Л. 7. Основные функции менеджмента – 21. 03. 2013 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. 7. Основные функции менеджмента – 21. 03. 2013 Г.



Л. 7. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА – 21.03.2013 г.

1. Природа и состав функций менеджмента.

2. Классификация функций управления по различным признакам: уровням управления, объектом управления, содержательностью.

3. Общие, частные и вспомогательные функции управления.

4. Понятие результативности функций управления.

(Эл. уч. пособие Дрындина В. Л., гл. 7. Природа и состав функций менеджмента).

ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

На предыдущих занятиях мы с вами усвоили, что процесс управления включает следующие элементы:

- управляющую систему (субъект управления),

- управляемую систему (объект управления),

- общую цель,

- управляющее воздействие в форме управленческого решения,

- конечный результат,

- обратную связь, которая представляет собой передачу информации о результатах управляющего воздействия от объекта управления к его субъекту.

Природа функций менеджмента. Управление как единый процесс осуществляется через разные функции управления. Выделение в управлении отдельных функций – объективный процесс. Он порождается сложностью производства и управления им. Состав функций управления должен обеспечить эффективную реакцию управляющей системы на любое изменение управляемой системы и внешней среды.

Функции менеджмента — виды деятельности, необходимые для осуществления управления. Они раскрывают содержание управленческой деятельности.

Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления. Под функциями понимают основные задачи, стоящие перед менеджментом, которые необходимо решить, чтобы достичь цели организации.

Первым формулировку содержания функций дал родоначальник современного менеджмента, известный французский ученый в области менеджмента Анри Файоль. В своей книге «Общее и промышленное управление», (1916 г.) он разбил все операции на предприятии на 6 групп:

1) технические группы (производство, обработка);

2) коммерческие группы (покупка, продажа, обмен);

3) финансовые группы (привлечение капитала и эффективное его использование);

4) страховые группы (охрана собственности и личности);

5) учетные группы (бухгалтерия, статистика, инвентаризация);

Административные.

Согласно Файолю, управлять – это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций (технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные и административные операции), причем последнюю операцию (административную) Файоль и отнес к управлению. Файоль выделил 5 функций менеджмента, которые и сегодня лежат в основе этой науки (рис. 1):

 

Рис. 1. Пять функций менеджмента (по А. Файолю)

 

Современный подход к изучению процесса менеджмента бизнесом состоит в разделении управленческих функций. Первоначальный перечень пяти функций А. Файоля расширен сегодня до семи функций (добавлены функции «регулирование» и «мотивация») – см. рис. 2. Все эти функции должны рассматриваться с позиций комплексного подхода.

 

Рис. 2. Современные управленческие функции

Функция как понятие возникает при процессном подходе к менеджменту. В этой концепции управление рассматривается в качестве процесса, состоящего из последовательных взаимосвязанных частей ― функций. Исходя из сказанного, дадим определение этому понятию. Функция менеджмента ― это составная часть управленческого труда.

В ходе развития теории научного менеджмента, управленческий труд был разбит на четыре функции: планирование, организацию, стимулирование и контроль. Их стали называть классическими функциями. Они схематически представлены на рис. 3.

Рис. 3. Управление как процесс, состоящий из их функций

 

КОНСАЛТИНГ (англ. consulting), вид деятельности, заключающийся в предоставлении производителям, продавцам и покупателям консультаций в сфере технологической, технической, экспертной деятельности, которые предоставляются специализированными фирмами.

Консалтинг - это процесс консультирования руководителя специалистами в ходе выработки управленческих решений и разработки сложных проектов.

 

 

Рис. 6. Взаимосвязь всех функций менеджмента

Видеоролики № 2, 3, 4, 5

2. Общая функция управления «организация (организовывание)» заключается:

- в координации действий отдельных элементов системы,

- в достижении взаимного соответствия функционирования частей системы.

Видеоролики № 6, 7, 8, 9

3. Общая функция управления « координация» - это упорядочение и согласование работы различных элементов системы или взаимодействующих систем в процессе их совместной деятельности путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь и т.д. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действий руководителей.

4. Общая функция управления « мотивация» означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей ее развития. Это необходимый вид деятельности менеджера при воздействии на подчиненных. При этом определяются потребности людей, и подбирается наиболее подходящий и действенный в данной ситуации способ их удовлетворения.

Мотивация заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с планом. Ранее считалось, что мотивирование – это предложение соответствующего денежного вознаграждения в обмен за прилагаемые усилия. В современных условиях мотивация рассматривается в контексте создания внутреннего побуждения к действиям. Она является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются, особенно в сфере искусства. Для того чтобы мотивировать, руководителю следует определить, каковы на самом деле эти потребности, обеспечить работнику способ удовлетворять потребности путем творческого отношения к выполняемой работе.

Видеоролики № 10, 11, 12

5. Общая функция управления « контроль» - это важнейшая функция управления, необходимая для достижения организацией своих целей. Контроль позволяет получить информацию, необходимую для дальнейшего планирования, координации деятельности людей. Выделяют три аспекта управленческого контроля:

1) установление стандартов в процессе планирования – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты за определенный период времени;

2) измерение того, что достигнуто в действительности за определенный период;

Видеоролик № 13

Частные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности. Под ними понимают результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации (например, управление основным производством, качеством продукции, персоналом, маркетингом и т. д.). Они воздействуют не на все производство, а на его определенные стороны или части. При этом каждая из функций является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции.

Вспомогательные функции управления связаны с обеспечением (компьютерное и информационное обеспечение, контроль качества и т.д.) и способствуют осуществлению основных функций управления.

Поскольку в рыночных условиях человеческий фактор в значительной мере определяет эффективность деятельности персонала, на современных предприятиях предусматривается выделение отдельного функционального блока по управлению персоналом. В связи с этим, управленческий персонал выполняет - помимо функций традиционных подразделений по труду и кадрам - новые функции: по разработке социальных программ, планированию карьеры, разработке и внедрению новых форм и методов оплаты и стимулирования труда, повышение квалификации.

Основные направления совершенствования действующих оргструктур предприятий:

1) создание автономных блоков управления, наиболее адаптируемых к изменяющимся экономическим условиям функционирования предприятий;

2) разработка технологий новых функций управления в названных выше блоках;

3) разработка прогрессивной системы стимулирования работников;

Построение оргструктур с четкой структуризацией по указанным функциям обеспечивает гибкое и оперативное реагирование предприятия на изменения внешней среды, исключает дублирование, повышает ответственность работников служб управления.

ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ

К основным функциям менеджмента относятся:

- планирование;

- организация (организовывание);

- мотивация;

- контроль;

- координация.

Под стратегическим планом предприятия принято понимать совокупность миссии, целей и стратегий их достижения, сформулированных менеджерами на различных организационных уровнях управления.

К основным элементам процесса стратегического планирования относятся: формулирование миссии и целей предприятия, анализ внешней среды, оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к его конкурентам, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений (планов, политики), обеспечивающих реализацию стратегии.

Цель оперативного (тактического) планирования — распределение ресурсов организации для достижения стратегических целей. Обычно оно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды и является предметом ответственности среднего и низшего управленческого звена.

Мотив труда появляется только в том случае, когда трудовая деятельность — если не единственное, то основное условие получения блага. Большое значение для формирования мотивов труда имеет оценка вероятности достижения целей.

Вознаграждение служит для побуждения людей к эффективной деятельности. Вознаграждение — это все, что человек считает ценным для себя. Однако оценка вознаграждения и его относительной ценности у людей различна.

Контроль — это фундаментальный элемент процесса управления. Нельзя рассматривать планирование, создание организационных структур, мотивацию в отрыве от контроля.

Контроллинг призван обеспечивать информационно-аналитическую и методическую поддержку менеджмента в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений по всем функциональным сферам деятельности предприятия.

К числу приоритетных задач контроллинга относятся:

- создание системы управленческого учета;

- разработка комплексной системы стратегического и оперативного планирования.

 

 

Л. 7. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА – 21.03.2013 г.

1. Природа и состав функций менеджмента.

2. Классификация функций управления по различным признакам: уровням управления, объектом управления, содержательностью.

3. Общие, частные и вспомогательные функции управления.

4. Понятие результативности функций управления.

(Эл. уч. пособие Дрындина В. Л., гл. 7. Природа и состав функций менеджмента).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.216.18 (0.02 с.)