Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация функций управления по различным признакам: уровням управления, объектом управления, содержательностью

Поиск

В литературе представлены разные подходы к классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев). Рассмотрим важнейшие из них (табл. 1).

В литературе по менеджменту имеются и другие подходы к классификации функций. Так, например, выделяют функции: 1) общие, 2) связующие, 3) частные и 4) специфические.

1. Общие (основные) функции. Реализуются в управлении любой организацией. К ним относятся: планирование, организация, мотивация, контроль.

Таблица 1 - Классификации функций менеджмента (с точки зрения различных критериев)

1. По содержанию управленческой деятельности: 1.1. планирование; 1.2. организация; 1.3. мотивация; 1.4. контроль; 1.5. координация.
2. По масштабу времени: 2.1. стратегическое управление; 2.2. тактическое управление; 2.3. оперативное управление.
3. По этапам процесса управления: 3.1. целеполагание; 3.2. определение ситуации; 3.3. определение проблемы; 3.4. принятие управленческих решений.
4. По факторам производственного процесса: 4.1. управление продуктом; 4.2. управление персоналом; 4.3. управление информацией; 4.4. управление инновацией и др.
5. По этапам производственного процесса: 5.1. управление подготовкой производства; 5.2. управление процессом производства; 5.3. управление обеспечением производства; 5.4. управление сбытом продукции.
6. По объекту управления: 6.1. управление экономическими процессами; 6.2. управление социально-психологическими процессами; 6.3. управление организационными процессами; 6.4. управление технологическими процессами.

2. Связующие функции (процессов):

- принятие управленческих решений;

- коммуникации.

3. Частные (обеспечивающие) функции. Выполняются отдельными структурными подразделениями (специалистами):

- управление персоналом;

- управление маркетингом;

- управление финансами;

- документационное обеспечение управления;

- учет (бухгалтерский, управленческий);

- обеспечение оргтехникой и др.

4. Специфические функции отражают отраслевую специфику.

 

Рис. 4. Относительная важность функций менеджмента

 

На рис. 4 показана относительная важность каждой из четы­рех функций управления (планирование, организация, руководство, контроль) для трех основных уровней менеджмента (высший, средний, первый).

Высшие менеджеры затрачивают значительную часть своего времени и оказывают наиболее сильное влияние на функцию планирования. Их осведомленность о состоянии дел в организации в целом, в соот­ветствии с их практическими знаниями о внешнем окружении фир­мы, делает высших менеджеров способными возглавить деятельность компании по планированию.

Менеджеры среднего уровня, как и предполагает их положение, в большинство функций управления включены в средней степени. Ис­ключение составляет их большая ответственность за контрольную де­ятельность на своем уровне. Менеджеры среднего звена не обязаны взваливать на себя главную ответственность за любую функцию на уровне организации, но они должны проявлять некоторую компетент­ность во всех управленческих задачах.

Основные обязанности менеджеров первого уровня реализуются в функции руководства, поскольку существует относительно большое число подчиненных, с которыми они вступают в прямой контакт. Их организационные и контрольные обязанности находятся на среднем уровне по важности, а их вовлеченность в функцию планирования невысока. Это обусловлено узким кругозором большинства менеджеров первого звена и их относительной неопытностью в разнообразных и сложных видах деятельности, которые реализуют функции плани­рования.

В силу того, что менеджеры всех уровней затрачивают часть сво­его времени на исполнение каждой из четырех управленческих функ­ций, успешность их деятельности зависит и от степени управленчес­кого мастерства (опыта), которым они владеют.

Как мы отметили ранее, связующих функций менеджмента две: коммуникации и принятие управленческих решений. Они получили свое название потому, что фактически связывают между собой все основные функции. Действительно, и коммуникации, и принятие решений относятся ко всему ― от планирования до контроллинга.

Специальных функций менеджмента может быть много. Назовем наиболее распространенные из них. Это управление основным или вспомогательным производством, материально-техническим снабжением, маркетингом, сбытом, инновационными или инвестиционными проектами, финансами, недвижимостью, ресурсами и т.д. Список специальных функций можно значительно продолжить.

Развитие управления привело к образованию современных функций менеджмента. Ими стали: прогнозирование, координация, мотивация и контроллинг. Фактически каждая из классических функций обогатилась своей парой. Сложившиеся четыре пары функций (классические плюс современные) можно назвать основными функциямименеджмента. Представим теперь последние на векторе процесса управления (см. рис. 5)

Рис. 5. Основные функции менеджмента

 

Взаимосвязь всех функций менеджмента представлена нами на рис. 6.

Контроллинг - постоянный процесс контроля над достижением целей, начиная с уровня контроля деятельности сотрудников, и до уровня контроля над показателями деятельности подразделений, и всей организации в целом. Контроллинг интегрирует в единую систему учет, планирование, контроль и анализ на основе целей функционирования. Основой контроллинга является текущее сопоставление плановых (нормативных) и фактических показателей. Цель контроллинга – дать возможность менеджерам всех уровней управления контролировать достижение целей и тем самым добиваться эффективности как в оперативном режиме, так и в стратегической перспективе.

Основные функции (четыре пары) постоянно переходят одна в другую. По обе стороны от них (на схеме сверху и снизу) расположены связующие функции: коммуникаций и принятия решений. Вспомогательная функция – консалтинг – помогает принять решения. Специальные функции расположены несколько особняком, но все они вытекают из какой либо из вышеперечисленных функций.

КОНСАЛТИНГ (англ. consulting), вид деятельности, заключающийся в предоставлении производителям, продавцам и покупателям консультаций в сфере технологической, технической, экспертной деятельности, которые предоставляются специализированными фирмами.

Консалтинг - это процесс консультирования руководителя специалистами в ходе выработки управленческих решений и разработки сложных проектов.

 

 

Рис. 6. Взаимосвязь всех функций менеджмента



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.140.251 (0.01 с.)