Почему проигрывает Наш футбол и когда он возродится. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему проигрывает Наш футбол и когда он возродится.



 

Уважаемые слушатели!

Возможно, вас удивит, что я, называющий себя человеком дела, решил сегодня говорить на такую несерьезную тему как футбол. Но если выпуски телевизионных новостей начинаются с сообщений о чемпионатах мира по футболу, если президент нашей страны выступает с продолжительным напутствием к футболистам, если вся эта страна приникает к телеэкранам, чтобы болеть за «своих», разве это не государственное дело – говорить о футболе?

Итак, первое: сегодняшний футбол – важнейшая государственная проблема, которая требует внимания и заботы. Футбол объединяет нацию, футбол ее оздоровляет, футбол создает настроение людей – и важно, чтобы он опирался на здоровые культурные корни и сам формировал здоровую духовную атмосферу, в которой возможно говорить о футболе, играть в футбол, жить футболом.

Второе: футбол проигрывает из-за плохого языка, то есть из-за отсутствия объединяющего всех настроения, мыслей и хороших слов, которые звучат о нашем футболе. Следовательно, футбол проигрывает из-за плохой риторики как искусства ставить, обсуждать и решать проблемы. Объясняю:

С каким настроением обсуждалось большинство фактов нашего футбола перед чемпионатом мира в Японии? – С критическим. Вселялась ли вера в победу футболистов? – Скажем откровенно: Нет, все были подвержены скорее скепсису, чем оптимизму. Разве с таким настроением можно что-либо выиграть? Куда было обращено внимание большинства наших футбольных обозревателей? – Туда, куда смотрят все наши средства массовой информации – на Запад. Писали больше о Бразилии, Корее, Коста-Рике, Японии, чем о России, как и сейчас продолжают писать о Реале, Ливерпуле, Марселе – вот образцы, на которые нас хотят ориентировать.

И эта неуверенность, отсутствие чувства национальной гордости и достоинства не могло не передаваться футболистам.

Значит третье: все дело в культуре, которая состоит в том, чтобы сохранять все ценное, что завоевал национальный футбол и развивать эти достижения. А мы? Кто заставляет нас говорить о том, что «Спартак» – 4-х-кратный(?), а не 14-ти кратный чемпион страны, а «Динамо» – вообще никакой не чемпион? Почему все наши клубы начали свою историю заново? Разве они не правопреемники футбольной истории СССР? Разве можно такое представить где-нибудь в Италии, которая была чемпионом мира с 1930 года, или Уругвае (чемпион – с 34-го) или в Англии, имеющей столетнюю футбольную историю? Только мы можем все сожалеть, плакаться и каяться в своих ошибках и со слезой в голосе вспоминать о победах… А не пора ли воспрянуть духом, вспомнить о национальном характере и вдохновиться новым настроением, объединением вокруг общей национальной идеи возрождения и России, и ее спортивного характера, и ее футбольного авторитета?

Пример отсутствия такого духовного объединения с болельщиками своей страны являла команда наших футболистов, которую всячески изолировали от общения с болельщиками, с прессой, оберегали как изнеженных принцесс вместо того, чтобы напитать их бодрым духом нашего общего оптимистического настроя?

И четвертое – тоже проблема футбольной риторики. Серьезные претензии у меня к нашим футбольным комментаторам. Где напряженная мастеровитость Вадима Синявского, где артистизм и эрудиция Николая Озерова, богатство личности Катэ Махарадзе, своеобразие Владимира Маслаченко, который почему-то вообще не был на чемпионате мира, а сейчас почти не ведет репортажей? Каждый комментатор – это ритор-профессионал, зажигающий слушателей (а слушатели – вся страна) своими репортажами. Сегодняшний комментатор – ленивый бытописатель, фактограф того, что происходит на поле… Он боится подумать о том, что надо сопереживать, говорить интересно, своеобразно, что надо искать свой стиль – и в мыслях, и в словах, и в произношении.

Одним словом, никуда не пойдет и не разовьется наш футбол, если не будет у нас хорошей футбольной риторики как умения говорить о футболе, объединяться в наших мыслях и словах, вдохновляться и верить в то, что наш национальный дух и характер, помноженные на традиции, умения, энергию, наконец, возродят футбольную Россию, славу которой я предвижу, может быть, в самом ближайшем будущем.

 

…………………………………………

Это не все из произнесенных речей, но завершили вечер благопожелания ораторов-участников курса, произнесенные с братиной, передаваемой из руку в руки в знак нашего риторического содружества.

Вообще всякой «изюминкой» общения являются индивидуальные находки, фиксирующие только здесь в данном коллективе сложившиеся отношения. И в этом смысле любая новая речь не похожа на предыдущую, им же несть числа.

Так, в этот раз участники курса спели песню, которой часто венчается хорошее обучение, рождающее в душах учащихся «Радость» от наступившего преображения личности, которое дается риторической учебой:

Куры стали павами,

лысые – кудрявыми,

Даже мельница – и та

Заплясала у моста…

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

В Приложениях даются дополнительные материалы, которые могут быть использованы на занятиях и как обязательные «краткие» части продолжительностью в 10-15 минут (например, техника речи), и как фрагменты необходимой риторической учебы, позволяющей расширить риторическую эрудицию за счет знакомства с классическими ораторскими текстами или правилами речи, сформулированными в фольклоре или духовной литературе.

 

Приложение 1. Техника речи

 

Важной частью занятий на семинарах и курсах риторики должны стать упражнения по технике речи. Техника речи является своеобразной речевой гимнастикой. Как занятия спортом (гимнастикой, спортивными играми) или искусством требуют регулярной тренировки, так и подготовка речи нуждается в постоянных упражнениях. Им возможно посвящать 10-15 минут на каждом практическом занятии. Цель таких занятий - постановка дыхания, развитие артикуляции, интонационной выразительности.

Упражнение 1. Произнесите ясно и четко основные гласные звуки (4-5 раз):

Ы – Э – А – О – У

И – Е – Я – Ё – Ю

Упражнение 2. Добавим к ряду гласных главный тренировочный звук “М”:

МЫ – МЭ – МА – МО – МУ

МИ – МЕ – МЯ – МЁ – МЮ

Упражнение 3. Произнесите несколько раз:

МЫМЫМЫ – МЭМЭМЭ – МАМАМА – МОМОМО – МУМУМУ

Не красна изба углами, / а красна пирогами.

Сам алый сахарный, / кафтан – зеленый, бархатный.

На горе Арарат растет крупный виноград.

Упражнение 4. Произнесите несколько раз:

ТЫ - ТЭ - ТА - ТО - ТУ -ТЫ

ДЫ - ДЭ - ДА - ДО - ДУ - ДЫ

От топота копыт пыль по полю летит.

Дыхание

 

" Лесенка ". Вы поднимаетесь по лестнице и считаете ступеньки: "Раз - ступенька, два - ступенька, три - ступенька и т.д." Кто больше и дольше?

" Колокол ". Движением всей руки ударяем в "колокол" и слушаем отзвук:

мыммммм-мэмммм-маммммм-момммм-мумммм...

"Старт!" "…Десять! Девять! Восемь! Семь! Шесть! Пять! Четыре! Три! Два! Пуск!" Отсчет ведите громко и энергично без добора воздуха.

«На одном дыхании»

Произнесите выразительно и не добирая дыхание:

Тот, кто ничего не знает и знает, что он ничего не знает, знает больше, чем тот, кто ничего не знает и не знает, что он ничего не знает.

" Полтава"

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

 

" Скакалка "

 

Со скакалкой я скачу, Научиться я хочу Так владеть дыханьем, чтобы Звук держать оно могло бы, Глубоко, ритмично было И меня не подводило. Я скачу без передышки И не чувствую одышки. Голос звучен, льется ровно И не прыгаю я словно. Раз - два! Раз - два! Раз - два! Раз! Можно прыгать целый час!..

Одна дана нам голова,

А глаза – два

и уха два,

и два виска,

и две щеки,

и две ноги,

и две руки.

Зато один и нос и рот,

А будь у нас наоборот:

Одна нога, одна рука,

Зато два рта, два языка,

Мы только бы и знали,

что ели да болтали.

Трудненькие скороговорочки

 

ü Вылит колокол не по-колоколовски,

надо колокол переколоколовать,

перевыколоколовать.

ü Сшит колпак не по-колпаковски,

надо колпак переколпаковать,

перевыколпаковать.

ü Расскажите про покупки!

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои!

ü Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Карл у Клары украл расческу, а Клара испортила Карлу прическу.

ü На дворе трава,

на траве – дрова,

не руби дрова на траве двора.

ü Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках: санки – скок, Сеньку – с ног, Саньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб.

ü Шли три старушки, нашли три полушки, купили три ватрушки.

ü Наш Полкан из Байкала лакал.

Полкан лакал – не мелел Байкал.

ü В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж

Чрезвычайно чисто.

ü Ехал грек через реку.

Видит грек: в реке – рак.

Сунул грек руку в реку –

Рак за руку грека - цап!

Приложение 2. Ораторские монологи

 

Публикуемые монологи являются классикой ораторского искусства и художественной литературы. Их чтение вслух и разбор могут стать хорошей тренировкой осмысленного чтения, постановки дыхания, голоса и т.д. Многолетняя практика подсказывает, что декламация ораторских речей не может быть искусственным «театральным» чтением, ритор может представить, как он звучит, читает вслух, насколько хватает его дыхания при воспроизведении фразы. При этом самое главное - естественность, осмысленность и выразительность чтения.

Многое зависит от того, какую задачу вы захотите решать: одни читают вслух, чтобы представить, как мог звучать этот монолог в действительности – тогда возникает некоторый эффект театральности; другие прочитывают текст как просто хорошее литературное произведение, насыщенное мыслями, удачными словесными оборотами, фигурами речи. Третьи просто могут ограничиваются аналитическим разбором и чтением текста про себя.

Для ораторских речей самым трудным вопросом является отбор материала. В русской риторике еще не сложился хрестоматийный состав отечественных авторов, которых беспрекословно можно было бы отнести к числу классиков, как это сделано в русской художественной литературе, где имена Пушкина, Гоголя, Гончарова, Достоевского, Толстого, Чехова, Шолохова, Ахматовой, Пастернака являются безусловными авторитетами. В русской ораторике состав «знаменитостей», чьи речи могли бы быть названы образцовыми, попросту еще не устоялся. Тем не менее, те авторы, которые предложены ниже, являлись и являются не только известными личностями в русской культуре, но прославились своими писательскими трудами и ораторскими выступлениями.

В то же время в русскую культуру органично входит зарубежная классика, которой обогащаются и русская риторика, и русский литературный язык. Поэтому ниже и приведены речи Цицерона, монолог Антония из трагедии Шекспира «Юлий Цезарь», речь Авраама Линкольна, послевоенная речь де Голля. Знакомясь с этим материалом, оцените, насколько два перевода цицероновской речи различны между собой, а латинский текст намного короче русского – почему? Оцените, почему древнерусский текст XII века – Слово Кирилла Туровского – звучит так понятно и современно? Почему так изящен для современного слуха текст Ломоносова (прекрасный материал для прочтения и развития ораторского дыхания)?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.024 с.)