Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеэкономический потенциал.

Поиск

Внешнеэкономический потенциал страны определяется наличием природных ресурсов, созданным производственным и научно-техническим потенциалом, инфраструктурой, социальной сферой, продукция и услуги которых экспортируются за пределы страны или продаются иностранным гражданам, фирмам и организациям, в том числе совместным предприятиям, без вывоза их за границу. Экономические показатели, определяющие внешнеэкономический потенциал страны:

- объем производства ВВП, в том числе на душу населения;

- удельный вес экспорта товаров и услуг в ВВП;

- доля экспорта промышленных товаров в общем объеме экспорта товаров.

Для РБ это пре­жде всего:

• выгодное экономико-географическое положение

• развитая система транспортных коммуникаций и произ­водственная инфраструктура в целом;

• многоотраслевой промышленный комплекс;

• созданный научный и инновационный потенциал;

• значительные лесные и водные ресурсы (наличие калийных и каменных солей, сырья для производства строительных материалов и др.);

• многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков.

Объем внешней торговли РБ в 2011 году составил: товары = $86,5 млрд.(экспорт - $41,4 млрд. (48%); импорт - $45,1 млрд. (52%)); услуги = $8,5 млрд.(экспорт - $5,3 млрд. (62%); импорт - $3,2 млрд. (38%)).

Основу внешнеэкономического потенциала РБ составляет промышленность – машиностроение, нефтеперерабатывающая, химическая и нефтехимическая. Значительным внешнеторговым потенциалом располагает легкая, пищевая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; производство строительных материалов.

Наращивание экспортного потенциала страны является одним из важнейших приоритетов социально-экономического развития РБ, для полной реализации которого потребуются:

1) усиление конкурентных позиций на мировых рынках белорусских производителей-экспортеров за счет внедрения новых технологий, обеспечивающих соответствие продукции требованиям международных стандартов;

2) активное применение новых форм торговли (создание белорусских торговых компаний за рубежом, финансово-промышленных групп с иностранными партнерами; открытие сборочных производств с одновременным формированием сетей технических центров и т. д.);

3) совершенствование механизма управления и регулирования внешнеэкономической деятельности.


Внешнеторговая политика.

Внешнеторговая политика представляет собой систему меро­приятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулирование внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт. На формирование внешнеторговой политики государства оказывают влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной стороны, растущая интернационализация производства и капитала, что усиливает экономическую взаимозависимость государств, а с другой - обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров.

Гос. регулирование внешнеторговой деятельности- система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала. Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень ставок таможенных пошлин.
Таможенная пошлина - это налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

К нетарифным мерам можно отнести и различные административные барьеры, с помощью которых государство неформальным образом ограничивает импорт Таможенные формальности, технические и санитарные стандарты, требования к упаковке и маркировке и т. п. могут стать препятствием для развития торговых отношений.

Основные цели внешнеторговой политики:

1)изменение степени и способа включения данной страны в МРТ;

2)изменение объема экспорта и импорта;

3)изменение структуры внешней торговли;

4)обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией, т.д.)

5)изменение соотношения экспортных и импортных цен.

Существуют две системы внешнеторговой политики — про­текционизм и свободная торговля, или либерализация торговли.

Протекционизм характеризуется введением высоких тамо­женных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ог­раничивающим ввоз иностранных товаров, нередко приплюсо­вывают экспортные премии, поощряющие вывоз товаров за границу.Он может быть полностью закрытым, жестким, нежестким и либеральным. Жесткость определяется как показатель, учитывающий средний уровень таможенных пошлин, и средний уровень и интенсивность количественных ограничений.

Выделяют несколько форм протекционизма:

селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Свободная торговля это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.

В зависимости от того входит ли государство в какие-нибудь интеграционные экономические образования ее внешнеторговая политика может быть: Автономной (самостоятельной,односторонней); Конвенционной (выработанной совместно с рядом государств); Автономно-конвенционной В зоне свободной торговли государства обычно разрабатывают конвенционную ВТП, но по отношению к третьим странам она может быть и другой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.193.193 (0.005 с.)