![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в правовом положении сословий в России во второй половине XVIII В. – первой половине XIX В.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Главное противоречие в развитии российского общества вытекало из назревающих формационных изменений: на смену феодализму надвигался капитализм. Важнейшим моментом,о пределяющим изменения в общественном устройстве в этот период, является то,что вместо прежних основных классов постепенно складываются основные классы буржуазного общества — капиталисты и наемные рабочие,буржуазия и пролетариат .Формирование новых классов,как и ранее,идет за счет разложения старых. Буржуазия складывалась главным образом из купечества и верхушки крестьянства, сумевшей тем или иным путем разбогатеть. Российская буржуазия первой половины XIX в.,растущая количественно и богатеющая,оставалась слабой политической силой. Пролетариат образовался из ремесленников и городского низа,но главным источником его формирования было опять же крестьянство.Ф ормир.новых общественных классов порождало и принципиально новые классовые антагонизмы,б орьбу труда с капиталом. Несмотря на все сдвиги в эк.,правовое положение отдельных групп населения было прежним. Однако пришлось сделать маленькую уступку растущей буржуазии. В 1832 г.было введено новое состояние в составе сословия город.жителей — почетное гражданство. Почетные граждане были по своему статусу близким к дворянству. Эта уступка буржуазии имела и цель оградить дворянство от проникновения в него социально чуждых элементов, поскольку замкнутость дворянского сословия усиливается. В 1810 г.Александр I разрешил верхушке купечества приобретать у казны населенные земли,специально оговорив,что это не дает, однако,покупателю никаких дворянских прав. В то же время еще в 1801 г.была запрещена раздача дворянам новых имений. При Николае I принимаются меры к тому, чтобы затруднить приобретение дворянства по службе. В 1845 г.были резко повышены требования к гос. служащим,претендующим на дворянство.Среди самих дворян было установлено неравноправие в зависимости от имущественного положения в пользу,разумеется,наиболее крупных,богатых помещиков.В 1831 г.был введен порядок,по которому прямо участвовать в дворянских выборах могли лишь крупные землевладельцы и крестьяновладельцы, другие голосовали лишь косвенным путем. Надо сказать,что имущественное положение дворянства было весьма неоднородным.Во второй четверти XIX в.дворян было свыше 250 тыс.,из них около 150 тыс.не имели крестьян, свыше 100 тыс.сами занимались хлебопашеством.
Эконом.развитие страны,крестьянское движение заставили сделать некоторые шаги к ослаблению крепостного права.В 1803 г.был принят известный Указ о вольных хлебопашцах, в 1842 г.было разрешено помещикам передавать земли крестьянам за определенные повинности, в 1848 г.крестьянам разрешили покупать недвижимое имущество.
51.Эволюция высших органов власти и управления в России в первой половине XIX в.Создание Государственного Совета и министерств. В развитии Российского государства выделяется в качестве самостоят.период с начала XIX в.до 1861 г. В это время,особенно в царствование Николая I,абсолютизм достигает своего апогея.Вся власть была сосредоточена в руках одного лица — императора всероссийского.Император в данный период стремился лично вмеш.даже в мелочи госуд.управления.Развитие госуд.механизма в целом характеризуется в предреформенный период консерватизмом и реакционностью.Изменения,в нем происшедшие,невелики и относятся преимущественно к самому началу века,когда молодой Александр I с кружком аристократов-единомышленников решил провести либеральные реформы.Эти реформы остановились на учреждении министерств и Госуд.совета. Предлогалось создать Государственную думу — представ.орган,избир.собственниками недвижимости,которому вручались законосовещательные прерогативы.Одновременно предлаг.создать сугубо чиновничий Государственный совет,на который возлагались бы также законосовещательные и вместе с тем административные обязанности.Идея Госуд.думы была решительно отвергнута,ибо в ней увидели попытку ограничения самодержавия, а Госуд.совет в 1810г.был создан. Через Госуд.совет должны были проходить все законопроекты.Он и сам должен был разрабатывать важнейшие из них.Вместе с тем в «Образовании Госуд.совета» подчеркивалось,что ни один проект не может стать законом без утверждения его императором.На Госуд.совет возлагались также обязанности по финанс.управлению.Совет состоял из общего собрания и 4 департаментов: департамента законов,департаментов дел военных,дел гражданских и духовных,госуд.экономии.Председателем Госуд.совета считался сам император.Однако предусматривалось,что он может поручить функцию председательствования одному из членов Совета.
Еще раньше были реформированы органы отрасл.управления. Принцип коллегиальности,существовавший в этих органах,все больше заменялся единоначалием их президентов,а сами коллегии одна за другой упразднялись.В самом начале своего правления,в 1802 г.,Александр I ввел новые органы отраслевого управления— министерства. Опыт их работы был обобщен и закреплен в 1811 г.«Общим учреждением министерств».Созд.министерства иностранных дел,военное,финансовое,юстиции и др.Главным отличием министерств от коллегий было утверждение принципа единоначалия. Министр полностью отвечал за руководство вверенной ему отраслью управления и имел все полномочия для осуществления этой задачи. Тем не менее при министре предусматривался также коллегиальный орган — совет министра. Он не был даже совещательным,а скорее лишь подготовительным органом,куда стекались все материалы из департаментов министерства,идущие на подпись министру. Одновременно с министерствами был создан Комитет министров. Это был совещательный орган при царе,он решал вопросы,касающиеся сразу нескольких министерств или превышающие компетенцию министра. В состав Комитета министров входили председатели департаментов Госуд.совета,министры,главноуправляющие ведомствами,гос. секретарь. Мест.управление не претерпело в данный период существенных изменений.Во главе губерний стояли губернаторы,на окраинах группы губерний возглавлялись генерал-губернаторами.Во главе уездов стояли капитан-исправники,осуществлявшие свои функции совместно с нижним земским судом,который был не судебным,а полицейским органом.Уезды делились на станы.Для управления казенными крестьянами были созданы волости.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.160 (0.008 с.) |