Характеристика и историко-правовая судьба антикоммунистического законодательства США XX в. (Законы Смита (1940г.), Маккарена-Вуда (1950г.), Хэмфри-Батлера (1954г.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика и историко-правовая судьба антикоммунистического законодательства США XX в. (Законы Смита (1940г.), Маккарена-Вуда (1950г.), Хэмфри-Батлера (1954г.).



Отметим далее, что развитие американской политической системы в Новейшее время не всегда было последовательно демократичным. Так, в послевоенный период в Соединенных Штатах наступление на свободы личности было ознаменовано целой серией актов, получивших общее название антирабочих реакционных законов.

Что касается нарушений принципа партийного плюрализма и политической лояльности, то в 1950 году конгрессом США принимается антикоммунистический закон Маккарена-Вуда (его официальное название «Закон 1950 года о внутренней безопасности»). Закон объявляет коммунистическую партию США организацией, которая «направляется, руководится или контролируется иностранным правительством или иностранной организацией, управляющими всемирным коммунистическим движением». На этом аргументе зиждется требование регистрации коммунистической партии и каждого из ее членов в министерстве юстиции США. За каждое нарушение любого из названных требований предусматривался штраф в размере 10 тыс. долларов (в то время двухлетняя заработная плата высококвалифицированного рабочего) или тюремное заключение на пять лет (допускалось сложение санкций). За просрочку регистрации на 30 дней, например, судья мог приговорить к штрафу в 300 тыс. долларов. После регистрации считалось противозаконным для любого члена компартии занимать выборную должность или место на гос. службе, административный пост в профсоюзной организации, подавать заявление с просьбой о выдаче ему паспорта для поездки за границу, наниматься на работу в любом оборонном органе или предприятии и т. д. Особым положением закона 1950 года министру юстиции Соединенных Штатов позволено было на период чрезвычайного положения заключать бессрочно в концлагерь любое лицо, «относительно которого имеется разумное основание полагать, что оно, вероятно, будет совершать акты саботажа и шпионажа».

Борьба Коммунистической партии США против закона 1950 года, ее отказ от регистрации породили новый антикоммунистический закон. Принятый в 1954 году, он получил название «О контроле над коммунистической деятельностью» (Закон Хэмфри-Батлера). Закон этот запретил коммунистической партии участие в выборах (включая выдвижение кандидатов), лишил ее прав юр. лица и соответственно права иметь имущество, участвовать в суде.

Закон Смита, принятый еще в 1940 году (Закон о регистрации иностранцев). Официально предназначенный для пресечения немецко-фашистской пропаганды в Соединенных Штатах, закон этот был истолкован в качестве общей нормы, запрещающей выражение инакомыслия и все возможные организационные действия, имеющие целью «насильственное свержение правительства». Но тогда он был неоктуален. и свое второе дыхание получил после второй мировой войны

Сравнительно-правовая характеристика Конституций Четвертой (1946 г.) и Пятой (1958 г.) республик во Франции.

Конституция 1946 г.

Новая Конституция Франции не только отразила соотношение политических сил в стране в первый период после освобождения,но и закрепила на кон­ституционном уровне ряд новых политических принципов. После первого Учредительного собрания формируется правительство, состоящее из коммунистов и социалистов. Проект их конституции отклоняется на референдуме. В 1946 г. новый состав Учредительного собрания разрабатывает второй проект конституции. Он проходит утверждение на референдуме и становится Конституцией Четвертой республики. В преамбуле Конституции торжественно подтверждались права и свободы человека и гражданина, провозглашенные Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Также провозглашались равные права всех граждан вне зависимости от пола; право политического убежища; право на организацию профсоюзов, стачек; право на социальную помощь матерям, детям, инвалидам и др. Конституция предусматривала учреждение парламентской республики. Парламент должен был состоять из двух палат: Национального собрания и Совета республики. Национальное собрание избиралось на 5 лет на основе всеобщего прямого избирательного права, обладало правом принятия законов. Совет республики избирался коммунами и департаментами на основе всеобщего и косвенного изб.права.получал право рассматр.законопроекты,принятые Нац.собр.. Высш. представитель гос власти явл по конституции президент (избир. парлам. не 7 лет, мог переизбир на еще 1 срок). Президент подписывает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, осуществляет обнародование законов, утверждает некоторые правительственные декреты. Непосредственное гос. управление страной осуществляет Совет министров во главе председателем. Непосредственной причиной отмены Конституции 1946 г. явились события в Алжире. Весной 1958 г. там усилились проколонистские выступления. В мае 1958 г. парламент призывает к власти генерала де Голля и наделяет его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство разрабатывает проект новой Конституции, которая в сентябре 1958 г одобряется. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб зак. Глава государства - президент, избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями: назначает и смещает премьер-министра и членов правительства; является главнокомандующим вооруженных сил; подписывает и обнародует законы; передает законопроекты на референдум; принимает ордонансы, имеющие силу закона, и др. Президент является «высшим арбитром» для гос.органов. Он не несет политической ответственности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент имеет право распустить нижнюю палату парламента, а также объявлять чрезвычайное положение. Правительство - Совету министров. Премьер-министр руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов. Правительство скрепляет подписью акты президента.

Парламент состоит из двух палат – Национального собрания и сената. Депутаты нижней палаты избираются прямым голосованием граждан, верхней – косвенным. Парламент собирается на две очередные сессии в году,общая продолжительность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (внеочередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Конституция также предусмотрела создание особого органа – Конституционного совета. Члены Конституционного совета назначаются президентом, председателем Национального собрания и председателем сената. Этот орган наблюдает за правильностью избрания президента, депутатов и сенаторов, за порядком проведения референдумов и выборов.

35.Институт конституционного контроля в современной Франции (Конституционный Совет).

В 1958 году создатели Конституционного совета ставили перед собой двоякую цель: поддержать законность в той области, которая ему была определена, избавить парламент от решения спорных вопросов, во избежание скандалов по предвзятому аннулированию результатов выборов. Никто не мог себе представить, что 50 лет спустя Конституционный совет будет считаться одним из важнейших нововведений V республики Франции. Конституционный контроль во Франции является, по существу, предварительным. Последующий конституционный контроль осуществляется лишь по жалобам граждан в Конституционный совет на нарушение законом их конституционных прав (с 1990 г.), но это возможно лишь после рассмотрения таких жалоб Государственным советом или судом. Основная часть Конституционного совета назначается тремя высшими должностными лицами: президентом, председателем сената (верхней палаты парламента) и председателем национального собрания (нижней палаты). Каждое из этих должностных лиц назначает треть членов Совета на девять лет; их мандат невозобновляем, быть членом Конституционного совета можно только один раз. Каждые три года обновляется треть членов Совета. Другая часть Конституционного совета -- все бывшие президенты республики. Нельзя совмещать должность в Совете с членством в парламенте и с должностями в государственном аппарате, а также с руководящей деятельностью в государственном или частном секторе экономики и с руководством политической партией. Конституционный совет рассматривает жалобы в связи с выборами в парламент, по вопросам неизбираемости и несовместимости должностей, принимает решения о конституционности регламентов палат парламента и тех изменений, которые в них вносят палаты, до их принятия палатами, а также органические законы, участвует в подготовке выборов президента, следит за тем, чтобы все кандидаты имели равные возможности, наблюдает за проведением референдума и объявляет его результаты. Подсчет голосов по выборам президента производится под наблюдением Конституционного совета. Он констатирует вакантность поста президента, с ним должен консультироваться президент при введении в стране чрезвычайного положения. На Конституционный совет возлагается рассмотрение споров между ветвями власти об их компетенции. В Конституционный совет могут обращаться с запросами президент республики, председатель правительства, председатели обеих палат парламента, группы депутатов и сенаторов в обоих случаях численностью в 60 человек. Совет рассматривает дело по системе досье: нет состязательного процесса, вызова свидетелей и т.д. По поручению председателя один из членов Совета готовит письменный доклад по делу, который затем рассматривается. Процесс в Конституционном совете письменный и закрытый.

Гос. совет может аннулировать акт испол. власти кот. не соответствует конституции.

 

 

36.Институт конституционного контроля в Германии (Конституционный суд).

Каждая земля страны помимо Берлина и Шлезвиг-Гольштейна, имеет свой земельный конституционный суд, что делает процедуру рассмотрения конституц.конфликтов двухступенчатой. Федеральный конституционный суд(ФКС) является частью судебной системы и не возглавляет систему конституционных судов земель Германии. ФКС не в праве контролировать конституционное судопроизводство в отдельных землях федерации.Помимо Констит,состав,компетенция и процедура этого органа регулируется З аконом о ФКС 1951 г. Согласно закону, суд состоит из 2 сентов(по 8 судей).Компетенция сенатов разграничена, в случае перегруженности одного из сенатов может быть перераспределена.Возрастной ценз судей колеблется от 40 до 68 лет. Срок службы 12 лет без переизбрания. Состав ФКС формируется парламентским способом:половина состава судейского корпуса избирается 2/3 общего количества голосов Бундесрата,а другая половина-косвенными выборами т.е. коллегией из 12 выборщиков(членов Бундестага).

Согласно ст.93 Констит 1949г. Компетенция КС состоит:

· В толковании основного закона гос-ва на предмет соответствия законов федерации и законов земель Основному закону.

· В рассмотрении вопросов о компетенции федеральных органов+компетенцию канцлера ФРГ

· В рассмотрении конституционности деятельности политических партий

· В рассмотрении дел о лишении граждан основных конституционных прав публичной властью и др.

ФКС один из самых популярных и авторитеных огранов публичной власти современной Германии. Считается, что территориальная отдаленность ФКС от других институтов публичного права, расположенных в Берлине,так же гарантирует его беспристрастность и независимость.

 

37.Источники и особенности гражданского права Франции и Германии в Новейшее время.

В гражданском праве Франции на 1-м месте стоит Конституция 1958г.,а затем Декларация прав человека и гражданина 1789г.,особеннос статья 17 о собственности как праве неприкосновенном и священном. Как важнейший нормативный кодифицированный акт явл. в гр. праве по прежнему действует Кодекс Наполеона 1804г.,хотя к концу XXв. Сильные изменения затронули 1-ю книгу ГК Наполеона, где были сформулированы брачно-семейные отношения и закреплен подчиненный статус замужней женщины. Торговый кодекс 1807г. Отразил дуализм частного права Франции. Он был принят отдельно от Гражд.Кодекса,т.к. во фр.праве торговое право выделяется как самост.отрасль. В основу ТК положены Ордонанс 1673г. О сухопутной торговли Ордонанс 1681г. О морской торговли. Во 2-й половине XXв.торговые отношения стали регулироваться такими новыми нормат.актами,как Закон 1966г. Об акционерном праве Франции.В гражд.праве Франции правовой обычай играет роль субсидиарного источника права т.к. например в ГК Наполеона содержится прямая ссылка на обычай. Судебная практика во Франции рассматривается как источник не доктринальный,а de facto.

Основной закон Германии 1949г. -главный источник гражданского права. При дуализме частного права в Гремании, наряду с действующим в наши дни Гражданским уложением 1900г.,применяется в отдельных случаях и Торговый Кодекс 1897г. введенный в действие в 1900г.Так же отдельные федеральные законы служат источниками гражд.права современной Германии: Закон о возрасте брачного совершеннолетия 1974г.,Закон о сделках с землей 1961г.. Правовой обычай -«обычай гражданского оборота» предусмотрен рядом статей ГГУ 1900г.(ст.157).Если рассматривать как источник гражд.прва судебную практику,то как еще в 1973г. суд.практика как оф. источник герм. права до сих пор не признана.

 

38.Источники и характеристика уголовного права Франции и Германии в Новейшее время.

После утверждения власти крупной буржуазии в наполеоновскою эпоху были созданы 5 кодексов, одними из них были уголовный и уголовно-процессуальный. В новейшее время среди источников уголовного права Фр. Помимо Конституции следует выделить Декларацию прав человека и гражданина 1789,которая считается действующим конституционным законом. УК Франции был введен в действие в мае 1994г.,он заменил УК Наполеона 1810г.Новый УК существенно отличается от предыдущего,поскольку его структура состоит уже из 4-х книг взаимосвязанных,но вполне самостоятельных книг.Естественно,что новый Фр.УК учел новые тенденции в развитии уп,и в него вошли разделы о борьбе с терроризмом,с организованной преступностью,запрет проведения медицинских экспериментов на людях и т.п. Смертная казнь за уголовные преступления отменена с 1981г. В уголовном праве правовой обычай в Новейшее время не может выполнять роли источника права, поскольку строгость формулировок и санкций исключает ссылки на правовые обычаи конкретных местностей. Судебная практика,как источник права,во французском уголов. праве признается источником de facto.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА ГЕРМАНИИ включают :1.Основной закон 1949г.2.Федеральные законы(кодексы)3.нормат.акты федеральн.президента3.нормат.акты федер.правительства. 4.правовой обычай. не признается официальным. судебная практика - она применяется de facto. Основной закон 1949г. Отменил смертную казнь в ст. 102. Действующий УК 1987имеет сложное правильное название:УК Германии 1871г.в редакции 1975г.с изменениями 1986г.Это объясняется тем, что Уголовное уложение Германской империи 1871г. Было для своего времени весьма прогрессивным документом. Существенным изменениям подверглась Особенная часть кодекса, где сформулированы новые составы преступлений в экологической сфере, экономике, сфере борьбы с терроризмом и др.Помимо УК на практике применяется несколько дополнительных законов, так называемые «малые кодексы»-закон о нарушении порядка 1968г.(административные правонарушения).

Источники гражданского права в странах общего права (Великобритания, США) в Новое и Новейшее время.

Поскольку Англия относится к странам общего права, причем нормативно-правовые акты там не приняты до настоящего времени,то иерархию норматив.-прав. актов в сфере гражд. права возглавляет статут. Статут прежде всего имеет консолидированный характер. Такими прежде всего являются Закон о собственности 1925г.,Закон о продаже товаров 1980г. Прецеденты -это так же ведущий источник права в современном гражданском праве Англии. В настоящее время прецеденты регулируют преимущественно сферу договорных и деликтных обязательств. Обычай в гр.праве Англии применяется в современной форме торгового обыкновения. Делегированное законодательство так же полноправный и очень распростроненный источник гр. права англии. Имущественные отношения, урегулированные делегированным законодательством, становятся распространенными и общеприминительными.

Источники гражд права США отличаются правовым дуализмом,т.е. эта отрасль развивается н а 2-х уровнях: федеральном и локальном. В отличие от Англии в США гражд-прав.отрасль кодифицирована. На уровне федерации действует в настоящее время Единообразный торговый кодекс 1952г. («кодекс банкиров»).Во многих штатах приняты свои гражданские кодексы. Например,штат Луизиана принял свой ГК еще в 1825 году, взяв за основу ГК Наполеона. Всем же штатам федерации не принявшим свои кодексы, было рекомендовано принять за основу ЕКТ. Прецедент в ГП США,особенно в договорных обязательствах, играет роль ведущего источника гр.права как на федеральном, так и на локальном уровне. Делегированное законодательство США является полноправным источником ГП, регулируя широкий круг гражданско-правовых отношений. Обычай в форме торгового обыкновения так же признается одним из источников гражданского права США.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 1217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.122 (0.033 с.)