Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А.С.Пушкин. Монолог Бориса ГодуноваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся?.. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной – Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать – Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожат сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы – Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком – Как буря, смерть уносит жениха… И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!.. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную… Все я! Ах! Чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда – беда! Как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах. И рад бежать, да некуда… ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста!
Советы к выразительному чтению 1. Речь начинается с деления на отрезки, или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. П а у з а – проявление мастерства говорящего, поэтому цените ваши слова: держите паузу, делающую смысл ваших слов значительным. 2. В каждом отрезке речи есть логический центр, главные слова. Обычно это слова, несущие основную, новую информацию. На этих словах делается логический а к ц е н т (у д а р е н и е). В каждой фразе такое ударение определяется по смыслу, который вы хотите вложить в слова. Поэтому находите точно логический центр. Выделяем главные слова полужирным шрифтом. 3. Действие, которое вы совершаете, и смысл, который вкладываете в слова, должны подсказать вам нужную и н т о н а ц и ю (мелодический рисунок) вашей речи. Предлагаемый рисунок интонации показываем стрелками ø и ö, хотя вы, конечно, должны иметь в виду, что возможен и другой выбранный вами интонационный рисунок. 4. Старайтесь четко артикулировать все звуки вашей речи. А р т и к у л я ц и я – ясное и четкое произношение – показывает культуру вашего звучания. Совет мастера «Работу по речи и слову надо начинать с деления на речевые такты или иначе говоря, с расстановки пауз… Берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам. Набейте себе на этом ухо, глаз и руку… Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимы потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. Не вникнув в нее, не скажешь правильно фразы. Привычка говорить по тактам сделает вашу речь не только стройной по форме, понятной по передаче, но и глубокой по содержанию, так как заставить вас постоянно думать о том, что вы говорите…» /К.С.Станиславский. Работа актера над собой/
Приложение 3. Общие правила речи в фольклоре (по пословицам и поговоркам) Задание 48. Изначально правила речи даны в фольклоре, а именно в пословицах и поговорках. Эти правила каждый человек постигает еще в детстве, но соблюдает или нарушает затем всю свою жизнь. Соблюдение этих правил регламентирует не только бытовую жизнь человека, но и его деловые отношения, они значимы для любой сферы общения. Прокомментируйте пословицы, взятые из сборника «Пословицы русского народа» В.И.Даля (М., 1989, т. I, с. 355-364), сформулировав: Какие правила, советы, рекомендации можно вывести из данных пословиц о языке – речи – слове?
Приведенные пословицы разделены на группы: А. Пословицы со словом язык; Б. Пословицы со словом слово; В. Пословицы со словом речь; Г. Пословицы, где не употребляются слова язык – слово – речь, но в них говорится о речевых действиях и правилах. А. Мал язык – горами ворочает. Языком что рычагом. Язык – стяг, дружины водит. Язык царствами ворочает. Язык поит и кормит, и спину порет. Язык до Киева доведет (и до кия, и до побоев) Не спеши языком, торопись делом. Языком не торопись, а делом не ленись Кто языком штурмует, немного навоюет. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Язык болтает, а голова не знает. За твоим языком не поспеешь босиком. Язык мой – враг мой. Язык до добра не доведет. Язык ворочается, говорить хочется. Не ножа бойся, языка. Бритва скребет, слово режет. В прохладе живем: язык болтает, и ветерок продувает. Сболтнул бы коток, да язык короток (т.е. нет воли). Не пройми копьем – пройми языком! Что на уме, то и на языке. Б. От одного слова да навек ссора. Для красного словца не пожалеет ни мать, ни отца. Сказал бы словечко, да волк недалечко. Хорошее слово – половина счастья. Он спроста не говорит: растопырит слово что вилы, да молчит. Слово не стрела, а пуще стрелы (разит). Иное слово пропуская мимо ушей. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Слово слово родит, третье само бежит. От приветливых слов язык не отсохнет. Во многословии не без пустословия. В. Красна речь слушанием. Речист, да на руку нечист. Короткие речи и слушать неча. Г. Хороший рассказчик – плохой приказчик Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит. Говори с другими поменьше, а с собою побольше. Скоро говорится, да не скоро делается. Нечего про то и говорить, чего в горшке не варить. Говорит направо, а глядит налево. Сказал красно – по избам пошло, а смолчится – себе пригодится. Говорил бы много, да сосед у порога. Есть что слушать, да нечего кушать. Умел сказать – умей и ответ держать. Во хмелю что хошь намелю, а проснусь - отопрусь. Говоришь по совету, а выйдет всему свету. Сколько ни говорить, а с разговору сыту не быть. У кого что болит, тот про то и говорит. На чужой роток не накинешь платок. Чье правое дело, тот говори смело. Звонко занес, да куда-то вынесешь! Звонко поешь, да где-то сядешь!
Можно ли сказать, что слова язык – слово – речь употреблены здесь в синонимических значениях? Если да, то каких? Задание 49. Можно ли систематизировать правила ведения и построения речи по данным пословиц и поговорок? Такую попытку предпринял академик РАО, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова Ю.В.Рождественский. Пословицы и правила, выводимые из них, оказались поделенными на четыре тематические группы. Попробуйте самостоятельно выводить правила из пословиц в правой стороне таблицы:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 5861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.01 с.) |