Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни эстетического сознания, их взаимосвязь и функции.

Поиск

 

Уровни эстетического сознания.

 

Специализированное эстетическое сознание подразделяется на два подуровня:

- его носителями являются люди, занимающиеся художественным творчеством;

- представляют специалисты в области искусствоведения и эстетики.

В соответствии с уровнями эстетического сознания проявляется его особенности с позиций характера отражения действительности. Поэтому имеет место:

- чувственно-эмпирическое отражение. Здесь формируются эстетическое созерцание, эстетическое восприятие, эстетическое представление;

- рациональное отражение. Его составляют эстетические суждения, ценности, взгляды, идеалы.

 

В основе сознания лежит эстетическая потребность, заинтересованность человека в эстетических ценностях, его жажда красоты и гармонии, которая исторически сложилась как общественная потребность выживания человека в мире. Любая эстетическая потребность приобретает предметный характер.

 

 

Эстетический идеал.

 

Феномен идеала отчетливо прослеживается на всех этапах развития культуры. Начиная с «блага» Платона, Плотина и Августина идеал изучается в качестве «духа эпохи» (М. Дворжак), «правды жизни» (В. Соловьев), или более глобально в форме «культурного образца» или стандарта ценностей» (Манро).

В эстетике существует система нормативов эстетического идеала. Это связано в первую очередь с тем, что именно он задает художественный канон. Принято выделять содержательные и формальные нормативы.

Система нормативов идеала представляет собой набор общих требований, которым должны удовлетворять любые преобразования реальности при переходе от действительного к желаемому.

Эстетическое сознание в целом, его любой элемент имманентно заключает в себе образец, ориентир, духовную цель, которая и есть эстетический идеал. Слово «идеал» греческого происхождения и в переводе на русский - это игра, понятие, образец, представление.

 

Особенности эстетического идеала:

 

- в отличие от любого социального идеала существует не в абстрактной, а в чувственной форме, потому что тесно связан с эмоциями, чувственным отношением человека к миру;

- определяется разными способами соотнесения эстетического идеала с действительностью;

- связан с характером отражения действительности в идеале;

- заключается в соотнесении объективных качеств действительности и особенностей внутреннего мира человека;

- определяет перспективу развития общества, его интересы и потребности, а также интересы и потребности отдельного человека;

- способствует образованию мифов в сознании человека или общества, этим как бы заменяя саму действительность.

 

В обществе эстетический идеал выполняет следующие функции:

 

- мобилизует человеческую энергию чувств и волю, показывая направление деятельности;

- создает возможность опережать действительность, указывает тенденцию будущего;

- выступает как норма, образец и как должное;

- служит объективным критерием оценки всего, с чем встречается человек в окружающем мире.

 

Таким образом, эстетический идеал как эталон для возбуждения и кодирования художественных эмоций представляет собой практически не что иное, как представление о том, каким должно быть художественное произведение, чтобы оно соответствовало определенному эстетическому идеалу человека.

 

Эстетический вкус.

 

В эстетическом идеале проявляется эстетический вкус, в основе которого лежит эстетическая установка, которая накладывает отпечаток на весь строй образов и чувств художника и составляет основу художественного стиля того или иного автора. В эстетическом смысле термин «вкус» впервые использовал испанский мыслитель Бальтасар Грасиан («Карманный оракул», 1646), обозначив так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного и произведений искусства. У него потом его заимствовали мыслители Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII веке появляется множество трактатов о вкусе. Итог дискуссии этого века подвел Вольтер. По аналогии с пищевым вкусом он выделяет художественный вкус, дурной вкус и извращенный вкус. Из английских философов можно привести для примера Д. Юма, который полагал, что вкус - это способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве.

 

Эмоциональная реакция на произведение выражается в языке в форме эстетической оценки. Под ней подразумевается высказывание, описывающее эстетическое чувство зрителя при восприятии произведения. Такое высказывание в эстетике появляется впервые в трудах И. Канта («Критика способности суждения») и получило название «суждения вкуса». Существует четыре разновидности эстетической оценки: положительная, отрицательная, противоречивая, неопределенная.

 

Эстетические чувства.

 

Эстетическими называются такие высшие чувства, которые вызываются в нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия.

Эстетические чувства могут иметь «созерцательный» характер, когда они возникают в связи с восприятием объективной действительности; они становятся активными, когда органически включаются в нашу деятельность, придавая ей определенные эстетические формы и черты. Особенно большое значение приобретают активные эстетические чувства в творческой деятельности людей.

Связь эстетических чувств с восприятием действительности огромна и общепризнана. Однако эстетическое восприятие действительности отличается особыми чертами по сравнению с восприятием в процессе обычного труда, учебной или научной деятельности. Во всех этих случаях восприятие носит строго объективный характер. В эстетическом же восприятии объективная действительность отражается особым образом - в форме эмоциональных переживаний, вызываемых в нас воспринимаемыми явлениями.

 

Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни. В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку, потребность - потребность в эстетическом переживании. Эта потребность отличала уже первобытного человека. В процессе исторического развития человеческого общества эта потребность в эстетическом удовольствии получила огромное развитие и нашла свое выражение в созданных человеком различных видах искусства - музыке, живописи, поэзии, архитектуре, хореографии и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 914; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.84.208 (0.006 с.)