Конституц. зак-во англ. буржуазной революции 17 в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституц. зак-во англ. буржуазной революции 17 в.



Славная революция 1688 и обновление зак. Билль о правах 1689. Акт об устроении 1701. В1685 на престол взошел Яков 2стюарт, кот проводил реакционную полуфеодальную политику. Тори и виги объединились и совершили славную революцию дворцовский бескровный переворот. Я ков 2 Стюарт был свергнут а на его место был возведен Вильгельм Оранский.

В 1689 г. Вильгельмом Оранским был подписан акт, который сделался юридической основой английской конституционной монархии. Известен он под названием Билля о правах. Его основные положения:

1) всякий закон и всякий налог исходят только от парламента;

2) никто, кроме парламента, не может освобождать из-под действия закона, отменять закон или приостанавливать его;

3) узаконивается свобода прений в парламенте, свобода петиции;

4) парламент определяет состав и численность армии на каждый данный год и выделяет для этого средства.

Билль о правах 1689 г. резко ограничил прерогативы короны и гарантировал права парламента. Он устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Срок полномочий парламента был определен в З года, впоследствии был увеличен до 7 лет.

Утверждалось верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Без согласия парламента король не имел права:

• приостанавливать действие законов или их исполнение;

• взимать налоги и сборы в пользу короны;

• набирать и содержать постоянную армию в мирное время.

Король продолжал участвовать в законодательной деятельности, также ему предоставлялось право абсолютного вето.

Акт об устроении, или "Закон о престолонаследии", принятый в 1701 г., устанавливал порядок престолонаследия и содержал дальнейшие уточнения компетенции законодательной и исполнительной власти.

Включал следующие положения:

• установление принципа контрасигнатуры, согласно которому акты, издаваемые королем, были действительны только при наличии подписи соответствующего министра;

• установление принципа несменяемости судей - отстранить их от должности можно было только по решению парламента. Это правило провозглашало отделение судебной власти от исполнительной.

В 18 в неписанная конституция постепенно ограничила власть монарха, он юридически был королем и превратился в номин. Лидера.

Билль о правах 1791 года.

Поскольку текст Конституции 1787 года не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократических слоев населения. Подобные поправки были приняты по требованию ряда штатов, законодательных собраний обративших внимание на отсутствие регулирования прав человека. В июне 1789 года по предложению Д. Мэдисона были внесены первые 10 поправок к Конституции, ставшие известными как Билль о правах, который был ратифицирован необходимым числом штатов к 15 де­кабря 1791 года.

Билль предоставлял право свободного исповедания, сво­боду слова, печати, собраний, обращения к правительству с требова­ниями об исправлениях злоупотреблений. Американцы получили важнейшие права хранить и носить оружие и выполнять функции ми­лиционера для своей защиты. Народ получил право на охрану личнос­ти, частной собственности: жилища, бумаг, иного имущества. При аресте гражданин Соединенных Штатов может не давать показания против себя, имеет право на адво­ката, на суд присяжных, на привлечение для дачи показаний свидетелей защиты. Билль запрещал вторичное рассмотрение дела судом при­сяжных, пытки и чрезмерные наказания. Федеральная власть не могла отчуждать права ни у народа, ни у штатов, а должна была действовать в рамках делегированных полномочий.

Детально поправки касались:

1) Первая поправка – о свободе вероисповедания, свободе слова и печати, праве народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями,

2) Вторая поправка – о праве народа хранить и носить оружие,

3) Третья поправка – о запрете принудительного постоя солдат в мирное время в частных домах,

4) Четвертая поправка – о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества.

5) Пятая поправка – о суде присяжных, о процессуальных гарантиях, о запрете безвозмездного изъятия частной собственности.

6) Шестая, седьмая поправки посвящены процессуальным принципам и гарантиям; в них определялся круг уголовных и гражданских дел, которые могли рассматриваться с участием присяжных заседателей.

7) Восьмая поправка запрещает чрезмерные налоги и штрафы, а также жестокие и необычные наказания.

8) Девятая поправка установила принцип недопустимости ограничения прав граждан, прямо не упомянутых конституцией.

9) Десятая поправка, посвященная федерализму, не касалась гражданских прав.

Таким образом, Билль о правах как первые десять поправок к федеральной конституции определил основные направления демократического развития амери­канского конституционного права.

 

 

11 Великая франц. бурж. революция 18 в. Этапы и акты

Буржуазная револю­ция 1789–1794 годов привела к падению абсолютизма во многих европ. странах. Она явилась стимулом для дальнейшего развития мирового капитализма.

Важной предпосылкой революции стала эволюция тре­тьего сословия, осознавшего свои экономические и полити­ческие интересы. Таким образом, Великая франц. революция была пре­допределена целым комплексом предпосылок: социально-экономических, политических, социокультурных, менталь­ных. Она стала закономерным итогом развития французско­го общества.

ОСОБЕННОСТИ: Классический характер революции оп­ределялся статусом участвовавших в ней сил. Если в анг­лийской революции уча­ствовала верхушка финансово-промышленной буржуа­зии, то французская – охватила обширные слои народных масс, выдвинувших радикальные требования и лозунги.

Ученые-исследователи условно делят ход Французской революции 1789–1794 годов на следую­щие этапы:

· 1 этап – создание конст. монархии (14.07.1789 г. – 10.08.1792 г.);

· 2этап–установление Жирондист.республики(10.08.1792–2.06. 1793);

власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся тогда самой влия­тельной политической силой в Законодательном собрании. Из их пред­ставителей был сформирован Временный исполнительный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти – Национального Учредительного конвента.

· 3этап–утверждение Якобинской республики (2.06.1793–27.06.1794).

АКТЫ:

1) Декларацию прав человека и гражданина 1789 г.

Прообразом Декларации послужили Билль о правах 1689 года, а также Декларация независимости США от 4 июля 1776 года. Среди авторов Декларации были Лафайет, Мирабо, Мунье, предполагавшие, что она станет частью первой Консти­туции страны.

Хотя Декларация была лишь манифестом, ее значение огромно. Она оказала влияние на формирова­ние франц.конституционализма, демократ. правопорядка др. стран мира. Особое внимание уделялось «естественным и неотъемлемым правам человека», «народному суверенитету», «разделению властей». Д провозгласила важнейшие принципы гос.,гражд.,уг.права.

2) 24 ноября 1789 года - Декрет о передаче земель церкви в распоряжение нации.

Благодаря этому документу возник термин «национализация»

3) 15 марта 1790 года принимается Дек­рет о феодальных правах, отменивший феодальные привилегии.

4) 14 июня 1791 года был принят Закон Ле-Шапелье. Законом были запрещены забастовки и любые неподчинения хозяевам предприятий; в качестве санкций вводились огромные штрафы, длительное тюремное за­ключение. Примечательно, что этот закон действовал около 70 лет.

5) Конституции 1791 года. Первая в истории К., Она устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, утверждения национального суверенитета и представительного правления, закрепляя режим конституционной монархии.

6) 22 сентября 1792 года Конвент принял декрет, уничтожавший коро­левскую власть. 25 сентября 1792 года специальным декретом Франция была провозглашена Первой рес­публикой. 2 октября 1792 года был учрежден Комитет общественной безопасности для охраны республи­ки. 10 марта 1793 года. Конвент принял декрет, учреждавший Чрезвычайный уголовный трибунал, приговоры кото­рого не могли быть обжалованы, а 6 апреля 1793 года – декрет, учреждавший Комитет общественного спасения.

17 сентября 1793 года якобинцы приняли печально известный Декрет о подозрительных, который стал основой для репрессий.

Конституция 1946 г.

Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения,но и закрепила на кон­ституционном уровне ряд новых политических принципов. После первого Учредительного собрания формируется правительство, состоящее из коммунистов и социалистов. Проект их конституции отклоняется на референдуме. В 1946 г. новый состав Учредительного собрания разрабатывает второй проект конституции. Он проходит утверждение на референдуме и становится Конституцией Четвертой республики. В преамбуле Конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Также провозглашались равные права всех граждан вне зависимости от пола; право политического убежища; право на организацию профсоюзов, стачек; право на социальную помощь матерям, детям, инвалидам и др. Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет на основе всеобщего прямого избирательного права, обладало правом принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного изб.права.получал право рассматр.законопроекты,принятые Нац.собр.. Высш. представитель гос власти явл по конституции президент (избир. парлам. не 7 лет, мог переизбир на еще 1 срок). Президент подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов, утверждает некоторые правительственные декреты. Непосредственное гос. управление страной осуществляет Совет министров во главе председателем. Непосредственной причиной отмены Конституции 1946 г. явились события в Алжире. Весной 1958 г. там усилились проколонистские выступления. В мае 1958 г. парламент призывает к власти генерала де Голля и наделяет его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство разрабатывает проект новой Конституции, которая в сентябре 1958 г одобряется. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб зак. Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями: назначает и смещает премьер-министра и членов правительства; является главнокомандующим вооруженных сил; подписывает и обнародует законы; передает законопроекты на референдум; принимает ордонансы, имеющие силу закона, и др. Президент является «высшим арбитром» для гос.органов. Он не несет политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента, а также объявлять чрезвычайное положение. Правительство - Совету министров. Премьер-министр руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов. Правительство скрепляет подписью акты президента.

Парламент состоит из двух палат – Национального собрания и сената. Депутаты нижней палаты избираются прямым голосованием граждан, верхней – косвенным. Парламент собирается на две очередные сессии в году,общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Конституция также предусмотрела создание особого органа – Конституционного совета. Члены Конституционного совета назначаются президентом, председателем Национального собрания и председателем сената. Этот орган наблюдает за правильностью избрания президента, депутатов и сенаторов, за порядком проведения референдумов и выборов.

35.Институт конституционного контроля в современной Франции (Конституционный Совет).

В 1958 году создатели Конституционного совета ставили перед собой двоякую цель: поддержать законность в той области, которая ему была определена, избавить парламент от решения спорных вопросов, во избежание скандалов по предвзятому аннулированию результатов выборов. Никто не мог себе представить, что 50 лет спустя Конституционный совет будет считаться одним из важнейших нововведений V республики Франции. Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета -- все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией. Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Гос. совет может аннулировать акт испол. власти кот. не соответствует конституции.

 

 

36.Институт конституционного контроля в Германии (Конституционный суд).

Каждая земля страны помимо Берлина и Шлезвиг-Гольштейна, имеет свой земельный конституционный суд, что делает процедуру рассмотрения конституц.конфликтов двухступенчатой. Федеральный конституционный суд(ФКС) является частью судебной системы и не возглавляет систему конституционных судов земель Германии. ФКС не в праве контролировать конституционное судопроизводство в отдельных землях федерации.Помимо Констит,состав,компетенция и процедура этого органа регулируется З аконом о ФКС 1951 г. Согласно закону, суд состоит из 2 сентов(по 8 судей).Компетенция сенатов разграничена, в случае перегруженности одного из сенатов может быть перераспределена.Возрастной ценз судей колеблется от 40 до 68 лет. Срок службы 12 лет без переизбрания. Состав ФКС формируется парламентским способом:половина состава судейского корпуса избирается 2/3 общего количества голосов Бундесрата,а другая половина-косвенными выборами т.е. коллегией из 12 выборщиков(членов Бундестага).

Согласно ст.93 Констит 1949г. Компетенция КС состоит:

· В толковании основного закона гос-ва на предмет соответствия законов федерации и законов земель Основному закону.

· В рассмотрении вопросов о компетенции федеральных органов+компетенцию канцлера ФРГ

· В рассмотрении конституционности деятельности политических партий

· В рассмотрении дел о лишении граждан основных конституционных прав публичной властью и др.

ФКС один из самых популярных и авторитеных огранов публичной власти современной Германии. Считается, что территориальная отдаленность ФКС от других институтов публичного права, расположенных в Берлине,так же гарантирует его беспристрастность и независимость.

 

37.Источники и особенности гражданского права Франции и Германии в Новейшее время.

В гражданском праве Франции на 1-м месте стоит Конституция 1958г.,а затем Декларация прав человека и гражданина 1789г.,особеннос статья 17 о собственности как праве неприкосновенном и священном. Как важнейший нормативный кодифицированный акт явл. в гр. праве по прежнему действует Кодекс Наполеона 1804г.,хотя к концу XXв. Сильные изменения затронули 1-ю книгу ГК Наполеона, где были сформулированы брачно-семейные отношения и закреплен подчиненный статус замужней женщины. Торговый кодекс 1807г. Отразил дуализм частного права Франции. Он был принят отдельно от Гражд.Кодекса,т.к. во фр.праве торговое право выделяется как самост.отрасль. В основу ТК положены Ордонанс 1673г. О сухопутной торговли Ордонанс 1681г. О морской торговли. Во 2-й половине XXв.торговые отношения стали регулироваться такими новыми нормат.актами,как Закон 1966г. Об акционерном праве Франции.В гражд.праве Франции правовой обычай играет роль субсидиарного источника права т.к. например в ГК Наполеона содержится прямая ссылка на обычай. Судебная практика во Франции рассматривается как источник не доктринальный,а de facto.

Основной закон Германии 1949г. -главный источник гражданского права. При дуализме частного права в Гремании, наряду с действующим в наши дни Гражданским уложением 1900г.,применяется в отдельных случаях и Торговый Кодекс 1897г. введенный в действие в 1900г.Так же отдельные федеральные законы служат источниками гражд.права современной Германии: Закон о возрасте брачного совершеннолетия 1974г.,Закон о сделках с землей 1961г.. Правовой обычай -«обычай гражданского оборота» предусмотрен рядом статей ГГУ 1900г.(ст.157).Если рассматривать как источник гражд.прва судебную практику,то как еще в 1973г. суд.практика как оф. источник герм. права до сих пор не признана.

 

38.Источники и характеристика уголовного права Франции и Германии в Новейшее время.

После утверждения власти крупной буржуазии в наполеоновскою эпоху были созданы 5 кодексов, одними из них были уголовный и уголовно-процессуальный. В новейшее время среди источников уголовного права Фр. Помимо Конституции следует выделить Декларацию прав человека и гражданина 1789,которая считается действующим конституционным законом. УК Франции был введен в действие в мае 1994г.,он заменил УК Наполеона 1810г.Новый УК существенно отличается от предыдущего,поскольку его структура состоит уже из 4-х книг взаимосвязанных,но вполне самостоятельных книг.Естественно,что новый Фр.УК учел новые тенденции в развитии уп,и в него вошли разделы о борьбе с терроризмом,с организованной преступностью,запрет проведения медицинских экспериментов на людях и т.п. Смертная казнь за уголовные преступления отменена с 1981г. В уголовном праве правовой обычай в Новейшее время не может выполнять роли источника права, поскольку строгость формулировок и санкций исключает ссылки на правовые обычаи конкретных местностей. Судебная практика,как источник права,во французском уголов. праве признается источником de facto.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА ГЕРМАНИИ включают :1.Основной закон 1949г.2.Федеральные законы(кодексы)3.нормат.акты федеральн.президента3.нормат.акты федер.правительства. 4.правовой обычай. не признается официальным. судебная практика - она применяется de facto. Основной закон 1949г. Отменил смертную казнь в ст. 102. Действующий УК 1987имеет сложное правильное название:УК Германии 1871г.в редакции 1975г.с изменениями 1986г.Это объясняется тем, что Уголовное уложение Германской империи 1871г. Было для своего времени весьма прогрессивным документом. Существенным изменениям подверглась Особенная часть кодекса, где сформулированы новые составы преступлений в экологической сфере, экономике, сфере борьбы с терроризмом и др.Помимо УК на практике применяется несколько дополнительных законов, так называемые «малые кодексы»-закон о нарушении порядка 1968г.(административные правонарушения).

Источники гражданского права в странах общего права (Великобритания, США) в Новое и Новейшее время.

Поскольку Англия относится к странам общего права, причем нормативно-правовые акты там не приняты до настоящего времени,то иерархию норматив.-прав. актов в сфере гражд. права возглавляет статут. Статут прежде всего имеет консолидированный характер. Такими прежде всего являются Закон о собственности 1925г.,Закон о продаже товаров 1980г. Прецеденты -это так же ведущий источник права в современном гражданском праве Англии. В настоящее время прецеденты регулируют преимущественно сферу договорных и деликтных обязательств. Обычай в гр.праве Англии применяется в современной форме торгового обыкновения. Делегированное законодательство так же полноправный и очень распростроненный источник гр. права англии. Имущественные отношения, урегулированные делегированным законодательством, становятся распространенными и общеприминительными.

Источники гражд права США отличаются правовым дуализмом,т.е. эта отрасль развивается н а 2-х уровнях: федеральном и локальном. В отличие от Англии в США гражд-прав.отрасль кодифицирована. На уровне федерации действует в настоящее время Единообразный торговый кодекс 1952г. («кодекс банкиров»).Во многих штатах приняты свои гражданские кодексы. Например,штат Луизиана принял свой ГК еще в 1825 году, взяв за основу ГК Наполеона. Всем же штатам федерации не принявшим свои кодексы, было рекомендовано принять за основу ЕКТ. Прецедент в ГП США,особенно в договорных обязательствах, играет роль ведущего источника гр.права как на федеральном, так и на локальном уровне. Делегированное законодательство США является полноправным источником ГП, регулируя широкий круг гражданско-правовых отношений. Обычай в форме торгового обыкновения так же признается одним из источников гражданского права США.

 

Судебная 1864 рефор.

Отмена крепостного права явилась одной из главных причин, обусловивших проведение судебной реформы, так как помещики утратили не только административно-полицейскую, но и судебную власть над крестьянами.

Содержание и основные направления реформы определялись в таких важнейших нормативных актах, как Учреждение судебных установлений, Устав гражданского судопроизводства, Устав уголовного судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Реформа судебной системы провозгласила новые принципы судоустройства: отделение суда от администрации, создание всесословного суда, равенство всех перед судом. Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным судам относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей. Мировые судьи избирались на три года органами местного самоуправления и утверждались Сенатом. Они единолично рассматривали дела о менее важных преступлениях и проступках и иски по обязательствам с незначительной суммой требования. К общим судам относились окружные суды, судебные палаты и кассационные департаменты Сената. Один окружной суд учреждался на несколько уездов, он рассматривал уголовные дела в составе коронного суда и 12 присяжных заседателей, а гражданские дела — без участия присяжных. Введение в России суда присяжных, несомненно, являлось большим достижением демократической общественности. Однако сам порядок комплектования состава присяжных заседателей определенно строился с учетом классовых интересов и старых сословных принципов.

Изменились функции и структура органов прокуратуры. На прокуратуру возлагались поддержание обвинения в суде, надзор за деятельностью судов, следствия и за местами лишения свободы. Прокуроры состояли при судебных палатах и окружных судах.

В ходе реформы создавались отдельные органы предварительного следствия. Были введены гласность и состязательность судебного процесса: независимый от властей адвокат на равных противостоял государственному обвинителю (прокурору).

Однако сохранялись пережитки старой сословной судебной системы (волостные, духовные, коммерческие суды). Демократические принципы организации и деятельности суда вызывали противодействие со стороны гос. бюрократии и монархического режима. Административное давление на судей, многочисленные изъятия из общего порядка рассмотрения дел свидетельствовали о нежелании властей последовательно идти по пути демократизации общ. жизни.

Судебная реформа. Учреждение советской адвокатуры и прокуратуры (1922г.).

В соответствии с принятым СНК РСФСР Декретом о суде № 1 были полностью ликвидированы все дорев. суды, а также прокуратура, адвокатура и следственные органы. Судебные функции возлагались на избиравшиеся советами местные коллегиальные суды, а предварительное следствие единолично осуществляли судьи. Обвинителем и защитником мог быть любой гражданин. Местные суды рассматривали дела с суммой иска до 3 тыс.руб. и уголовные дела, по которым прим. наказ-е сроком до 2-х лет. В качестве кассационной инстанции выступали уездные и столичные съезды местных судей. В свой деятельности суды могли руководствоваться не только декретами ВЦИК И СНК но и дореволюционными законами. В феврале 1918г. ВЦИК принял Декрет о суде № 2, предусмотревший наряду с местным судами создание окружных судов. Гражданские дела они рассматривали в составе 3-х постоянных судей и 4-х народных заседателей, а уголовные дела- в сост. 1судьи и 12 заседателей. При окружных судах действовали следственные комиссии. Образовывались коллегии правозаступников, члены которых поддерживали обвинение и осуществляли защиту интересов сторон в суде.

Согласно принятому СНК Декрету о суде №3 расширялась подсудность местных судов(могли рассматривать гражданские дела с суммой иска до 10 тыс.руб. и угол. преступления (сроком до 5 лет). Создавался Кассационный суд для рассмотрения жалоб на реш-я и приговоры окружных судов. В конце 1918г. ВЦИК утвердил положения о народном суде РСФСР, которое значительно упростило систему общих судов. Вместо многочисленных судебных органов основной судебной инстанцией стал единый народный суд, в составе одного судьи и 2-6 заседателей. Защиту обвинение осущ. избираемые Советами коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон. Предварительное следствие проводили следственные комиссии либо сами судьи(с 1920г. введен институт единоличных следователей, которых избирали местные советы)

Специальные суды. (с 1918г.):революционные трибуналы, рассматривавшие дела о наиболее тяжких уголовных преступлениях. Создавались общие, военные и железнодорожные трибуналы. 2-й инстанцией для рев. трибуналов был Кассационный трибунал при ВЦИК(вып. функции судебного надзора и руководства местными трибуналами). Дела особой важности были подсудны Верховному трибуналу при ВЦИК.

Для борьбы с контрреволюционными преступлениями, спекуляцией и преступлениями по должности были образованы Всероссийская чрезвычайная комиссия при СНК, губернские и уездные чрезвыч. комиссии, а также пограничные и транспортные ЧК. (КОМПЕТЕНЦИЯ: они не только вели следствие, но и рассматривали дело по существу, выносили приговоры и приводили их в исполнение. В случаях вооруженных вступлений против Советского власти, бандитизма органы ВЧК имели право расстреливать на месте без суда и следствия. В февр. 1918г. суд. функц. были переданы трибуналам(сохр. право на применение внесудебной репрессии. Трибуналы получили право контроля за следственной работой орг. ВЧК.

В связи с окончанием гражданской войны была провед. реорганизация судебных и правоохранительных орг. В конце 1921г. – упразднен ВЧК. На основе орг. ВЧК было образ. Главное полит. упр-е при НКВД. В 1922 впервые создавались орг. прокуратуры и адвокатуры.

Систему органов прокуратуры в качестве прокурора республики возглавил народный комиссар юстиции, который назначал губернских прокуроров. Прокуратура осущ. надзор за законностью действий центральных и местных орг. власти, производством дознания и предварительного следствия, местами заключения. Прокуроры поддерживали обвинение в суде, опротестовывали приговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке.

Органами адвокатуры стали коллегии защитников. Адвокаты обеспеч. Защиту обвиняемого в суде по угол.делам, представляли интересы сторон в гражданском процессе, проводили консультации по юр. вопросам.

Вместо общих судов и трибуналов в 1922г. созд. единая судебная система, сост. из народных судов в уездах, губернских судов и Верховного суда. Народный суд разбирал основную массу угол. и гражд. дел.(состав: один судья или судьи в 2-мя заседателями). Губернский суд был 1-й инстанцией по некоторым важнейшим делам, кассац. инстанцией для народных судов, а также вып. функции упраздненных губернских советов юстиции по руководству нар. судами. Верх. Суд выступал в качестве 1-й инстанции по особо важным делам и кассационной инстанции для губернских судов, и осущ. Суд. контроль над всеми судами

 

 

65. Кодификация советского права 1921–1922гг.

20-ые годы явились периодом интенсивное кодификационной работы.Были приняты и вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс законов о трубе; разработаны проекты Хозяйственного, Кооперативного, Административного кодексов.

Граж.кодекс состоял из общей части, вещного права, обязательственного и наследственного п. Законодатель в знач. мере ориентировался на временный характер права переходного периода.(принцип законности, целесообразности); подчеркивал, что имущественные права частных лиц явл. уступкой во имя развития производительных сил. В общей системе народного хоз-ва автономные частные хоз-ва рассматривались не как замкнутые единицы, а как части единого комплекса. Наряду с гос. и кооперативной собственностью, выделяли частную, имевшую 3 формы: единоличную собств. физических лиц, собственность нескольких лиц, собственность частных юридических лиц. Закон ограничивал объем права частной собственности(ограничение круга объектов, уст-е предельного размера частного предприятия и т.д.) В период НЭПа широкое распространение получил договор аренды и концессии, на основании которых гос. имущество передавалось в пользование частных лиц.

Уголовный кодекс состоял из введения и 2-х частей(общей и особенной). Под п реступлением кодекс понимал «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку» Провозглашенными целями наказания были: предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к усл-м общежития, лишение преступника совершать новые правон. Назнач-е наказания осуществлялось судебными органами на основе «социалистического правосознания», руководящих начал и УК. При определении мер наказания учитывались степень и характер опасности как самого преступника, так и преступления. Предполагалось, что наказние должно быть целесообразным, что также определял суд. Система наказания варьировалась от общественного порицания до изгнания за пределы РСФСР. По делам, находившимся в производстве ревтрибуналах, применялся расстрел. Система преступления включала: государственные, против порядка упр-я, хозяйственные, имущественные, воинские и др. преступления.

Уголовно-процессуальный кодекс.( утвержд. ВЦИК в феврале 1923г.) Закреплял принципы производства по уголовным делам: публичность и гласность (кроме дел, содерж. Гос.,военную или политическую тайну). Суд не ограничивался формальными доказательствами и сам осуществлял их отбор. На предварительном следствие должны были выяснить и исследовать все обстоятельства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. По делам, в которых участвовал прокурор, требовалось обязательное участие защиты.

Образование СССР привело к возникновению новой правовой системы- права союзного гос-ва. Так в октябре 1924г. были принята осн-е начала уголовного законадат-ва Союза ССР и союзных республик, в которых вместо понятия наказания вводилось понятие «меры социальной защиты».В октябре были приняты Основы судоуст-ва и судопроизводства, в дек. 1928г.- Общие начала землепользования и землеуст-ва

 

62.Российское государство в период гражданской войны.(-----)

Октябрьская революция расколола российское общество на сторонников и противников революции. Дальнейшее развитие событий усиливало взаимную нетерпимость, произошел глубокий внутренний раскол, обострилась борьба различных социально-политических сил. Значительная часть интеллигенции, военных, духовенства выступили против большевистского режима, к ним присоединились и другие слои населения России. Весной 1918 г. в России началась гражданская война (1918 - 1920 гг.).
Первоначальными причинами гражданской войны стали: насильственное смещение Временного правительства; захват государственной власти большевиками, разгон Учредительного собрания. Вооруженные столкновения носили локальный характер. С конца 1918 г. вооруженные столкновения приняли характер общенациональной борьбы. Этому способствовали как мероприятия Советской власти (национализация промышленности, заключение Брестского мира и др.), так и действия противников (мятеж Чехословацкого корпуса). Гражданская война выделила три основных социально-политических лагеря. Лагерь красных, представленных рабочими и беднейшими крестьянами, был опорой большевиков. Лагерь белых (белое движение) включало представителей бывшей военно-чиновничьей элиты дореволюционной России, помещичье-буржуазные круги. Их представителями были кадеты и октябристы. Либеральная интеллигенция была на их стороне. Белое движение выступало за конституционный порядок в стране, за сохранение целостности Российского государства.
Третий лагерь составили широкие слои крестьянства и демократической интеллигенции. Их интересы выражали партии эсеров, меньшевиков и др. Их политическим идеалом являлась демократическая Россия, путь к которой они видели в выборах в Учредительное собрание.

I этап гражданской войны (конец мая - ноябрь 1918 г.). В 1918 сформировались основные центры антибольшевистского движения. Так, в феврале 1918 г. в Москве и Петрограде возник "Союз возрождения России", объединивший кадетов, меньшевиков и эсеров. В марте этого же года сложился "Со



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.067 с.)