Государственный механизм по конституции СССР 1936г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный механизм по конституции СССР 1936г.



Органы власти и управления. Конституция СССР 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней - Советы депутатов трудящихся, что должно было свидетельствовать о достигнутой социальной однородности советского общества. Она упростила и сделала более четкими структуру и статус органов власти и управления.Высшим органом власти Союза по Конституции 1936 г. стал Верховный Совет СССР. Он получил те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет воспринял от прежнего ЦИК двухпалатную структуру. Сохранен был и принцип формирования палат. Одна из них - Совет Национальностей - включала в себя фиксированное количество депутатов: по 25 от каждой союзной республики, по 11 от автономной республики, по 5 от автономной области, по 1 от национального округа. Как и прежде, палаты были равноправны. Верховный Совет стал единственным законодательным органом Союз а. Верховные советы должны были избираться на 4 года и работать подобно прежним ЦИКам в сессионном режиме.Сессионный порядок работы Верховного Совета обусловил необходимость создания постоянно действующего Президиума Верховного Совета СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат. Он состоял из председателя, его заместителей, секретаря и 24 членов. Президиум созывал сессии Верховного Совета, давал толкование действующим законам, отменял постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону. Президиум Верховного Совета не являлся законодательным органом. Однако он имел право издавать указы - своеобразные акты, правовая природа которых в Конституции определена не была.

Конституция 1936 г. сохранила Совет Народных Комиссаров СССР (правительство). Однако теперь он был лишен зак. прав.В качестве органов отраслевого управления Конституция, как и прежде, предусматривала народные комиссариаты. Было сохранено деление наркоматов на три категории: общесоюзные, союзно-республиканские, республиканские.Система органов власти и управления союзных и автономных республик строилась по аналогии с общесоюзной.

местных Советы, на их судьбе отразилось проведение сплошной коллективизации, которая привела к тому, что на селе сложились два руководящих органа - сельсовет и правление колхоза. Конституция СССР 1936 г. изменила конструкцию местных советских органов. Теперь в областях, краях, районах вместо прежних съездов Советов стали избираться, как и в населенных пунктах, просто Советы. Исполкомы Советов стали теперь только испол-распор.органами.

Усложнение руководства промышленностью вызвало необходимость реорганизации управления отраслью. До сих пор руководство было сосредоточено в одном Наркомате - ВСНХ. В 1932 г. он был разделен на три наркомата - тяжелой, легкой и лесной промышленности. Из Наркомата путей сообщения в 1931 г. выделился самостоятельный общесоюзный Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. Эта реорганизация привела к тому, что теперь каждой сложившейся отраслью руководил свой отраслевой орган - наркомат. Реорганизованы были и финансовые органы. В связи с кредитной реформой все дело кредитования было сосредоточено в Государственном банке. При этом Госбанк стал обслуживать лишь текущую эксплуатационную деятельность предприятий. Финансирование же капитального строительства поручалось специальным банкам долгосрочных вложений: Промбанку, Сельхозбанку и др.

Вооруженные Силы. Организационные основы Красной Армии были закреплены в Законе об обязательной военной службе, принятом в 1930 г. 1 сентября 1939 г., в день нападения Германии на Польшу, был принят новый закон о всеобщей воинской обязанности. Отказались от классового подхода к призыву, прежние ограничения по военной службе были сняты.

Еще в 1936 г. призывной возраст был снижен с 21 до 19 лет. Теперь закон установил, что лица с полным средним образованием могут призываться с 18 лет.

Вооруженные Силы на протяжении всех тридцатых годов росли количественно и качественно. Численность армии и флота за девять лет выросла в три с половиной раза. Однако в конце 30-х годов по личному составу Вооруженных Сил был нанесен сильнейший удар. Массовые репрессии коснулись самой ценной их части - командного состава.

 

Конституция СССР 1977.

В 1977 г. была принята новая конституция СССР, которая состояла из преамбулы, 9 разделов и 174 статей. В конституции с одной стороны подчеркивалась преемственность с предшествующими конституциями (1918, 1924, 1936), а с другой стороны констатировался выход страны Советов на принципиально иной уровень развития – «развитого социализма» и «общенародного государства». В связи с этим особое внимание уделялось таким формам участия граждан в управлении, как всенародное обсуждение и референдум, гарантировались права граждан на обжалование решений должностных лиц и критику действий государственных организаций, обращалось внимание на обязанность государства заботиться об охране прав и свобод личности, определялся статус народных депутатов. Впервые закреплялись права советских граждан на пользование достижениями культуры и свободу творчества. Вместе с тем, все эти положительные начинания носили декларативный характер, т.к. не подвергались сомнению монополия КПСС на власть и идеологический контроль за общественной жизнью. В ст. 6 Конституции говорилось, что партия является «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы». В конституции впервые была дана характеристика политической системы и составляющих ее компонентов.

Конституция внесла некоторые изменения в деятельность советских органов власти. Советы депутатов трудящихся были переименованы в Советы народных депутатов. Срок полномочий Верховного Совета СССР увеличился с 4 до 5 лет, а местных Советов – с 2 до 2,5 лет. Снижался возрастной ценз для избрания депутатами: в Верховный Совет СССР - с 23 до 21 года, в Верховные Советы союзных и автономных республик – с 21 до 18 лет. В каждой из двух палат Верховного совета СССР (Совета Союза и Совета Национальностей) отныне заседали по 750 депутатов.В ст. 70 Конституции СССР характеризовался как единое союзное федеративное многонациональное государство. Подчеркивая советский и социалистический характер союзных республик (ст. 76), Конституция не называла их национальными, имея в виду усиление централизации государства. Из Конституции было исключено установленное еще в 1944 г. право республик на военное управление и собственные воинские формирования, но сохранилось закрепленное в том же 1944г. право внешних сношений. Реально такое право использовали только Украина и Белоруссия, которые имели своих представителей в ООН. Декларировался суверенитет республик, однако, не был предусмотрен механизм защиты суверенных прав от возможных посягательств со стороны союзного центра. Каждая республика по-прежнему имела право выхода из состава СССР, но в законах не был определен порядок выхода, что делало такое право формальным. Республики могли иметь собственные конституции, и в 1978 г. «организованно» приняли новые Основные законы, согласованные с союзной конституцией.

На основании Конституции 1977г. в 1978-79 гг. были приняты новые законы о выборах в Верховный Совет СССР, о порядке отзыва депутата Верховного Совета(заменил закон 1959), о статусе народных депутатов, а также утвержден регламент верховного совета СССР.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 3235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.006 с.)