Регулирование бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем в РБ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование бюджетно-налоговой и денежно-кредитной систем в РБ.



Финансово-кредитная система РБ включает:- бюджетную систему, - банковскую систему, + финансовые средства внебюджетных фондов, ПР, учреждений, орг и граждан.

На терр РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Бюджет представляет собой системно сгруппированную сводку сметных расходов и предусмотренных для их покрытия доходов на один финансовый (бюджетный) год.

Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на территории страны. Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 133) бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местный бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

Расходы бюджета определяются программами социально-экономического развития РБ и соответствующей административно-территориальной единицы, осуществляются по направлениям и в размерах, установленных законадательством РБ и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

Дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами.

Бюджетная система - это основанная на эко отношениях и юр нормах совокупность всех видов бюджетов, действующих на терр страны. Бюдж система РБ включреспубликанский и местные бюджеты. Доходы бюджета формируются за счет налогов + др обязательных платежей+ иных поступлений. Общегосрасходыосущ за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

Бюджетное устройство в РБ основ на принципах единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему, и определяется админ-терр делением.

В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республ и местные бюджеты. Консолидированный бюджет РБ составляют бюджеты 6 обл, г. Минска и республ бюджет.

Внебюджетные фонды - средства правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включ в бюджет. Они формир за счет обязательных целевых отчислений. Сбалансированность бюджетов всех админ-но-терр единиц -необходимое условие бюджетно-финансовой политики. Бюджет- важный рычаг воздействия на эко и стимулирования ее роста.

Основные ф-ции бюджета: - перераспределение ВВП, - гос регу-лирование- стимулирование эко, - фин обеспечение соц политики.

Налоговая система - совокупность всех взимаемых в гос налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль. Основы бюдж-нал-ой системы страны заложены Конституции РБ.

Налог — это принудительно изымаемые гос или местнорг власти средства с физ и юр лиц, необходимые для осущгос своих функций.

Функции налогов: - фискальная, - регулирующая, - распределительная.

Виды налогов:

- прямые, которыми облагаются доходы и имущество (на недвижимость, земельный, за пользование приррес, н на прибыль и др.),

- косвенные, включаемые в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок, оплачиваемых покуп (это акцизы, НДС, н на топливо, сельхоз).

В организационном плане все налоги, отчисления и сборы подразделяются на три группы:

- платежи, уплачиваемые из выручки (косвенные налоги);

- платежи, включаемые в себестоимость ПТРУ;

- платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли (н на недв, на прибыль с товарооборота, на доходы)

 

Денежная система— исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная форма организации денежного обращения. Гос-во опр-т денежную единицу (рубль, доллар и др.), масштаб цен, виды денежных знаков в обращении и порядок их эмиссии, характер обеспечения денег, формы безналичного платежного оборота, курс национальной валюты..

Кредитная система— это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

 

Денежная политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения, рынок ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политикапредставляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, налоговой и другими видами политики) и определяется приоритетами и целями правительства. Конечными целями обычно являются: стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Среди целей денежно-кредитной политики государства выделяются долгосрочные (безынфляционная экономика в условиях отсутствия безработицы) и краткосрочные (поддержка определенного уровня денежной массы в обращении, размера банковских резервов и учетной ставки процента).

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Банковским кодексом, Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк призван обеспечивать прежде всего стабильность национальной валюты и банковской системы. Практически вся деятельность Национального банка Республики Беларусь направлена на реализацию целей монетарного регулирования.

Основное влияние на денежно-кредитную сферу оказывают операции Национального банка по рефинансированию банков. Посредством этих операций осуществляется поддержка ликвидности банковской системы, обеспечивающей кредитно-расчетное обслуживание в экономике страны.


48. Планирование в транзитивной экономике.

Любая эк-кая деятельность нуждается в планиро­вании, т.к позволяет четко координировать действия, рас­пределять ресурсы и добиваться желаемых результатов в опти­мальные сроки. В выдел. след. типы планирования:

1) директивное - было свойственно социалистической системе. Основано на высоком уровне централизации ф-ций руководства эк-кой, примене­нии директивных методов управления, сосредоточении основ­ных видов ресурсов пр-ва в гос. собствен­ности. Все крупные решения, касающиеся использования ре­сурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральными органами власти и управления. Предприятия явл. собственностью гос-ва и осуществляют пр-во на основе гос. директив. Таким же образом осущ. и распределение потребительских товаров среди населения.

2) Индирективное-также базируется на ведущем месте гос. собственности на средства пр-ва, но набор средств реализации планов более широк. В ка­честве эк-ких регуляторов используются цены, ставки %, налоги, кредиты, валютные курсы и т.д. Хо­з. звеньям, не справившимся с планом, уже не гро­зит административное наказание.

3) Регулятивное -характерно для смешанной эк-ки. На хоз. арене в данном случае выступают 2 главных субъекта: гос-во и частный сектор эк-­ки. В такой системе взаимодей­ствуют план и рынок, при этом гос. сектор спла­нирован централизованно, а частный — индивидуально. Гос. сектор воздействует на частный и направляет его развитие посредством налоговой и кредитной систем. Частный сектор оказывает содействие государственному в выполнении плановых нормативов.

4) Индикативное - типично для смешанного хоз-ва, но цели планирования меняются. Плановые норма­тивы содержат здесь лишь общие контуры гос. прогноза, но могут включать более четкие ориентиры в обла­сти гос. расходов и капиталовложений, поэтому главной задачей индикативных планов выступает координация использования гос. ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей.

5) Стратегическое планированиеориентировано на долго­срочную перспективу и определяет основные направления социально-эк-кого развития страны. При этом прави­тельство выбирает приоритеты развития нац. эк-ки, ведущую роль в реализации к-рых должно играть го­с-во. Целью стратегич. планирования можно счи­тать обеспечение эк-кого потенциала страны, доста­точного для устойчивого развития нац. эк-ки. В РБ сочетаются директивное и индикативное планирование. При этом в последнее время наблюдается усиление директивного характера планирования, что связано с преобладанием в эко­номике страны государственной собственности.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.006 с.)