Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни эстетического сознания, их взаимосвязь и функции.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Уровни эстетического сознания.
Специализированное эстетическое сознание подразделяется на два подуровня: - его носителями являются люди, занимающиеся художественным творчеством; - представляют специалисты в области искусствоведения и эстетики. В соответствии с уровнями эстетического сознания проявляется его особенности с позиций характера отражения действительности. Поэтому имеет место: - чувственно-эмпирическое отражение. Здесь формируются эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое представление; - рациональное отражение. Его составляют эстетические суждения, ценности, взгляды, идеалы.
В основе сознания лежит эстетическая потребность, заинтересованность человека в эстетических ценностях, его жажда красоты и гармонии, которая исторически сложилась как общественная потребность выживания человека в мире. Любая эстетическая потребность приобретает предметный характер.
Эстетический идеал.
Феномен идеала отчетливо прослеживается на всех этапах развития культуры. Начиная с «блага» Платона, Плотина и Августина идеал изучается в качестве «духа эпохи» (М. Дворжак), «правды жизни» (В. Соловьев), или более глобально в форме «культурного образца» или стандарта ценностей» (Манро). В эстетике существует система нормативов эстетического идеала. Это связано в первую очередь с тем, что именно он задает художественный канон. Принято выделять содержательные и формальные нормативы. Система нормативов идеала представляет собой набор общих требований, которым должны удовлетворять любые преобразования реальности при переходе от действительного к желаемому. Эстетическое сознание в целом, его любой элемент имманентно заключает в себе образец, ориентир, духовную цель, которая и есть эстетический идеал. Слово «идеал» греческого происхождения и в переводе на русский - это игра, понятие, образец, представление.
Особенности эстетического идеала:
- в отличие от любого социального идеала существует не в абстрактной, а в чувственной форме, потому что тесно связан с эмоциями, чувственным отношением человека к миру; - определяется разными способами соотнесения эстетического идеала с действительностью; - связан с характером отражения действительности в идеале; - заключается в соотнесении объективных качеств действительности и особенностей внутреннего мира человека; - определяет перспективу развития общества, его интересы и потребности, а также интересы и потребности отдельного человека; - способствует образованию мифов в сознании человека или общества, этим как бы заменяя саму действительность.
В обществе эстетический идеал выполняет следующие функции:
- мобилизует человеческую энергию чувств и волю, показывая направление деятельности; - создает возможность опережать действительность, указывает тенденцию будущего; - выступает как норма, образец и как должное; - служит объективным критерием оценки всего, с чем встречается человек в окружающем мире.
Таким образом, эстетический идеал как эталон для возбуждения и кодирования художественных эмоций представляет собой практически не что иное, как представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало определенному эстетическому идеалу человека.
Эстетический вкус.
В эстетическом идеале проявляется эстетический вкус, в основе которого лежит эстетическая установка, которая накладывает отпечаток на весь строй образов и чувств художника и составляет основу художественного стиля того или иного автора. В эстетическом смысле термин «вкус» впервые использовал испанский мыслитель Бальтасар Грасиан («Карманный оракул», 1646), обозначив так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного и произведений искусства. У него потом его заимствовали мыслители Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII веке появляется множество трактатов о вкусе. Итог дискуссии этого века подвел Вольтер. По аналогии с пищевым вкусом он выделяет художественный вкус, дурной вкус и извращенный вкус. Из английских философов можно привести для примера Д. Юма, который полагал, что вкус - это способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве.
Эмоциональная реакция на произведение выражается в языке в форме эстетической оценки. Под ней подразумевается высказывание, описывающее эстетическое чувство зрителя при восприятии произведения. Такое высказывание в эстетике появляется впервые в трудах И. Канта («Критика способности суждения») и получило название «суждения вкуса». Существует четыре разновидности эстетической оценки: положительная, отрицательная, противоречивая, неопределенная.
Эстетические чувства.
Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. Эстетические чувства могут иметь «созерцательный» характер, когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности; они становятся активными, когда органически включаются в нашу деятельность, придавая ей определенные эстетические формы и черты. Особенно большое значение приобретают активные эстетические чувства в творческой деятельности людей. Связь эстетических чувств с восприятием действительности огромна и общепризнана. Однако эстетическое восприятие действительности отличается особыми чертами по сравнению с восприятием в процессе обычного труда, учебной или научной деятельности. Во всех этих случаях восприятие носит строго объективный характер. В эстетическом же восприятии объективная действительность отражается особым образом - в форме эмоциональных переживаний, вызываемых в нас воспринимаемыми явлениями.
Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни. В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку, потребность - потребность в эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека. В процессе исторического развития человеческого общества эта потребность в эстетическом удовольствии получила огромное развитие и нашла свое выражение в созданных человеком различных видах искусства - музыке, живописи, поэзии, архитектуре, хореографии и т. д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.208 (0.006 с.) |