Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Назовите 3 пункта манифеста, которые представляются вам наиболее полезными.↑ Стр 1 из 18Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Какие из советов представляются вам спорными? 3. Добавьте собственные советы. Приветствие К началу работы семинара по риторике
Дорогие друзья! Уважаемые коллеги! Разрешите поздравить вас с началом работы семинара по риторике и культуре речи. Я хочу пожелать вам риторических успехов, / которые сделают вашу жизнь счастливой, / окружающих вас людей – радостными, / а вас самих – уверенными в себе и благополучными. // Для это вы должны быть любвеобильны и деловиты, благожелательны и образованы, обаятельны и мастеровиты, сообразительны и словоохотливы, мудры и немногословны… // Как это может сочетаться в одном человеке? Как этого достичь? Возможно ли такое? - Верьте в успех – и он придет! «Кажется, что счастье бежит, а оно у ног лежит…» Да здравствуют светлые мысли, мудрые слова и добрые дела! Прочитайте этот текст вслух. В чтении избегайте декламации, старайтесь донести мысль до слушателей, в то же время будьте энергичны, пусть голос звучит полетно, а от вас исходит действенная эмоция. Проанализируйте композицию этого текста. На какие части делится этот текст? Напишите собственную речь-пожелание к началу работы практического семинара. Приветствие (с дополнениями) К началу работы семинара по риторике
Произнесите данное приветствие, делая собственные добавления.
Уважаемые коллеги риторы! Дорогие друзья! Не без волнения поздравляю вас с началом работы нашей Школы риторики и культуры речи. …………………………. ………………………… Слово – не звук пустой. …………………………. ………………………… Как писал Горгий, один из первых учителей риторики, «слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить». …………………………. ………………………… Я уверен(а), что в будущем вы сможете стать властелинами ваших слов, а это прямой путь к душам и думам других людей. …………………………. ………………………… Пусть ваши слова будут честны, ответственны, достойны. Наверняка вас ждут и чудеснейшие дела, потому что тот, кто владеет искусством слова, тот совершает великие дела – ведь «мал язык горами ворочает». …………………………. ………………………… А тогда из сердца будет изгнан излишний, мешающий ораторскому делу страх – страх перед той бездной, которая зовется аудиторией. Правда, пусть останется творческое волнение за свой успех, чувство ответственности за сказанное слово. Тогда от плода уст своих вкусим добро, радость и веселье. ……………………….. ……………………….. Цветник мыслей. Приведенные ниже мысли можно было бы назвать полезными высказываниями, афоризмами, крылатыми выражениями. Объединяем их названием «Цветник мыслей» подобно тому, как прежде на Руси назывались рукописные сборники “Цветник” или “Пчела”. Как пчела собирает мед с цветков, так книжник собирает изречения, афоризмы, притчи, суждения мудрецов. Это делается и с целью просвещения ума, и для того, чтобы использовать в будущей речи. Воспользуйтесь этим классическим способом умственного просвещения: подобно “Пчеле”, собирайте афоризмы, крылатые выражения, чтобы в нужную минуту извлечь их из копилки памяти и воспользоваться советами ученых, философов, мудрецов. Прокомментируйте и развейте основные мысли и понятия. ü Первое и важнейшее условие для оратора есть природное дарование. …Ведь для красноречия необходима особенного рода живость ума и чувства, которая делает в речи нахождение всякого предмета быстрым, развитие и украшение обильным, запоминание – верным и прочным. А наука может в лучшем случае разбудить или расшевелить эту живость ума; но вложить ее, даровать ее наука бессильна, так как все это дары природы. ü Я полагаю, что красноречием можно овладеть лишь сравнявшись в знаниях с образованнейшими людьми… Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний. ü Красноречие руководствуется вкусами слушателей… /Цицерон/ ü Риторика не может быть просто сноровкой и угодничеством, а должна быть сознательно проводимым искусством насаждения благих чувств. Риторика, по мысли Платона, есть творческая деятельность, которая воплощает высшую справедливость в человеческом обществе при помощи последовательного приведения всех низших страстей в стройное и упорядоченное состояние. /А.Ф.Лосев о Платоне/ ü Красноречие бывает истинное и мнимое. Есть люди, кои полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым значит блистать риторическими украшениями, и чем высокопарнее, тем, кажется им, красноречивее. Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются …/Н.Ф.Кошанский. Общая реторика. 1829/ ü...Если под красноречием разуметь дар слова, волнующий и увлекающий слушателя красотою формы, яркостью образов и силою метких выражений, то для этого нужно иметь особую способность, частью прирожденную, частью же являющуюся результатом воспитательных влияний среды, примеров, чтения и собственных переживаний... Поэтому невозможно преподать никаких советов, исполнение которых может сделать человека красноречивым. Иное дело уметь говорить публично, то есть быть оратором. Это умение достигается выполнением ряда требований, лишь при наличии которых можно его достигнуть. /А.Ф.Кони/ ü Красноречие, вероятно, наиболее редкий, равно как и самый изящный из всех талантов. / Л. Вовенарг/ ü Красноречив тот, кто даже непроизвольно заражает своей верой или страстью ум и сердце ближнего. / Л. Вовенарг/ ü Природа делает человека красноречивым, когда у него большой интерес или большая страсть. / Ф. Вольтер/ ü Истинное красноречие – это умение сказать все, что следует, и только то, что следует./ Ф. Ларошфуко/ Практика речи. Честь имеем представиться! (Ваша первая речь – самопрезентация)
Каждому из нас приходится представлять себя в той или иной ситуации. Попробуйте рассказать о себе вашим коллегам и друзьям занимательно, выразительно, нескучно… Даже если вы находитесь в знакомой аудитории, всегда найдется такая информация, которую еще не знают о вас присутствующие. Сделать это необходимо в 3-5-ти минутном выступлении, которое назовем «Честь имею представиться!» или «Разрешите представиться!» Ситуаций для подобного представления в реальной практике множество. Любое знакомство как в бытовой, так и официальной обстановке начинается с самопредставления, т.е. умения сказать несколько слов о себе. Устройство на работу, деловая встреча, телевизионная передача, творческий конкурс или соревнование начинаются с самопредставления или добавлений к тому, что только что о вас было сказано и, возможно, сказано неточно… Формулировка задания
Предмет вашей речи – вы сами. Выберите несколько аспектов вашей жизни, которые представили бы вас как индивидуальность, «человека известного склада», обладающего «лица необщим выраженьем». Это не значит, что необходимо быть сверхоригинальным, производить «впечатление», но нельзя быть и банально-серым – вам предстоит найти нужную меру скромности и смелости, оригинальности и корректности. Вы можете говорить о своем рождении, воспитании, семье. Объясните, как вы стали тем, кто вы есть сейчас – сделайте это спокойно и с достоинством. Смело начинайте и знайте, что любая тематика, о которой вы говорите, уже вас характеризует и, скорее всего, будет интересна слушателям. Расскажите об институте или школе, ваших увлечениях или пристрастиях, ваших родителях (ведь «яблоко от яблони недалеко падает»), друзьях, которым вы подобны, но, главное, этот должен быть рассказ лично о вас, а не просто сухая биография. Если аудитория знакома, то настрой должен быть таков: «я расскажу вам то, что вы еще не знаете» (в риторике прежде всего необходима новизна!); если вы видите слушателей впервые, необходимо твердо, скромно и решительно заявить о себе: «я такой-то или такая-то…». В любом случае вам требуются личный стиль, энергетика, воздействие на эмоции аудитории. Самопредставление не есть самовосхваление – напротив: поставьте задачу показать, как интересен и богат мир вокруг каждого из нас. «Я» – только предлог для того, чтобы поговорить о людях и о том, что нас окружает. В сущности, все, о чем бы вы ни заговорили, будет характеризовать именно вас, поскольку исходит от вас. Ораторское выступление может быть двух типов: импровизированным, т.е. без подготовки, но опирающимся на известные факты, которые говорящий должен быстро извлекать из своей памяти; подготовленным, т.е. продуманным заранее, возможно, написанным – но не для того, чтобы «бубнить по бумажке», а чтобы представить себя и свою речь готовыми к действию. Промежуточным между ними может быть приготовленный план текста по ключевым словам или тезисам речи. Таким образом, возможны приготовленные полный текст, или только тезисы, или только план, или только ключевые слова. Рассказ может быть импровизированным, поскольку каждый из нас способен спонтанно рассказать о себе самые простые вещи: чем он занимается? кто его родители? каковы его увлечения? При подготовленном выступлении советуем его написать. Для того чтобы ритор формировал свой стиль, необходимо много и хорошо писать. Кроме того, опыт показывает: анализ стиля оратора лучше осуществлять по написанному тексту (устное слово, подобно «воробью», прозвучало и «улетело» - его достаточно трудно возродить в памяти). Однако выступление по письменному тексту трудно тем, что оратор может потерять контакт с аудиторией, «уткнувшись» в текст. Поэтому договоримся, что во время выступления по письменному тексту вы будете минимально смотреть в текст, а больше будете стараться найти контакт со своими слушателями. Итак, выберите 3-4 аспекта вашей жизни и свяжите их в небольшой рассказ. Данные ниже вопросы помогут вам построить такой рассказ о себе. При этом выберите лишь то направление мысли, которое наиболее вдохновит Вас, или придумайте свое. Эти или подобные вопросы могут быть заданы Вам после Вашего краткого монолога-презентации.
1. Прежде всего, представьтесь. Встает задача: как себя назвать? Есть официальная форма: имя, отчество, фамилия – в каком бы возрасте вы ни были, свое именование желательно осуществлять с достоинством и ответственностью. Если хотите, прокомментируйте Ваши Ф.И.О. 2. Несомненно, всех интересует, каким делом вы занимаетесь. Сделайте маленькую рекламу вашему труду, вашей профессии, вашему делу. Потом будем говорить об этом более подробно. 3. В какой сфере лежат ваши интересы и увлечения? Вы – постоянный человек в своих увлечениях? Многого не расскажешь, но заинтригуйте, если можете… Есть ли какое-нибудь увлечение, которое помогает вам сегодня? 4. Хранит ли семейное предание какие-нибудь рассказы о вашем рождении? Наша память хранит многое о знаменательных событиях нашего личного прошлого. Если считаете нужным, расскажите. 5. Насколько вы чувствуете связь с вашими родителями? Кто они: кем работают или работали, какие у них интересы? Можете ли вы сказать, что яблоко от яблони недалеко падает? 6. Какие качества вы цените в людях? 7. Вы – человек общительный? В чем выражается ваша любовь / нелюбовь к общению? Любите ли вы большие компании? 8. Вам часто приходилось разочаровываться в людях? Как вы считаете, это было полезно или, напротив, вредило вам? 9. Кто ваши учителя в жизни, школе, институте, работе? Расскажите о самых главных. 10. Каковы ваши планы на будущее? Можно ли считать ваши планы наполеоновскими? 11. Любите ли вы читать? Какую роль занимает книга в вашей жизни? 12. Любите ли вы музыку? Какую: классическую или современную? 13. Любите ли вы танцевать? 14. Любите ли вы спорт? Какую роль в вашей профессии занимает физическая подготовка? Насколько необходимы вам в вашем деле крепкое здоровье и стойкая нервная система? 15. «Скажи мне, кто твой друг …». У вас много друзей? Не страдаете ли вы от излишнего общения? Скучаете ли вы здесь без ваших друзей? 16. Вы человек – утренний или вечерний (жаворонок или сова)? Когда вы любите работать? Как вы работаете? 17. Ваше отношение к природе: солнцу, лесу и дождю? Вы домосед или, скорее, любитель путешествовать? 18. Расскажите на манер юного героя Заходера: что я люблю? Я люблю ………, А теперь: Я не люблю:………. Советы к подготовке речи: 1. Выбрав несколько идей, свяжите их в небольшую историю. Чем более личным и конкретным будет ваш рассказ, тем более теплые отношения установятся между вами и слушателями. 2. Точно разработайте композицию, т.е. расположение частей вашей речи. Пусть она будет ясна – тогда появится четкая уверенность в том, что за чем должно следовать: вступление – основная часть в нескольких идеях – заключение. Тщательно продумайте и проговорите вступительное предложение (ищите, что вас вдохновит). Постарайтесь запомнить его и использовать, даже если лучшая идея блеснет у вас перед началом речи. 3. В основной части выберите несколько главных идей и распространите их примерами, историями и анекдотами. Чем более конкретны вы будете, тем ярче затронете воображение и внимание слушателей. Начинающие ораторы боятся конкретики: если вы только называете идею («я люблю музыку» или «люблю кататься на лыжах»), то, скорее всего ваши слушатели пропустят эту информацию мимо ушей. Но повторите ее в других выражениях, обоснуйте конкретными примерами и доказательствами, тогда вы тронете сердца слушателей. 4. О записях: если вы написали вашу речь или говорите только по плану, помните, что вы должны именно говорить, а не читать. Обращайтесь к слушателям, не бойтесь увидеть их глаза, отмечайте без боязни их внимание и степень заинтересованности. Возможно, в будущем вы будете писать для себя только основные ключевые слова, поскольку научитесь распространять то, что собираетесь высказать. 5. Еще о подготовке. Даже если текст готов, готовы ли вы его произнести? Вам необходимо тренироваться, репетировать. Но вы не артист, да ритору и требуется не сцена, где он будет кого-то изображать, а нужно представить себя человеком «определенного склада». Для этого нужны внутреннее продумывание, сосредоточение, проговаривание речи как про себя, так и вслух. 6. Желательно, чтобы в вашей подготовке не было ничего искусственного, тем более, не требуется при исполнении никакой лишней декламации – чем проще, искреннее и естественнее вы будете, тем скорее достигнете своей цели. Но речь должна быть еще ясной и выразительной, хорошо звучащей, поэтому советуем проговорить ее вслух. Это проговаривание (репетицию) будущей речи можно представить как произнесение речи воображаемой аудитории – просто представьте, как вы могли бы сделать это в реальной обстановке. Неплохо проговорить речь (или хотя бы ее отрывки) перед зеркалом или записать на магнитофон. Скорее всего, эта запись вам не понравится, но вы не сможете не почувствовать, как и над чем надо работать. В американских риториках часто советуют проверить речь или идеи на ком-либо из знакомых – Дейл Карнеги или Поль Сопер приводят примеры, как их подопечные где-нибудь в ресторанчике пробовали свое красноречие на друзьях или родственниках. Впрочем, проговорить речь перед «кухонными присяжными» советовал еще известный русский адвокат Плевако. Так что, если вы найдете необходимым и естественным проговорить вашу речь перед кем-то из ваших доверенных лиц (родителями, друзьями, родственниками), сделайте это – собственно говоря, мы именно так и готовили уроки в младших классах начальной школы, когда собирались завтра отвечать у доски с «публичной речью». 7. При произнесении речи имейте «глазной контакт» со слушателями. Не бойтесь смотреть внимательно в глаза то одному, то другому вашему слушателю – пусть они чувствуют ваше внимание. Взгляд необходимо фиксировать на одну-две секунды на каждом слушателе, никого не обходя своим вниманием, в то же время не утыкаться в одно и то же симпатичное вам лицо (более подробно см. учебник «Риторика. Вводный курс…», с. 224). 8. Внешность важна. Когда вы хорошо выглядите, это придает уверенность. Поэтому подумайте о том, чтобы ваш костюм был приличен, удобен, уместен. Тогда вы быстро забудете о себе и сосредоточитесь на аудитории и предмете своей речи. 9. Язык вашего тела должен быть подчинен смыслу речи. Ничто так не ценится как естественность, но естественность бывает результатом долгой работы над собой и техникой владения своим телом. Из первых советов выскажем следующее: стоять надо на прямых (но не деревянных) ногах, как бы держа упор и занимая определенную позицию. Руки свободно опущены и жестикулируют только в случае необходимости. Аудитория должна быть сосредоточена на смысле речи и ничто лишнее не должно ее отвлекать, ибо внимание слушателей, в конце концов, сосредотачивается только на глазах оратора – «зеркале» его души.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.27.63 (0.031 с.) |