Учёт расчётов с персоналом по оплате труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учёт расчётов с персоналом по оплате труда.

Поиск

Предприятие самостоятельно устанавливает системы оплаты труда своих работников (сдельная, повременная и т. п.).
Системы оплаты труда фиксируются в коллективном и трудовом договоре, Положении об оплате труда и т. п.
Основанием для начисления заработной платы служат:
Штатное расписание
Штатное расписание (форма № Т-3) утверждается директором, согласовывается с профсоюзным комитетом при наличии такового. Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.
Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации.
Расчет нормативной численности и максимальный фонд оплаты труда работников предприятий жилищного хозяйства рассчитывается на основании Распоряжения от 05.06.98 № 568-РМ и количества обслуживания объектов ЖКХ.

Табель учета использования рабочего времени
Одним из оснований для начисления заработной платы является табель учета рабочего времени (форма № Т-12 или Т-13), который отражает количество отработанного времени каждым работником. Табель составляется в одном экземпляре и на его основе рассчитывается заработная плата.

Положение об оплате труда
В положении об оплате труда должны быть прописаны все формы оплаты труда и материального поощрения, используемые на предприятии, случаи выплат надбавок, материальной помощи и т.д.

Положение о премировании
В положении должны быть отражены виды и источники выплат премий, которые носят систематический характер:
Премирование может осуществляться за счет себестоимости и за счет чистой прибыли.
Положение о премировании должно содержать перечень производственных показателей, за достижение которых может быть выплачена премия, за счет каких источников могут выплачиваться разовые выплаты и т.д.

Виды оплаты труда.
Различают основную и дополнительную оплату труда:
К основной относится оплата, начисляемая работникам за отработанное время.
Основанием для начисления оплаты является штатное расписание, кадровые приказы.

К дополнительной заработной плате: относятся выплаты за не проработанное время, предусмотренные законодательством по труду (отпускные, различные компенсации, пособия), или по инициативе руководства организации (премии).
Понятие оплаты труда определено статьей 129 ТК РФ.
Формы оплаты труда установлены статьей 131 ТК РФ.
Системы оплаты труда предусмотрены статьей 143 ТК РФ.
Стимулирующие выплаты, системы премирования, стимулирующие доплаты и надбавки устанавливаются коллективным договором (ст.144 ТК РФ).


Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда

Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда осуществляется на счете 70. Счет является пассивным.
По Кт сч 70 отражаются суммы начисленные работнику.
По Дт сч. 70 отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и другие удержания.

Под оплатой труда принято понимать выраженную в денежной оценке долю труда работников в общественном продукте, которая поступает в личное потребление.

Оплата труда каждого работника зависит от его личного вклада и максимальным размером не ограничивается. Месячная оплата труда работника не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда.

При оплате труда физических лиц используется тарифная или бестарифная системы оплаты труда. В тарифной системе существует две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная, каждая из которых имеет свои особенности и виды. Повременная форма оплаты труда может быть простой повременной или повременно-премиальной.

К основным видам сдельной оплаты труда относятся: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная и косвенно-сдельная. При сдельной оплате труда заработок работника рассчитывается исходя из установленного разряда работы, тарифных (сдельных) ставок и норм выработки.

Заработок работника, находящегося на бестарифной оплате труда, всегда ставится в зависимость от конечных результатов работы самого работника. Главным ориентиром при установлении бестарифной оплаты труда является установленный действующим законодательством размер минимальной месячной оплаты труда.

Учетом личного состава предприятия занимается отдел кадров. Первичными документами по учету движения кадров являются приказы о приеме, увольнении, переводе на другую работу, о предоставлении отпуска. В отделе кадров на каждого работника предприятия оформляется личный листок по учету кадров и каждому работнику присваивается табельный номер. Учет рабочего времени ведется в табеле, который составляется табельщиком или сменным мастером в одном экземпляре и передается в отдел кадров предприятия. Табели на рабочих-сдельщиков передаются нормировщикам, а затем в бухгалтерию предприятия, а на остальных работников – сразу в бухгалтерию.

При сдельной форме оплаты труда для учета выработки продукции используются следующие документы: наряд на сдельную работу, ведомость учета выработки, маршрутные карты, наряд-книжка, акт о приемке выполненных работ. В этих документах проставляется количество выработанной и принятой продукции, а также брака, данные об установленных нормах времени, нормах выработки, расценки.

Бухгалтерия предприятия (расчетная группа) заводит на каждого работника лицевой счет для накапливания сведений о заработной плате.

Данные о начисленной заработной плате отражаются в следующих первичных документах: расчетно-платежной ведомости и расчетной ведомости, которые составляются в одном экземпляре; платежной ведомости; приказе (распоряжении) о предоставлении отпуска и приказе (распоряжении) о прекращении трудового договора, которые составляются в двух экземплярах работником отдела кадров.

До выплаты заработной платы работникам из нее производят удержания, которые можно объединить в следующие группы:

· обязательные удержания;

· удержания по инициативе работодателя;

· удержания по согласованию между работником и работодателем.

К первой группе относятся удержания налога с доходов физических лиц и удержания по исполнительным листам.

Ко второй группе относятся удержания за причиненный материальный ущерб; для возврата излишне выплаченных сумм; для погашения неизрасходованных подотчетных сумм; для погашения аванса, выданного в счет заработной платы.

К третьей группе относятся удержания алиментов, сумм на добровольное страхование, на благотворительные цели, профсоюзных взносов, кредитов, выданных работнику.

Учет расчетов с рабочими и служащими по оплате труда ведется на синтетическом пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», к которому на каждого работника открываются аналитические счета.

По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:

· начисленной заработной платы работникам, - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (08, 20, 23, 25, 26, 44);

· начисленной заработной платы за счет образованного резерва на оплату отпусков, - в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;

· начисленных пособий за счет отчислений на государственное социальное страхование и другие аналогичные суммы, - в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются

· выплаченные суммы заработной платы, премий, пособий, пенсий и т.д., - в корреспонденции со счетом 50 «Касса» или 51 «Расчетные счета»;

· суммы начисленный налогов, - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

· платежей по исполнительным документам и других удержаний, - в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Для получения сведений о расчетах с работниками в целом по предприятию производят группировку данных расчетно-платежных ведомостей за отчетный месяц в организации. Для этого составляется сводная ведомость, которая используется для отражения на счетах бухгалтерского учета начислений по оплате труда, премий, пособий; удержаний налога с доходов физических лиц, перечислений и выплат. Данные сводной ведомости сопоставляются с записями в Главной книге по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», и таким образом происходит сверка синтетического и аналитического учета расчетов по оплате труда.

Учёт движения материалов.

Материал – вещественный элемент, приобретенный с целью его дальнейшего использования в качестве предмета труда в производственном процессе. Материал полностью потребляется в производственном цикле и, следовательно, полностью переносит свою стоимость на стоимость произведенной продукции или оказанных услуг. Организация грамотного учета материалов в современных условиях является весьма актуальной проблемой для многих предприятий.При таком учете очень важно организовать контроль за сохранностью материалов, их соответствием документам; за соблюдением норм потребления; выявления затрат, связанныхс заготовкой материалов. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки, транспортировки продукции (материалов), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения стоимость услуг, уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. Задачей бухгалтерского учета является:  получение точной информации о состоянии запасов по местамих хранения;  получение точной информации о состоянии запасов на всех стадиях их движения;  получение точной информации о взаимоотношениях с поставщиками;  составление на основе всей финансовой информации всевозможных отчетов в инстанции самых различных уровней. Данные бухгалтерского учета должны содержать необходимую и достаточную информацию для принятия решений ведущих к снижению издержек.
Основные понятия, используемые при учете материалов:
Вид или группа материалов – используется для удобства оперирования с частью, а не со всей совокупностью материальной массы. Номенклатурный номер – присваивается конкретному виду (или части вида) материала. Он призван нести в себе необходимую информацию о материале. С помощью номенклатурного номера легко найти нужный материал среди всей материальной массы. Под одним номенклатурным номером может учитываться множество материалов с неким одинаковым набором параметров. При единичном учете, как частном случае, каждому материалу соответствует один (уникальный) номенклатурный номер. Партия– как правило, материал на предприятие поступает партиями, различающимися как поставщиками, так и покупной ценой. В зависимости от принятого метода учета приходоваться вновь поступившая партия материала будет по-разному. Место хранения– если у предприятия материал хранится в нескольких местах, то очень важно организовать учет по местам хранения (подразделениям). Движение материала – приход, расход, возврат, перемещение. Информация о движении материала должна содержать все сведения, необходимые для расчета учетной цены, расчетов с поставщиками. Запись о движении материала должна осуществляться на основании первичных документов – накладных, счетов-фактур, актов на списание и т.п. Документооборот. Абсолютно каждый факт движения материальной массы должен сопровождаться первичными, оправдательными документами. Движение материалов – это в основном поступление и выбытие. Поступление материала сопровождается входящими документами– это накладные и счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и другие документы, оформляемые поставщиком материала. Выбытие (перемещение) материала сопровождаетсяисходящими документами: требования, лимитно-заборные карты. Карточка движения материала– заводится для материалов с одинаковым номенклатурным номером. Содержит в себе полное описание параметров данной материальной позиции. Сам номенклатурный номер, название, единицу измерения, учетную цену, сорт, бухгалтерский счет, на котором учитывается данный материал и т.п. Кроме этого, как явствует из названия, в ней прослеживается все движение данной материальной позиции – приход, расход, остаток. По записям в карточке ведения учета по данному материалу (инвентарной карточке) легко увидеть, сколько отпущено и сколько осталось, не прибегая к инвентаризации. Инвентаризация в этом случае требуется только для сверки данных учета с фактическими остатками. Оборотная ведомость содержит суммарную информацию по движению материальной массы. Для каждого номенклатурного номера в оборотной ведомости должна быть информация в количественном и суммовом измерениях на начало периода, приходе, расходе и остатках на конец периода. Накладная на перемещениеиспользуется для оформления операций по перемещению материалов из одного подразделения в другое. Акт на списаниеиспользуется для оформления выбытия материала, не связанного с его использованием в процессе производства: порча, потеря потребительских свойств, пропажа и т.п. Себестоимость материала–денежное выражение издержек производителя, складывающаяся из затрат, связанных непосредственно с производством и затрат, связанных с реализацией. Отпускная цена производителяскладывается из себестоимости, дохода (прибыли) и налогов. Оптовая цена– цена продажи у предприятия оптовой торговли. Можно назвать еще целый ряд цен: договорная, среднерыночная, покупная, продажная и т.д., и т.п. С точки зрения сроков действия различают цены постоянные и временные. В соответствии с планом счетов все операции, связанные с движением материальной массы, отражаются на активном счете10 «Материалы», по дебету которого отражаются суммы полученной материальной массы, по кредиту – выбытие материалов. Сальдо 10 счета показывает наличие материалана момент учета.При журнально-ордерном методе учет ведется в журнале-ордере № 10. К счету 10 «Материалы» могут быть открыты, при необходимости, субсчета: 1) сырье и материалы; 2) покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали; 3) топливо; 4) тара и тарные материалы; 5) запасные части; 6) прочие материалы; 7) материалы, переданные в переработку на сторону; 8) строительные материалы; 9) инвентарь и хозяйственные принадлежности. При учете материаловследуетподчеркнуть, что материалы на счете 10 учитываются без НДС, а НДС по приобретенным материаламучитывается отдельно и отражается на счете 19 (к которому открывается субсчет «НДС по приобретенным материальным ресурсам») в корреспонденции со счетами учета поставщиков.
Методы учета материалов
Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаковки, транспортировки продукции (материалов), и другие материальные ресурсы отражаются в учете и отчетности по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения, стоимость услуг, уплаченных снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. Для бухгалтера предприятия особый интерес представляют: Учетная цена– цена, по которой материал учитывается в бухгалтерских регистрах. Цена закупки– цена, по которой материал приобретен. Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешается производить одним из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО), по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Точному и своевременному учету материалов на предприятиях придается большое значение. Как известно учет материалов производится в двух измерителях – денежном и вещественном (количественном). Количественный учет производится в единицах измерения, присущих данному материалу (штуки, метры, литры и т.п.) Суммовой учет производится в едином денежном измерителе – валюте учета. При этом если с количественным учетом более-менее все понятно, то суммовой учет может осуществляться по разным методикам. В основе этих методов лежит покупная цена материала. Если при отпуске материала оформляется документ (накладная на отгрузку) с перечнем отгружаемого материала, с указанием для каждого материала количества, отпускной цены за единицу и суммы, то по записям в карточкеведенияучета по данному материалу (инвентарной карточке)легкоувидеть, сколько отпущено и сколько осталось, не прибегая к инвентаризации. Инвентаризация в этом случае требуется только для сверки данных учета с фактическими остатками. Все многообразие методов учета можно свести на две группы: точного учета (единичный учет) и приближенного учета. Единичный учет (метод фактических цен) является абсолютно точным методом учета движения материала. На каждую партию материала с одинаковыми входными параметрами, поступающую на предприятие заводится инвентарная карточка.Учетная цена в этом случае естьфактическая цена закупки. На каждую единицу прикрепляется инвентарный номер. В момент отпуска материала бухгалтер делает отметку в специальном учетном регистре о том, какой инвентарный номер отпущен в производство. При этом точно известна стоимость материала, перенесшего свою стоимость на готовую продукцию. При отсутствии автоматизированных систем и непрерывном увеличении инвентарных карточек этот метод очень трудоемок. Методы, при которых учетная цена отпущенного в производство материала определяется расчетным путем, являются методами приближенного учета. Различают три основных метода, каждый из которых, в свою очередь, подразделяется на оперативный и итоговый. Метод средних цен– материал с одинаковыми входными параметрами учитывается в одной инвентарной карточке независимо от закупочной цены. Учет по партиям не ведется. Вновь поступивший материал усредняется с уже имеющимся. В результате в каждый момент времени мы имеем как бы одну партию по однойучетной цене– определяемой делением общей стоимости материала на общее количество. ФИФО (FIFO) Вновь поступившая партия отражается в учете как самостоятельная партия, независящая от имеющихся на учете. При списании делается предположение, что реализован материал из самой первой поступившей партии. Если количество материала в первой партии меньше, чем требуется передать в производство, то списывается материал из второй партии, и т.д. Тем самым списание материала производится по принципу «первым пришел – первым ушел» – «first in – first out». Этот метод оправдан в условиях низкой инфляции. В условиях высокой инфляции применение этого метода приведет к завышению стоимости материальных остатков, занижению себестоимости готовой продукции и, как следствие, завышению результатов от реализации. Дело в том, что в условиях высокой инфляции последующая партия поступает, как правило, по более высоким ценам. Списывая сначала предыдущую партию, т.е. более дешевую, мы оставляем на учете более дорогую. ЛИФО (LIFO) Вновь поступившая партия отражается в учете как самостоятельная партия, не зависящая от имеющихся на учете. При списании делается предположение, что отпущен материал из самой последней поступившей партии. Если количество материала в последней партии меньше, чем требуется передать в производство, то списывается материал из предпоследней партии, и т.д.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.014 с.)