть прибыли от деятельности компании (дивиденды) или даже участвовать в управлении компанией, если у него имеется достаточное для этого количество акций. Покупатель акций становится акционером компании-эмитента.

Получение займа на фондовом рынке происходит через выпуск и размещение облигаций – ценных бумаг, которые реализуются компанией по одной цене, а через какое-то время выкупаются (погашаются) обратно по другой, более высокой цене. Разница в этих ценах – для покупателя доход, а для продавца (компании-эмитента) плата за временное использование денег покупателя. Таким образом, облигации размещаются на условиях:

1. Срочности – т.е. обращение облигаций имеет заранее установленный срок;

2. Платности – т.е. вернуть придется больше, чем взяли;

3. Возвратности – т.е. вернуть таки придется.

Что роднит облигации с банковским кредитом. Покупатель (держатель) облигаций становится кредитором компании-эмитента.

Кроме акций и облигаций, на фондовом рынке обращаются также производные ценные бумаги- деривативами - ценные бумаги, в основе стоимости которых лежит стоимость базового актива. Базовым активом для деривативов могут являться ценные бумаги, а также, например, товары, процентные ставки, инфляция и даже погода.

Торговля ценными бумагами на фондовом рынке осуществляется через посредников – профессиональных участников рынка, имеющих для этих операций все необходимые разрешения. Такими участниками являются дилеры, брокеры, профессиональные трейдеры. Они получают заявки от своих клиентов на покупку и продажу ценных бумаг и реализуют эти заявки на бирже. За это они получаются комиссионные от каждой клиентской сделки, вне зависимости от того, была ли она для клиента прибыльной или убыточной.

Фондовый рынок делится на биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг. Биржевой рынок ценных бумаг, фондовая биржа или просто биржа – организация, где торговля ценными бумагами осуществляется локализовано и регулярно. Именно здесь под влиянием экономических факторов определяется текущая рыночная стоимость ценных бумаг. Здесь участники рынка собираются, что называется, физически и торгуют.

Крупнейшими мировыми биржами являются NYSE (нью-йоркская фондовая биржа), TSE (токийская фондовая биржа),LSE(лондонская фондовая биржа), HKSE (гонконгская фондовая биржа), FWB (франкфуртская фондовая биржа). В России крупнейшие – РТС и ММВБ, которыев настоящий момент готовят объединение.

Внебиржевым рынком ценных бумаг называют торговлю ценными бумагами компаний, которые не котируются на биржах, т.к. недостаточно для этого велики, т.е. все сделки по купле-продаже таких бумаг осуществляются вне биржи. Зачастую цена на такие ценные бумаги определяется не под воздействием рыночных факторов (как на биржах), а просто устанавливается компанией-эмитентом (самокотировка). Отличительной особенностью внебиржевого рынка является более низкая ликвидность обращающихся здесь ценных бумаг – если на бирже практически любой контракт исполняется мгновенно, то здесь между выставлением бумаги на торги и ее продажей может пройти неопределенное количество времени.Крупнейшей внебиржевой площадкой в мире является NASDAQ (Автоматизированные котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам) – американский внебиржевой рынок, который специализируется в основном на акциях высокотехнологичных компаний.

Беларусь начала формирование национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах» (12 марта 1992 г. № 1512-ХИ; изменения и дополнения внесены 28 июня 1996 г. № 487-ХШ).

В Беларуси принята «германская» модель фондового рынка, которая предусматривает широкое участие банков в его функционировании и развитии (в отличие от «англосаксонской», где инвестиции в акции банкам запрещены; представители:США, Великобритания).

В настоящее время в республике действует модель фондового рынка, включающая Комитет по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь и эффективную инфраструктуру, состоящую из центрального депозитария УП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг», расчетно-клиринговой системы и единой «Белорусской валютно-фондовой биржи».


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.148.105 (0.043 с.)