Изменения в правовом положении сословий в России во второй половине XVIII В. – первой половине XIX В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменения в правовом положении сословий в России во второй половине XVIII В. – первой половине XIX В.



Главное противоречие в развитии российского общества вытекало из назревающих формационных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм. Важнейшим моментом,о пределяющим изменения в обществен­ном устройстве в этот период, является то,что вместо прежних ос­новных классов постепенно складываются основные классы буржу­азного общества — капиталисты и наемные рабочие,буржуазия и пролетариат .Формирование новых классов,как и ранее,идет за счет разложения старых. Буржуазия складывалась главным образом из купечества и верхушки крестьянства, сумевшей тем или иным путем разбогатеть. Российская буржуазия первой половины XIX в.,расту­щая количественно и богатеющая,оставалась слабой поли­тической силой. Пролетариат образовался из ремесленников и городского низа,но главным ис­точником его формирования было опять же крестьянство.Ф ормир.новых общественных классов порождало и прин­ципиально новые классовые антагонизмы,б орьбу труда с капиталом. Несмотря на все сдвиги в эк.,правовое положение отдельных групп населения было прежним. Однако при­шлось сделать маленькую уступку растущей буржуазии. В 1832 г.было введено новое состояние в составе сословия город.жителей — по­четное гражданство. Почетные граждане были по своему статусу близким к дворянству. Эта уступка буржуазии имела и цель оградить дворянство от проникновения в него социаль­но чуждых элементов, поскольку замкнутость дворянского сословия усиливается. В 1810 г.Александр I разрешил верхушке купечества при­обретать у казны населенные земли,специально оговорив,что это не дает, однако,покупателю никаких дворянских прав. В то же время еще в 1801 г.была запрещена раздача дворянам новых имений. При Николае I принимаются меры к тому, чтобы затруднить приобре­тение дворянства по службе. В 1845 г.были резко повышены требо­вания к гос. служащим,претендующим на дворянст­во.Среди самих дворян было установлено неравноправие в зависимости от имущественного положения в поль­зу,разумеется,наиболее крупных,богатых помещиков.В 1831 г.был введен порядок,по которому прямо участвовать в дворянских выборах могли лишь крупные землевладельцы и крестьяновладельцы, другие голосовали лишь косвенным путем. Надо сказать,что имущественное положение дворянства было весьма неоднородным.Во второй четверти XIX в.дворян было свыше 250 тыс.,из них око­ло 150 тыс.не имели крестьян, свыше 100 тыс.сами занимались хле­бопашеством.

Эконом.развитие страны,крестьянское движение заста­вили сделать некоторые шаги к ослаблению крепостного права.В 1803 г.был принят известный Указ о вольных хлебопашцах, в 1842 г.было разрешено помещикам переда­вать земли крестьянам за определенные повинности, в 1848 г.кресть­янам разрешили покупать недвижимое имущество.

 

 

51.Эволюция высших органов власти и управления в России в первой половине XIX в.Создание Государственного Совета и министерств.

В развитии Российского государства выделяется в качестве само­стоят.период с начала XIX в.до 1861 г. В это время,особенно в царствование Николая I,абсолютизм достигает своего апогея.Вся власть была сосредоточена в руках одного лица — императора всероссийского.Император в данный период стремился лично вмеш.даже в мелочи госуд.управления.Развитие госуд.механизма в целом характеризуется в предреформенный период консерватизмом и реакционностью.Изме­нения,в нем происшедшие,невелики и относятся преимущественно к самому началу века,когда молодой Александр I с кружком аристок­ратов-единомышленников решил провести либеральные реформы.Эти реформы остановились на учреждении министерств и Госуд.совета. Предлогалось создать Государственную думу — представ.орган,избир.собственниками недвижимости,которому вручались законосо­вещательные прерогативы.Одновременно предлаг.создать су­губо чиновничий Государственный совет,на который возлагались бы также законосовещательные и вместе с тем административные обя­занности.Идея Госуд.думы была решительно отвергнута,ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Госуд.совет в 1810г.был создан. Через Госуд.совет должны были проходить все зако­нопроекты.Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них.Вместе с тем в «Образовании Госуд.совета» подчеркива­лось,что ни один проект не может стать законом без утверждения его императором.На Госуд.совет возлагались также обязан­ности по финанс.управлению.Совет состоял из общего собрания и 4 департаментов: департа­мента законов,департаментов дел военных,дел гражданских и ду­ховных,госуд.экономии.Председателем Госуд.совета считался сам император.Однако предусматривалось,что он может поручить функцию председательствования одному из членов Совета.

Еще раньше были реформированы органы отрасл.управле­ния. Принцип коллегиальности,существовавший в этих органах,все больше заменялся единоначалием их президентов,а сами колле­гии одна за другой упразднялись.В самом начале своего правления,в 1802 г.,Александр I ввел новые органы отрасле­вого управления— министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г.«Общим учреждением министерств».Созд.министерства иностранных дел,военное,финансовое,юстиции и др.Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководст­во вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи. Тем не менее при министре предусматривался также коллегиальный орган — совет министра. Он не был даже совещатель­ным,а скорее лишь подготовительным органом,куда стекались все материалы из департаментов министерства,идущие на подпись ми­нистру.

Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Это был совещательный орган при царе,он решал вопросы,касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие ком­петенцию министра. В состав Комитета министров входили пред­седатели департаментов Госуд.совета,министры,главноуправляющие ведомствами,гос. секретарь.

Мест.управление не претерпело в данный период существен­ных изменений.Во главе губерний стояли губернаторы,на окраинах группы губерний возглавлялись генерал-губернаторами.Во главе уез­дов стояли капитан-исправники,осуществлявшие свои функции со­вместно с нижним земским судом,который был не судебным,а поли­цейским органом.Уезды делились на станы.Для управления казен­ными крестьянами были созданы волости.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.177.148 (0.011 с.)