Предмет и метод бухгалтерского учёта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод бухгалтерского учёта.



Предметом бухгалтерского учета выступает хозяйственная деятельность организации, представляющая собой совокупность фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций). Предмет бухгалтерского учета состоит из многочисленных и разнообразных объектов, которые можно объединить в две группы:

объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность организации;

объекты, составляющие хозяйственную деятельность организации.

К первой группе относятся хозяйственные средства (экономические ресурсы) и их источники, ко второй – хозяйственные процессы и их результаты.

Метод бухгалтерского учета – совокупность способов и приемов (элементов), с помощью которых познается предмет бухгалтерского учета. К элементам метода бухгалтерского учета относятся: документация и инвентаризация; оценка и калькуляция; система счетов и двойная запись; балансовое обобщение и отчетность.

Элементы метода бухгалтерского учета взаимно дополняют друг друга и неразрывно связаны между собой и процедурой бухгалтерского учета. Процедура бухгалтерского учета – это логически выдержанная строгая последовательность выполнения бухгалтерских действий отражения информации с целью формирования финансовой отчетности и управленческих сводок. Каждому этапу процедуры бухгалтерского учета присущи определенные элементы метода бухгалтерского учета:

этапу первичного наблюдения - документация и инвентаризация;

этапу стоимостного измерения – оценка и калькуляция;

этапу текущей группировки - система счетов и двойная запись;

этапу итогового обобщения – балансовое обобщение и отчетность.

Кратко рассмотрим перечисленные выше элементы метода бухгалтерского учета.

Документация – письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции или о праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется документами. Документ служит не только основанием для фиксирования операций, но и способом первичного наблюдения и их регистрации.

Инвентаризация представляет собой средство наблюдения и последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. Поэтому инвентаризация служит дополнением к документации.

Оценка – способ, с помощью которого активы хозяйствующего субъекта получают денежное выражение.

Калькуляция – способ исчисления себестоимости, то есть общей суммы затрат, относящихся к конкретному объекту учета.

Система счетов – обеспечивает экономическую группировку объектов бухгалтерского учета и получение о них необходимой информации для текущего наблюдения за хозяйственной деятельностью. Счета позволяют получить обобщенные характеристики об объектах учета, разрозненные сведения о которых имеются в документах.

Двойная запись – способ взаимосвязанного отражения различных явлений, вызываемых хозяйственными операциями, в системе счетов.

Балансовое обобщение – сопоставление активов с источниками их образования. Такое сопоставление имеет контрольное значение, так как характеризуется постоянным равенством общей суммы видов средств и суммы источников их образования.

Бухгалтерская отчетность – единая система информации о финансовом положении хозяйствующего субъекта за определенный период времени.

 

Бухгалтерский баланс. Его функции в рыночной экономике. Содержание и техника составления.

В действующей в РФ форме отчетности бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух вертикально расположенных частей: верхняя – актив – отражает имущество предприятия, а нижняя – пассив – источники его образования.

В активе баланса статьи сгруппированы в два раздела:

· I. Внеоборотные активы;

· II. Оборотные активы.

Первый раздел «Внеоборотные активы» объединяет группы долгосрочных активов: нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство и другие вложения во внеоборотные активы, долгосрочные финансовые вложения, прочие внеоборотные активы.

Второй раздел «Оборотные активы» состоит из текущих активов, которые сформированы в отдельные группы: запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства. Причем суммы дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и свыше 12 месяцев после отчетной даты, показаны по статьям отдельно.

В пассиве баланса выделяют три раздела:

· III. Капитал и резервы;

· IU. Долгосрочные обязательства;

· U. Краткосрочные обязательства.

В третьем разделе «Капитал и резервы» показаны самостоятельными статьями собственные источники образования средств: уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль предприятия.

Статьи четвертого раздела «Долгосрочные обязательства» показывают задолженность банкам по кредитам и займам на срок более одного года, а также отложенные налоговые обязательства.

Пятый раздел «Краткосрочные обязательства» объединяет несколько групп краткосрочной задолженности: заемные средства, кредиторскую задолженность, резервы предстоящих расходов и платежей, доходы будущих периодов.

Итоги по балансовым статьям актива и пассива называются валютой баланса. Равенство итогов обусловлено принципом двойственности: активов не может быть больше, чем источников, за счет которых они образованы.

Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных процедур. Включает в себя следующие этапы:

1. Проведение ежегодной инвентаризации перед составлением годового бухгалтерского баланса.

2. Формирование остатков по всем счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода (в виде оборотной ведомости либо в виде главной книги).

3. Изучение особенностей формирования показателей баланса.

4. Формирование статей бухгалтерского баланса (на основе остатков по всем счетам бухгалтерского учета).

В современных экономических условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности.

В экономике любого государства бухгалтерский баланс выполняет важные функции, в том числе:

• баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, имущественным состоянием организации;

• по балансу определяют ликвидность и показатели платежеспособности организации;

• по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде прироста собственного капитала за отчетный период;

• на показателях баланса строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;

• данные баланса широко используются налоговыми органами, кредитными учреждениями и органами государственного управления для анализа деятельности организации и контроля за ней.

Срок представления годовой бухгалтерской отчетности организациями установлен в течение 90 дней по окончании года, а квартальной – в течение 30 дней по окончании квартала. День представления организацией бухгалтерской отчетности определяется по дате почтового отправления или дате фактической передачи по принадлежности.

Для обеспечения открытости бухгалтерской отчетности организации обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность и итоговую часть аудиторского заключения не позднее 1 июня следующего за отчетным года в средствах массовой информации. Публикации в обязательном порядке подлежат: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.205.228 (0.01 с.)